Цель урока:
– выработка умений построения таблиц истинности для сложных логических выражений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебная задача:
Выведение алгоритма построения таблиц истинности для сложных составных высказываний.
Ход урока
Действия учителя |
Действия учащихся, их предполагаемые ответы |
|
|
Добрый день! | Добрый день! |
|
|
|
– с помощью таблиц истинности, которая показывает, какие значения принимает составное высказывание при всех наборах значений переменных |
|
– отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция – а если хотим изменить порядок выполнения, то применяем скобки. |
a) (1V1)V(1V0); b) ((1&A)V(A&0))V1; c) (0&1)&1; d) (AV1)V(V0) |
a) 1; b) 1; c) 0; d) 1. |
&, если: |
а) 0; б) 1; в) 0; г) 0. |
0, 1, 10, 11,…
|
0, 1, 10, 11, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000… – Возрастающая последовательность двоичных чисел. |
|
28=256 символов |
2) A, B, C? |
1) 4 – 00, 01, 10, 11; 2) 8 – 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111. |
|
|
Точка разрыва | |
|
– Это сложное выражение. – ? |
III. Этап целеполагания | |
|
|
Формулировка задач урока: |
|
Решение проблемы | |
Работа в группах. Каждая группа решает и показывает свое решение на доске. | |
– Молодцы! | |
Оформление общего результата работы | |
– Сколько строк будет иметь эта таблица при n переменных? | – 2n |
– Сколько столбцов будет иметь эта таблица? | n + количество операций |
– В каком порядке заполнять названия столбцов таблицы? | – в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов; |
– Сформулируйте алгоритм построения
таблиц истинности. Фиксирует на доске |
|
IV. Этап закрепления новых знаний и новых способов действий | |
а) A&(B V & ); в) A & (A V B V ). 2) Докажите равносильность следующих высказываний: а) и A &; б) A ~ B и (A & B) V ( & ); |
|
V. Рефлексия | |
– Что нового узнали на уроке? – Все ли было понятно на уроке? – Что не поняли? Почему? – интересен ли урок? Спасибо за урок! |
Использованная литература:
- Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под. ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. – M.: Просвещение, 1996.