Тип: изучение нового материала
Цель урока: актуализация знаний учащихся о лесе.
Задачи урока:
1) образовательные.
– актуализировать знания учащихся о лесе;
показать взаимную приспособленность живых
организмов, их зависимость от неживых
компонентов и влияние на них, на основе имеющихся
знаний учащихся.
– построить проблемную ситуацию и создать
условия для её решения;
– осознанно “открыть” новые задания и
закрепить их при выполнении практических
заданий.
2) развивающие
– развивать первоначальные навыки
исследовательской работы учащихся;
– развивать умение сотрудничать с учителем и
друг с другом (работа в паре) развивать
логическое мышление, речь, творческое
воображение.
3) воспитательные
– воспитывать любовь к растениям и животным леса
Оборудование: рисунки(сосна, берёза, белка– летяга, дуб, липа, кабан; личико согласия, удивления по цвету, спилы деревьев, следы зверей, выставка рисунков, энциклопедии “Живой мир”, деревья берез, гарь, ельник, учебник, линейка, карандаш, корзины с грибами.
Ход урока
I. Самоопределение учебной деятельности.
1. Мотивация учебной деятельности.
II. Актуализация знаний.
1. Блиц-турнир “Я знаю лес”
(используются карточки сигналов и вывешиваются рисунки деревьев и животных)
а) Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
б) Какое дерево широколиственного леса при
движении распространяет вокруг чудесный аромат?
(липа).
в) Назови дерево: высокое, стройное, с
желтовато-красной или бурой корой.
Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Шишки мелкие, округлые. (сосна).
г) Какая птица распространяет плоды кедра?
(кедровка).
д) Какое животное умеет не только прыгать, но и
летать? (белка-летяга).
е) Плодами какого дерева являются желуди? (дуб)
ж) Какое дерево является символом России?
(береза).
Это вы уже знаете. А какая тема нашего урока?
(Лес, его обитатели, взаимосвязь живой и неживой природы)
Давайте прочитаем тему с.53.
(Лес – это интересно)
Лес-это украшение нашей земли, нашей Родины, а вы исследователи.
2. Инсценирование рассказа “На лесной полянке”(2 мальчика и девочка в костюмах дедушки, внучки и внука с корзиной в руках, на доске рисунки леса).
Автор:
Дедушка с внуками собирал грибы.
Лена:
Дедушка, а эти березы всегда здесь были?
Миша:
Вовсе нет!
Дедушка:
Конечно, Миша. Раньше здесь был лес, но не этот, а старый ельник. Недалеко отсюда была вырубка, откуда еще мой отец возил бревна для дома, где мы тогда жили. В войну сгорело все… До самой речки.
Лена:
И теперь никогда больше здесь ельника не будет?
Дедушка:
Погоди, не все сразу. После того пожара уже через год-другой повсюду березки прорастать стали: не зря их семена ветер носит. А елочки – те только теперь в тени старых берез прорасти да окрепнуть могут. Гляди сколько их кругом. Вот придешь сюда со своими внучатами – тут уж опять ельник стоит. А березки подо мхом лежат, грибам да траве снова жизнь дают.
(Дети уходят).
3. Какое дерево хорошо прорастает и развивается на открытом месте? (береза).
Как это происходит? (ветер семена разносит).
Какое – в тени других деревьев прорастает (елочки).
Как приспосабливаются лиственные деревья к смене сезонов? (сбрасывают листья).
А что происходит с елочками? (они имеют хвоинки).
Как приспособились деревья к жизни в лесу? (разносят семена, могут прорастать в тени, на вырубках).
Вывод:
Новое знание. Приспособление деревьев к жизни в лесу и смене сезонов. Лес живет вечно.
III. Практическая работа.
1. Работа по алгоритму учебника.
А как определить возраст дерева?
На стр. 54 синим шрифтом алгоритм прочитайте.
Что сначала делаем?
1) от центра ствола до коры – измеряем
2) толщина 10 колец = 20 мм, 1-го кольца – 2 мм
3) всего колец: 2.
