Урок-обобщение в 8-м классе "Красота - природная целесообразность"

Разделы: Биология


Оборудование:

1) таблицы: строение животной клетки, мышцы человека, мимикрия.
2) модель глаза человека.
3) символы красоты (приготовленные заранее учащимися)
4) презентация по теме “Красота”.
5) диски с записями классической музыки.

Ход урока

– Показ слайдов (картинки природы, символизирующие гармонию.)

Учитель: Окинув взглядом, окружающую нас природу мы восхищаемся её гармонией, буйством красок, её красотой. Величие парящего в небе орла, грациозность бегущих скакунов, многоцветье коралловых рифов, пышность красок осеннего леса… Мы не перестаём бесконечно восхищаться великолепными творениями природы. Есть ли биологический смысл, природная целесообразность в этой красоте? Говорят: “Красота – спасёт мир!” Известный учёный-биолог, профессор Ю. И. Новоженов в одной из своих работ выдвинул основную идею о том, что красота спасает мир уже давно, поскольку помогает растениям, животным, человеку приспосабливаться к окружающей среде, т. е. красота имеет адаптивное, приспособительное значение.

Цель нашего урока:

1.Определить биологические критерии красоты.

2. Выявить её природную целесообразность.

Обратите внимание на доску. Давайте познакомимся с понятиями: целесообразность, адаптация, критерии (определения записаны на доске), т.к. мы на протяжении урока будем часто обращаться к этим понятиям.

В природе, чем красивее животное, тем больше у него шансов оставить потомство. Попробуем определить роль красоты в природе.

На доске:

а) продолжение рода;
б) предостерегающее значение;
в) защита (мимикрия).

На экране вы видите павлина во всей своей красоте брачный танец прекрасных фламинго, красивую пару гепардов. Как вы можете объяснить с точки зрения целесообразности великолепную, яркую окраску перьев у самцов?

– Привлечь самку, обеспечить продолжение рода.

На экране яркоокрашенные насекомые. От чего предостерегает яркая окраска насекомых? Заслушиваются ответы учащихся.

Обратите внимание на данную таблицу (на доске таблица “ Мимикрия”). Красота может спасать, надёжно защищая от хищников, когда безобидное животное приобретает окраску опасных и ядовитых видов. Это явление в биологии называется мимикрией. На таблице видно как безобидный уж выглядит внешне также как очень ядовитый коралловый аспид. А это обыкновенная бабочка-капустница принарядилась под несъедобную для птиц геликониду. А вот яснотка уподобилась крапиве.

Много миллионов лет назад зародилось первое необыкновенное создание – живая клетка. Своей красотой, отточенностью линий она обязана природе, которая довела её форму и строение до совершенства. Только из такой красоты могло родиться на нашей планете самое непревзойдённое творение природы Homo sapiens – Человек разумный.

…В цепи человек стал последним звеном
И лучшее всё воплощается в нём…

Фердоуси.

На столах у вас, ребята, лежат рейтинговые листы. По мере выполнения определённых видов деятельности, мы сможем выставить оценки за урок. Сейчас вы приступаете к выполнению Теста № 1 (Приложение №1)

Не случайно в процессе работы для вас звучит музыка “ Токката и фуга “ре– минор” И.С. Баха. Знаете ли вы, что каждый такт её мелодии соответствует ритму дыхания человека. Подводятся итоги работы.

Далее на экране появляются лица разных эпох. Посмотрите внимательно на эти лица и отметьте для себя лицо, которое вы считаете самым красивым. Можете объяснить, почему вы выбрали это лицо?

Ответы учащихся: прямой нос, форма губ, глаза…

Можем ли мы определить критерии красоты? В ваших ответах всегда упоминались глаза. Какие глаза мы с вами считаем красивыми?

– Большие.

Есть ли объяснение этому с точки зрения природной целесообразности? Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки (показываю модель глаза), тем лучше зрение, т.к. на сетчатке находятся рецепторы, воспринимающие изображение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Сколь высоко ценилась широкая расстановка глаз, свидетельствуют имена, которыми назывались дочери финикийских царей: широковзорая, широкоглазая, широколицая. Хочу зачитать вам несколько строк из стихотворения Р. Гамзатова.

…Глаза у нас намного выше ног
В том смысл я вижу и особый знак
Мы так сотворены, чтоб каждый мог
Всё оглядеть вокруг, пред тем как сделать шаг.

