Урок по окружающему миру в 3-м классе "Лес - это интересно"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Тип: изучение нового материала

Цель урока: актуализация знаний учащихся о лесе.

Задачи урока:

1) образовательные.

– актуализировать знания учащихся о лесе; показать взаимную приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них, на основе имеющихся знаний учащихся.
– построить проблемную ситуацию и создать условия для её решения;
– осознанно “открыть” новые задания и закрепить их при выполнении практических заданий.

2) развивающие

– развивать первоначальные навыки исследовательской работы учащихся;
– развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре) развивать логическое мышление, речь, творческое воображение.

3) воспитательные

– воспитывать любовь к растениям и животным леса

Оборудование: рисунки(сосна, берёза, белка– летяга, дуб, липа, кабан; личико согласия, удивления по цвету, спилы деревьев, следы зверей, выставка рисунков, энциклопедии “Живой мир”, деревья берез, гарь, ельник, учебник, линейка, карандаш, корзины с грибами.

Ход урока

I. Самоопределение учебной деятельности.

1. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

1. Блиц-турнир “Я знаю лес”

(используются карточки сигналов и вывешиваются рисунки деревьев и животных)

а) Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
б) Какое дерево широколиственного леса при движении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа).
в) Назови дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Шишки мелкие, округлые. (сосна).

г) Какая птица распространяет плоды кедра? (кедровка).
д) Какое животное умеет не только прыгать, но и летать? (белка-летяга).
е) Плодами какого дерева являются желуди? (дуб)
ж) Какое дерево является символом России? (береза).

Это вы уже знаете. А какая тема нашего урока?

(Лес, его обитатели, взаимосвязь живой и неживой природы)

Давайте прочитаем тему с.53.

(Лес – это интересно)

Лес-это украшение нашей земли, нашей Родины, а вы исследователи.

2. Инсценирование рассказа “На лесной полянке”(2 мальчика и девочка в костюмах дедушки, внучки и внука с корзиной в руках, на доске рисунки леса).

Автор:

Дедушка с внуками собирал грибы.

Лена:

Дедушка, а эти березы всегда здесь были?

Миша:

Вовсе нет!

Дедушка:

Конечно, Миша. Раньше здесь был лес, но не этот, а старый ельник. Недалеко отсюда была вырубка, откуда еще мой отец возил бревна для дома, где мы тогда жили. В войну сгорело все… До самой речки.

Лена:

И теперь никогда больше здесь ельника не будет?

Дедушка:

Погоди, не все сразу. После того пожара уже через год-другой повсюду березки прорастать стали: не зря их семена ветер носит. А елочки – те только теперь в тени старых берез прорасти да окрепнуть могут. Гляди сколько их кругом. Вот придешь сюда со своими внучатами – тут уж опять ельник стоит. А березки подо мхом лежат, грибам да траве снова жизнь дают.

(Дети уходят).

3. Какое дерево хорошо прорастает и развивается на открытом месте? (береза).

Как это происходит? (ветер семена разносит).

Какое – в тени других деревьев прорастает (елочки).

Как приспосабливаются лиственные деревья к смене сезонов? (сбрасывают листья).

А что происходит с елочками? (они имеют хвоинки).

Как приспособились деревья к жизни в лесу? (разносят семена, могут прорастать в тени, на вырубках).

Вывод:

Новое знание. Приспособление деревьев к жизни в лесу и смене сезонов. Лес живет вечно.

III. Практическая работа.

1. Работа по алгоритму учебника.

А как определить возраст дерева?

На стр. 54 синим шрифтом алгоритм прочитайте.

Что сначала делаем?

1) от центра ствола до коры – измеряем
2) толщина 10 колец = 20 мм, 1-го кольца – 2 мм
3) всего колец: 2.

2. Определение возраста дерева

(родители заготовили спилы деревьев и дети определяют, а учитель помогает)

Вывод:

Дети выучили алгоритм. Группы научились определять возраст дерева.

Сегодня мы занимаемся исследованием леса.

IV. Закрепление изученного

1. Узнать след своего животного.

(Игрушка на столе у группы, учащиеся ищут след за партой, а потом по классу и прикрепляют на лесной поляне к животному)

2. Задание 4 стр.55. Рассмотреть следы животных.

3. Пользуясь энциклопедией (по закладке) придумать загадку о своем зверьке, используя приспособления (карточки также у каждой группы)

Карточка

Выбери, какие животные лесное зоны используют приспособления к смене сезонов:

на зиму улетают к жизни в лесу
в теплые края; умеют прятаться в лесу;
имеют густой мех; умеют лазать по деревьям;
запасают корм; строят гнезда на деревьях;
зимой впадают в спячку питаются частями деревьев.

1) У этого животного пушистый хвост.

Она прыгает вверх, вниз по стволам деревьев.

Белка приспособилась к смене сезонов тем, что имеет густой мех, запасает грибы, орехи, к жизни – лазать по деревьям, прятаться в лесу.

2) Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом. Питается зайцами, мышами,

некоторыми животными.

к смене сезонов к жизни в лесу
(густой мех) прятаться в лесу
  питается грызунами

3) Небольшой грызун с острой мордочкой, ушками. Она серенькая, маленькая с длинным хвостом (мышь)

4) Это серовато-бурый зверек. У него длинные уши и короткий хвост (заяц).

5) Это всеядная птица. Черная как смола (ворона)

У каждого животного своя жизнь. И дерево, и куст, и животное, и человек должны дружить.

Вывод:

Учащиеся выявили, как приспособились животные к смене сезонов и жизни в лесу.

4. Определение по рисункам влияние деятельности человека на природу.

А как влияет человек на лес?

(Дети выходят к выставке рисунков и делятся своими впечатлениями)

(Один может выступить, что вырубают большие территории леса;
второй подметит, что много мусора в лесу;
третий – выхлопы автомобилей, дым заводов и электростанций содержат также вредные химические вещества, как сера;
четвертый – кислотные дожди ослабляют хвойные деревья и они гибнут от вредителей и болезней;
пятый – гнезда остаются без птиц, их кто-то потревожил).

– А как сохранить лес, уберечь жизнь животным?

– Мы писали на уроке русского языка сочинение “Берегите лес”.

Приготовили небольшое обращение.

Берегите леса
Не ломайте гнезда,
Не стреляйте в зверей
Им нужна забота
А потом на заре
Песенкой разбудят
Всем, кто слышал нас сейчас,
Веселее будет.

Берегите лес – это богатство нашей Родины.

V. Рефлексия учебной деятельности

(Под музыку дети выходят в круг и оценивают собственную деятельность и фиксируют содержание нового материала)

Итог урока:

Итак подведем итог урока.

– Как деревья приспособились к смене сезонов?

(Сбрасывают листья, имеют хвоинки вместо обычных листьев)

– Как приспособились деревья к жизни в лесу?

(Разносят семена, могут прорастать в тени)

– А животные как приспособились к смене сезона?

(Улетают в теплые края птицы, имеют густой мех, запасают корм, впадают в спячку )

– А к жизни в лесу?

(Умеют лазать по деревьям, строят гнезда, питаются частями деревьев)

– Чему научились?

(Определять сколько лет дереву)

– Что понравилось на уроке?

– Сегодня вы были историками и многое узнали о лесе.

– Вы были следопытами. Находили и определяли следы животных.

– Какие замечательные рисунки приготовили – просто художники….

– Многие работали с энциклопедиями и другими книгами и составили интересные предложения о животных.

VI. Домашнее задание: стр.54 №3.

Выбери и отметь особенности климата лесной зоны.