Задержка психического развития, как правило, касается задержки всей психической сферы, а не отдельных психических процессов. Поэтому особенностью детей с ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций и очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. При неравномерности формирования высших психических функций необходимо проводить соответствующую коррекционную работу. Наиболее важной задачей является формирование такого важного познавательного процесса, как мышление, с учетом ведущей деятельности возраста. По определению Рубинштейна С.Л., существует два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в этом случае не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен. Именно поэтому в работе с детьми необходимо ориентироваться на обучение по второму способу.
Деятельность по развитию интеллектуальной сферы у детей с ЗПР должна быть игровой и основываться на целостном восприятии предметов, их свойств и отношений. Также необходимо одновременно развивать представления, которые могут быть вызваны в памяти у ребенка (актуализированы) и в отсутствии самих предметов. В игровой деятельности ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них. Таким образом, сенсорное восприятие ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.
Для этого используются следующие виды перцептивной деятельности:
- Выбор предмета по образцу – подводит детей к классификации на основе выделения существенного признака.
- Классификация предметов по форме.
- Классификация предметов по цвету.
- Систематизация свойств и отношений предметов.
На основе этих данных, была разработана программа, состоящая из трех обучающих блоков по 7 занятий (6 основных и 1 одного итогового), с усложнением каждого последующего блока.
Первый обучающий блок состоит из 7 занятий, продолжительность 20 – 25 минут. Каждое занятие знакомит ребенка с новым цветом (желтый, зеленый, синий, красный, черный, белый) и геометрической фигурой (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник, овал). Целевая группа: дети дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР.
Тема: «Круглое, желтое как Солнышко»
Цель: формирование основ наглядно-образного мышления, развитие мелкой моторики, воображения, расширение знаний об окружающем мире, систематизация свойств, формы и цвета, развитие навыков общения.
План и описание занятия:
1. Приветствие представление своего имени «Здравствуй, Солнышко, я…».
Ведущий берёт в руки игрушку «Солнышко» и предлагает детям по очереди поздороваться и назвать себя ласковым именем. Каждый ребенок здоровается с мягкой игрушкой «Солнышко», «Здравствуй, я … » называет свое имя и передает ее по кругу.
2. Пальчиковая гимнастика
«Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
«Здравствуй!»
Пальцами правой руки по-очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. При чтении последних двух строчек, пальцы скрепляются в замок.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
3. Ведущий знакомит детей с геометрической фигурой – кругом, разных по диаметру, но одного цвета – желтого – цветом солнышка.
4. Переодевание (заранее подготовить короны и накидки желтого цвета по числу детей в группе).
5. Аппликация «Ваза из кругов», «Цветок». Подготовленные образцы аппликации из разных по диаметру кругов «Ваза из кругов», «Цветок» показать детям, рассказать об особенностях выполнения задания, оказать помощь при выкладывании рисунка на листе и при приклеивании.
6. Знакомство детей с окружающим миром. Демонстрация картинок с геометрическими фигурами, которые встречаются в обыденной жизни (на улице, в комнате, на кухне).
7. Игра «Найди круглые предметы в кабинете». По запросу ведущего, дети ищут в кабинете круглые предметы.
8. Подведение итогов занятия, обсуждение с детьми, что они запомнили, с каким цветом и какой геометрической фигурой познакомились на занятии.
9. Ритуал прощания «До свидания, Солнышко». Каждый ребенок прощается с мягкой игрушкой «Солнышко», и передает ее по кругу.
По принципу первого занятия, строятся остальные 5. Итоговое занятие, объединяет наработки предыдущих занятий, подводя итоги которых, можно провести промежуточную диагностику.