Цель: формирование познавательного интереса к предмету.
Задачи:
- Обучение школьников выражению географических идей.
- Формирование у детей отдельных географических представлений.
- Развитие речи обучающихся.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, мультимидийный проектор, фонарь, шнурок, карточки, палатка, выставка книг, журналов, брошюр.
Слово учителя. ( слайд-1) Что значит за страницами учебника?
(Это то о чём не пишут в учебниках)
Где ещё можно получать географическую информацию?
(Кино, телевизор, Интернет, доп. литература, книги, журналы и тд.)
Самое доступное для нас - книги. Поэтому мне хотелось бы начать с прочтения отрывка из сказки Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц". (читает помощник)
"...Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные КНИГИ.
- Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! - воскликнул он, заметив Маленького принца.
Маленький принц сел за стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал!
- Откуда ты? - спросил старик.
- Что это за огромная книга? - спросил Маленький принц. - Что вы здесь делаете?
- Я географ, - ответил старик.
- А что такое географ?
- Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
- Как интересно! - сказал Маленький принц. - Вот это настоящее дело!
И он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видал такой величественной планеты.
- Ваша планета очень красивая, - сказал он. - А океаны у вас есть?
- Этого я не знаю, - сказал географ.
- О-о... - разочарованно протянул Маленький принц. - А горы есть?
- Не знаю, - сказал географ.
- А города, реки, пустыни?
- И этого я тоже не знаю.
- Но ведь вы географ!
- Вот именно, - сказал старик. - Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник.
- А зачем?
- Да ведь если путешественник станет врать, в учебниках географии все перепутается.
Учитель:
- Как вы считаете кто важнее географ или путешественник?
- Кто подвергает себя опасности?
- Испытывает трудности?
- Становится первым?
(Путешественник)
Поэтому больше внимания мы уделим сегодня путешественникам. Они оставили нам свои дневники и книги. Об их открытиях можно узнать из художественных произведений.
Суровые климатические условия, нападение пиратов и разбойников, недружелюбие туземцев, голод, цинга, лихорадка - вот далеко неполный перечень трудностей и препятствий на пути исследователя-путешественника, часто уносящие человеческие жизни.
Любопытство, любознательность , пожалуй, главный двигатель познания, заставляющий людей становиться первооткрывателями.
Сегодня в роли путешественников выступят мои помощники, (представить)
Вы все будете географами. А для того чтобы проявить себя необходимо внимательно слушать, мыслить, смело высказывать все свои доводы и предположения. (Лучших отметим в конце мероприятия).
На карте полушарий 7 номеров указывающих пункты исследований.
Начнём с 1-го пункта и побываем на Алтае. (слайд-2),(слайд-3)
1. Пётр Иванович Шангин
Рудничный лекарь, на Змеиногорском руднике. С 1786 года - начальник поисковой партии. В задачу его экспедиции входило описание рек и притоков, открытия месторождений руд и красивых твердых камней агатов, яшмы, порфиров.
Исследовал реку Чарыш, её притоки Кан и Коргон.
По его картам было найдено месторождение - Коргонское.
Коргонское месторождение - чего? (Яшм, порфиров)(слайд-4),(слайд-5)
Какую связь это месторождение имеет с Санкт - Петербургом?
(В музее находится ваза огромной величины, сделана она из яшмы).
(слайд-6)Фото вазы из яшмы.(слайд-7)
Отправимся в Уссурийскую тайгу вместе с Владимиром Климентовичем Арсеньевым. ( Портрет Арсеньева , Уссурийская тайга).
2. В. К. Арсеньев (1872-1930) - русский исследователь Дальнего Востока, военный топограф, географ и писатель. Одним из первых исследовал почти недоступные в те времена районы Сихотэ-Алиня, а также бассейны рек Амура и Уссури.
Судьба послала ему проводника, знаниям и опыту которого ученый не уставал удивляться:
(Помощник читает отрывок из произведения "В дебрях Уссурийского края")
Вдруг сверху посыпались мелкие камни.
- Это, вероятно, медведь, - сказал Олентьев и стал заряжать винтовку.
