Методическая разработка представляет собой сценарий урока, завершающего тему "Социально-экономическое и политическое развитие России в царствование Петра I". Планирование темы построено с учетом выхода на содержание материала завершающего урока, на отработку общеучебных умений. В сценарии урока оптимально определена структура учебного материала: от отдельных дидактических единиц (понятия, карта, личности, даты) к обобщению материала (составление аналитической разборной таблицы).
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:
- взаимного доверия и уважения учителя и ученика - работа с оценочными листами ученика и класса;
- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности - театрализованная сценка "ПИСЬМО МОСКОВСКОГО ДВОРЯНИНА";
- принципа коллективного труда - работа над понятиями, картой, датами по цепочке;
- осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся - аналитическая работа по составлению разборной таблицы.
Интерес при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.
В педагогике проблема интереса ученика в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.
Цель урока:
- Подведение итогов изучения темы.
- Выявление значения петровских реформ.
- Отработка понятийного минимума.
- Актуализация личностного смысла учащихся к изученной теме.
- Обеспечение создания у учащихся представления о роли личности в истории, об исторической эпохе.
- Создание организационных и содержательных условий для развития у школьников критического мышления, самооценки.
Ожидаемые результаты урока:
- Образное представление исторической эпохи
- Умения работать с исторической картой, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
- Умение формулировать свою собственную позицию по тому или иному вопросу.
Оборудование: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России. Конец XVI-XVIII века"", иллюстрации, разборная таблица (приложение 1), настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал "Историки о Петре и его эпохе" (приложение 2), раздаточный материал "Преобразования при Петре I" (приложение 3), раздаточный материал "Технологическая карта проверки знаний" (приложение 4), оценочные листы.
Ход урока
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ |
Вступительное слово учителя.
Зачитывает строки о Петре I
О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? ( О Петре 1 и его реформах, преобразованиях) Учитель. Мы заканчиваем изучение темы "Социально-экономическое и политическое развитие России в царствование Петра I". Какие словосочетания подойдут для формулировки темы последнего урока темы? ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I Обоснуйте необходимость этого урока? Познакомьтесь с оценочным листом ученика. Поставьте оценку своим знаниям по этой теме на начало урока в "Оценочном листе ученика" 1. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ: 1 - карта; 2 - даты; 3 - основные понятия; 4 - личности. (За прохождения каждого уровня ученик получает смайлик такого же цвета) 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I Какую классификацию можно сделать преобразованиям, проведенным Петром I. 1."Неограниченный характер власти; сильный бюрократический аппарат; централизация управления; отсутствие представительных органов власти". О каком направлении реформ говориться в этих положениях? Приведите конкретные примеры реформ. 2. С 1722 г. - генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии и аппарата - не только в принятии решений, но и их исполнение. 3. Празднования Нового года до бритья бород и европейского платья, питья кофе и курение табака, от чтения газет до посещения школы и государственной службы до похода в музей (Кунсткамера). 4. "Петр считал, что нужно как можно больше вывозить русских товаров за границу и как можно меньше ввозить заграничных товаров, а также поощрять "полезные и нужные" с точки зрения государства виды производства". 5. Экономика России испытывала сильное влияние государства. Под особым контролем был выпуск военной продукции. 6. При Петре составляют карты Балтийского и Каспийского моря, Дона и Камчатки и т.д. При Петре создали труды по истории Северной войны. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру. Тогда же закладываются основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. 7. Синод - основной орган по контролю за деятельностью церкви Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Становление абсолютной монархии Создание деятельного государственного аппарата Поднятие международного престижа Подчинение церкви государству Раскол в обществе Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения Подавление личности государства Ускорение темпов социально-культурного развития Сверхчеловеческие усилия. Напряжение всех сил народов России. Развитие науки, повышение уровня образования Европеизация быта. Насильственное введение новых порядков. Оцените перспективы Петровских преобразований, используя раздаточный материал СРАВНИТЕ ЦЕЛИ РЕФОРМ И РЕЗУЛЬТАТЫ. Какой ценой были достигнуты результаты реформ? 3. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА. "ПИСЬМО МОСКОВСКОГО ДВОРЯНИНА" (приложение 5). 4. Выставление оценок за урок. У кого оценки повысились? Чему научились за урок? 5. Домашнее задание. Закончи предложение 1. На мой взгляд, эпоха Петра I :::. 2. Я думаю, что Петр I ::: 3. Для России Петр I ::: |
Запись на доске. Ученики предлагают варианты. Учитель записывает тему на доске. Ученики в тетради. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК Ответы организуются по цепочке. На каждом уровне начинает ученик, который хорошо знает материал. Тот, кто прошел уровень становится сам контролером на этом уровне. Оценки за прохождения уровня вносятся в оценочный лист класса. РАБОТА С РАЗБОРНОЙ ТАБЛИЦЕЙ Запись в тетради разборной таблицы. Повторение таблицы одним, двумя учениками. Задание домой: выучить таблицу. |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КЛАССА ПО ТЕМЕ "ПЕТР И ЕГО ЭПОХА"
Задание | Кто отвечает | Оценка | Кто проверял |
Карта | |||
Понятия | |||
Даты | |||
Личности |
Оценочный лист ученика по теме
"ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I"
Оценка в начале урока | Участие в уроке | Чему научился на уроке? | Что узнал нового? | Оценка в конце урока |
Можно ставить + за каждый ответ или выполненное задание |
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.