2. Определение возраста дерева
(родители заготовили спилы деревьев и дети определяют, а учитель помогает)
Вывод:
Дети выучили алгоритм. Группы научились определять возраст дерева.
Сегодня мы занимаемся исследованием леса.
IV. Закрепление изученного
1. Узнать след своего животного.
(Игрушка на столе у группы, учащиеся ищут след за партой, а потом по классу и прикрепляют на лесной поляне к животному)
2. Задание 4 стр.55. Рассмотреть следы животных.
3. Пользуясь энциклопедией (по закладке) придумать загадку о своем зверьке, используя приспособления (карточки также у каждой группы)
Карточка
Выбери, какие животные лесное зоны используют приспособления к смене сезонов:
на зиму улетают | к жизни в лесу |
в теплые края; | умеют прятаться в лесу; |
имеют густой мех; | умеют лазать по деревьям; |
запасают корм; | строят гнезда на деревьях; |
зимой впадают в спячку | питаются частями деревьев. |
1) У этого животного пушистый хвост.
Она прыгает вверх, вниз по стволам деревьев.
Белка приспособилась к смене сезонов тем, что имеет густой мех, запасает грибы, орехи, к жизни – лазать по деревьям, прятаться в лесу.
2) Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом. Питается зайцами, мышами,
некоторыми животными.
к смене сезонов | к жизни в лесу |
(густой мех) | прятаться в лесу |
питается грызунами |
3) Небольшой грызун с острой мордочкой, ушками. Она серенькая, маленькая с длинным хвостом (мышь)
4) Это серовато-бурый зверек. У него длинные уши и короткий хвост (заяц).
5) Это всеядная птица. Черная как смола (ворона)
У каждого животного своя жизнь. И дерево, и куст, и животное, и человек должны дружить.
Вывод:
Учащиеся выявили, как приспособились животные к смене сезонов и жизни в лесу.
4. Определение по рисункам влияние деятельности человека на природу.
А как влияет человек на лес?
(Дети выходят к выставке рисунков и делятся своими впечатлениями)
(Один может выступить, что вырубают большие
территории леса;
второй подметит, что много мусора в лесу;
третий – выхлопы автомобилей, дым заводов и
электростанций содержат также вредные
химические вещества, как сера;
четвертый – кислотные дожди ослабляют хвойные
деревья и они гибнут от вредителей и болезней;
пятый – гнезда остаются без птиц, их кто-то
потревожил).
– А как сохранить лес, уберечь жизнь животным?
– Мы писали на уроке русского языка сочинение “Берегите лес”.
Приготовили небольшое обращение.
Берегите леса
Не ломайте гнезда,
Не стреляйте в зверей
Им нужна забота
А потом на заре
Песенкой разбудят
Всем, кто слышал нас сейчас,
Веселее будет.
Берегите лес – это богатство нашей Родины.
V. Рефлексия учебной деятельности
(Под музыку дети выходят в круг и оценивают собственную деятельность и фиксируют содержание нового материала)
Итог урока:
Итак подведем итог урока.
– Как деревья приспособились к смене сезонов?
(Сбрасывают листья, имеют хвоинки вместо обычных листьев)
– Как приспособились деревья к жизни в лесу?
(Разносят семена, могут прорастать в тени)
– А животные как приспособились к смене сезона?
(Улетают в теплые края птицы, имеют густой мех, запасают корм, впадают в спячку )
– А к жизни в лесу?
(Умеют лазать по деревьям, строят гнезда, питаются частями деревьев)
– Чему научились?
(Определять сколько лет дереву)
– Что понравилось на уроке?
– Сегодня вы были историками и многое узнали о лесе.
– Вы были следопытами. Находили и определяли следы животных.
– Какие замечательные рисунки приготовили – просто художники….
– Многие работали с энциклопедиями и другими книгами и составили интересные предложения о животных.
VI. Домашнее задание:
стр.54 №3.Выбери и отметь особенности климата лесной зоны.