- Стреляй не надо. Моя люди!.. - послышался из темноты голос, и через несколько минут к нашему огню подошел человек.
Здравствуй, капитан! - сказал пришедший, обратясь ко мне.
Затем он поставил к дереву свою винтовку, снял со спины котомку и, обтерев потное лицо рукавом рубашки, подсел к огню.
- Тебя как зовут? - спросил я незнакомца.
- Дерсу Узала, - ответил он..."(слайд-8)
Однажды Арсеньев оказался вдвоем со своим помощником, далеко от лагеря. Пришлось ночевать на открытом месте, лишенном деревьев без огня, при сильном ветре и морозе.
Что придумал опытный охотник для того, чтобы спастись от снежного бурана на открытой, лишенной деревьев местности?
(Зачитать из дневника Арсеньева)
Сколько времени продолжалось это обморочное состояние, не знаю. Вдруг я почувствовал, что меня кто-то трясет за плечо. Я очнулся. Надо мною, наклонившись, стоял Дерсу.
- Становись на колени, - сказал он мне.
Я повиновался и уперся руками в землю. Дерсу накрыл меня своей палаткой и затем сверху стал заваливать травою. Сразу стало теплее. Дерсу долго ходил вокруг, подгребал снег и утаптывал его ногами. Я стал
согреваться и затем задремал...
Чем больше засыпало нас снегом, тем теплее становилось в нашем импровизированном шалаше. Так, вероятно, мы проспали часов двенадцать. Когда я проснулся, было темно и тихо.
Ну, а сейчас мы быстро переносимся в район Северного полюса.(слайд-9)
3. Роберт Эдвин Пири (1856-1920) - американский полярный путешественник, адмирал.
Главной задачей всей своей жизни Роберт Пири считал достижение Северного полюса. Он потратил на это двадцать три года жизни, из которых всего пять лет, провел дома, готовясь к очередной экспедиции, и восемнадцать лет - в Арктике!
Роберт Пири часто говорил: "Важнейшая вещь в любой экспедиции - питание.
Вопрос: Какие виды продовольствия абсолютно необходимы в Арктике?
(На карточках надписи: мука, кофе, чай, сахар, бекон, сухари, сгущенное молоко, сушеная рыба, пеммикан (концентрат из говядины, жира и сушеных фруктов,соль).
Сделайте выбор, комментируя его.(слайд-10)
Перечень продуктов, взятых в экспедицию к северному полюсу командой
Р. Пири :
мука - 16 000 фунтов
кофе - 1000 фунтов
чай - 800 фунтов
сахар - 10 000 фунтов
сгущенное молоко - 100 ящиков по 50 фунтов
пеммикан - 30 000 фунтов
сушеная рыба - 3000 фунтов
бекон- 7000 фунтов
Поспешим побывать в Амазонии.(слайд-11)
4. Перси Гаррисон Фосетт (1867-1925) - английский военный инженер и топограф. Исследовал бассейн притоков Амазонки, изучая жизнь индейцев. В 1925 году Перси Фосетт бесследно исчез в непроходимых лесах Амазонии. Поиски продолжались более тридцати лет, но никаких следов экспедиции не было обнаружено.(слайд-12)
(Зачитывается текст из дневника Фосетта)
На седьмой день за поворотом реки, на песчаной отмели, показался большой индейский лагерь.
Залаяли собаки, закричали мужчины, женщины с воплями кинулись к своим детям - весь лагерь засуетился и заволновался. Женщины и дети устремились в ближайший лес, собаки бросились с ними вместе, путаясь у них под ногами. Мужчины схватили луки, бросились к лодкам и столкнули их в воду с такой силой, что они почти долетели до противоположного берега. Затем индейцы выпрыгнули из лодок на высокий, поросший деревьями берег, вскарабкались по откосу и исчезли среди густой листвы; на смену их лихорадочной болтовне пришла зловещая тишина.
Что придумал Фосетт, чтобы показать индейцам свои мирные намерения?
(Изобразить пение и игру на аккардеона)
(Зачитать текст)
Надо полагать, мы являли собой совершенно смехотворное зрелище. Увертываясь от стрел, мы пели во всю мочь наших легких, а Тодд все наигрывал на аккордеоне, отбивая такт обеими ногами.