На экране скульптурные творения-статуи Венеры и Давида. Рассмотрим изображение мужского и женского тела, воплощённых в известных произведениях искусства – скульптурах “Давид” и “Венера Милосская”. Попытайтесь найти критерии красоты мужского и женского тела. В Тесте №2 (Приложение № 1) вы должны отразить это. (Звучит музыка Свиридова).

Учащиеся должны отметить: мужчина имеет развитые мышцы, узкий таз, широкие плечи – он охотник, добытчик, охотник. Женщина: узкие плечи, тонкая талия, широкий таз, а также более развитый жировой слой. Объясняется это тем, что исторически женщина вынуждена была иметь резервный запас пищи в организме на случай внезапного голода. Это связано с вынашиванием и кормлением ребёнка. Шея: женщина хранительница, страж. Длинная шея– пластичность, быстрота движений головы, т.е. и здесь чувство прекрасного совпадает с биологической целесообразностью.

Учитель: У пигмеев, населяющих тропические леса, малый рост связан со скудностью питания. С точки зрения пигмеев крупные, белые женщины безобразны: белая кожа им кажется ужасной, а размеры тела разорительными – прокормить такую жену очень дорого. У народов, населяющих пустыни Африки красивыми считаются толстые невесты. Перед свадьбой их специально откармливают т.к. при нерегулярном питании в последующем и перебоях с водой, шансы родить и выкормить ребёнка выше.

Чтобы поговорить о пропорциях тела, давайте зачитаем историческую справку.

(Приложение №2)

– Ответы учащихся о том, что длина ног намного больше рук.

Учитель: всё объясняется просто. Длинные ноги действительно красивы. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу – быстрому, лёгкому, длительному т.е. к успешной охоте. Иначе говоря, мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал.

Далее выполняется Тест №3 (Приложение № 1) (под музыку Свиридова). Это задание поможет нам обобщить знания об опорно-двигательном аппарате.

Учитель: не случайны эти слайды на экране. Как вы понимаете, мы будем говорить о красоте волос. Нам хочется иметь длинные, густые, пышные, волнистые, блестящие волосы. Мы считаем, что это красиво. Можем ли мы с точки зрения целесообразности дать этому оценку? (Приложение № 3)

– Ответы учащихся.

Учитель: длинными волосами женщины на заре человечества вынуждены были укрывать детей от холода. Брови – тоже волосы, они нужны для того, чтобы отводить в сторону пот, стекающий со лба и не давать ему заливать глаза, защищать от пыли и грязи. Брови не должны быть широкими, чтобы в них не скапливалась грязь и не заводились паразиты. Не случайно в старину узкие и густые брови назывались собольими.

На доску прикрепляются портреты, выполненные учащимися. Мы с вами попытаемся на этом уроке определить критерии красоты с точки зрения природной целесообразности. Интересно, изменилось ли отношение наших художников к красоте лица? Если бы вы вновь изображали портреты, они были такими же или другими?

– Слово художникам.

Учитель: предлагаю вам термин “Антикрасота” Что вы можете об этом сказать? Можете ли привести примеры? (на экране слайды)

– каннибализм;
– искусственная деформация черепа;
– вытягивание шеи бирманским девочкам;
– уродование лица народности падаун (удаление резцов);
– искусственное уменьшение размера стопы у китаянок;
– татуировка.

Беседа с учащимися, выводы, предложения.

А теперь мне хотелось бы вернуться к прекрасному. На столе каждой группы есть предметы, символизирующие красоту. Предлагаю каждой группе дать слово.

(Ребята характеризуют выбранные ими символы).

Вначале урока я предложила вам определение красоты с точки зрения науки (Приложение № 4) Обратитесь к ним и внесите в рейтинговый лист номер того определения, которое, на ваш взгляд наиболее правильно.

Итог: большинство ребят считают, что красота – природная целесообразность. А это значит, что мы с вами достигли цели нашего урока. В чём она? Каждый человек красив по-своему. Мнение о красоте субъективно. Но, с точки зрения природной целесообразности. красив здоровый человек, гармонически развитый. Здоровье – самая важная красота (подводится рейтинговая оценка за урок).

Ребята, я умышленно не говорю о красоте духовной на уроке, потому что это предмет разговора на уроках литературы, истории. Тем не менее, хочу зачитать вам четверостишье из стихотворения Н. Заболоцкого.

…Так что ж есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд, она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Спасибо вам за этот урок, в знак благодарности, хочу предложить вам небольшой сюрприз…

(Фейерверк) Красиво? Целесообразно?