Не оставим без внимания и Океан.(слайд-13),(слайд-14)
5. Жак Пиккар - швейцарский инженер и ученый-океанолог. Построил батискаф "Триест", позволивший впервые достичь дна океана в Марианской впадине, на глубине в 10 900 метров.
(помощник читает из дневника)
"...Пройдено 10 тысяч метров, а мы все продолжаем медленно опускаться: 30 сантиметров в секунду, 18 метров в минуту. Вода на удивление прозрачна.
1100 атмосфер. Дна все нет. Эхолот работает без передышки. При такой скорости, даже если прибор не заметит дна, я смогу остановить батискаф прежде, чем мы войдем в ил.
Какой признак подсказал Пиккару, что батискаф опускается именно на дно, а не на боковой выступ стены Марианской впадины?
(При помощи фонаря изобразить свет от батискафа)
(Зачитать из дневника)
Ровно в 13 часов 06 минут "Триест" достиг дна Марианской впадины на глубине чуть меньше 11 тысяч метров. Дно было совершенно гладкое, если не считать нескольких комочков. Но - самое главное! - за миг до соприкосновения с дном в световой круг вплыла рыба. В одну секунду, вместившая годы труда и подготовки, мы разрешили проблему, десятки лет мучившую океанографов. Жизнь в ее высшей организованной форме возможна в море повсюду, на любой глубине. Это доказала увиденная нами костистая рыба, очень похожая на ската, сантиметров 30 длиной и 15 толщиной.
(Слайд-15 Изображение костистой рыбы).
Что особенно удивило Пиккара в облике рыбы? Зачем рыбе глаза в кромешной тьме?
Следующий пункт.(слайд-16)
6. Николай Николаевич Миклухо - Маклай великий русский путешественник. Исследовал жизнь папуасов, он вёл постоянные наблюдения за жизнью и бытом жителей деревни.(слайд-17)
(Зачитать из дневника)
"..Проходя мимо последней хижины, я увидел небольшую девочку, которая вертела в руках связанный концами шнурок. Остановившись, я посмотрел, что она делает; она с самодовольной улыбкой повторила свои фокусы со шнурком..".
(Помощник демонстрирует фокус со шнурком)
Сделайте выводы.
Следующий исследователь наш современник.(слайд-18)
7. Тур Хейердал (1914-2002) - норвежский путешественник, археолог и этнограф. Пересек Тихий океан (из Перу в Полинезию) на тростниковом плоту, каким пользовались предки перуанских индейцев-инков.(слайд-19)
(Зачитать из дневника)
"Никто из моих друзей не видел друг друга раньше, и все мы не похожи один на другого, что ж это даже к лучшему, потому что потребуется минимум несколько недель, чтобы надоесть друг другу.
Что, именно Хейердал считал самой большой опасностью в задуманном им плавании?
"..Никакой шторм, никакая непогода не грозили нам такими осложнениями, как опасность бурь во взаимоотношениях между людьми, которым предстояло вшестером общаться лишь между собой на ограниченном пространстве плота:"
Заключение. (слайд-20)
Вернемся к названию мероприятия.
Много ли остается за страницами учебника?
Что для вас оказалось новым, а о чём вы уже знали?
Откуда можно получать географическую информацию?
Работа с выставкой книг, журналов, брошюр (демонстрация )
Я жалею о том, что не видел лица всей земли.
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли.
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
В с. Рождественский
Итоги. Помощники оценивают.
Взаимооценка
Вручить призы.
ЛИТЕРАТУРА
- Л.Е.Перлов "География в литературных произведениях". Дрофа Москва 2005 год.
- Библиотека " Первого сентября" " Я иду на урок географии " Физическая география материков и океанов. Москва 2000 год.
- Библиотека " Первого сентября" " Я иду на урок географии " Физическая география России". Москва 2000 год.
- О.В.Крылова "Интересный урок географии". Москва "Просвещение"2000год.
- В.Н.Казакова "Увлекательная география"Москва Терра - книжный клуб 2004 год.