Цель: создание благоприятного климата для работы в новом учебном году.
Задачи:
- групповое сплочение;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- создание позитивного настроя в группе на будущую работу;
- поиск и осознание содержания поведенческого компонента в психологическом климате коллектива в новом учебном году (выбор формы досуга для коллектива ДД(Ю)Т.
Форма проведения: групповое занятие с элементами психологического тренинга.
Условия проведения: занятие проводится с администрацией в количестве 6 человек, продолжительностью 1,5 часа.
Оборудование и материалы: магнитофон с расслабляющей музыкой, стулья по количеству участников, расставленных по кругу, карандаши, бланки для заполнения.
Схема работы.
1. Вводная часть:
- Цели, задачи, правила.
- Психологическая разминка.
2. Основная часть:
- Мозговой штурм.
- Аутотренинг. 3.Заключительная часть.
- Подведение итогов через притчу.
- Рефлексия настроения, пожеланий, трудностей.
Содержание работы.
1. Вводная часть.
Правила:
- Конфедициальность.
- "Поднятой руки".
- Обращение "Ты".
- "Хорошего настроения".
Психологическая разминка.
Упражнения - "Снежный ком" вариант "Имя-жест", "Коллективный счёт".
Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настройка на командную работу.
2. Основная часть.
Предложено заполнить бланк. (Приложение 1) После выполнения выложить на середину зала, перемешать, взять любой бланк. Прочитать по кругу каждому.
Обратить внимание на последний вопрос. Вопросы к группе.
- Какой вариант наиболее (наименее) встречается?
- Какие варианты, формы ещё есть?
- Обсудить положительные и отрицательные моменты каждого варианта досуга.
- Какой из всех предложенных вариантов применим для коллектива ДД(Ю)Т?
- Насколько реально применим? Что для этого нужно сделать?
Обсуждение предложенных вариантов.
Сегодня вы пришли к созданию новых форм досуга для коллектива. Надеемся, что предложенные формы досуга будут реализованы в этом учебном году для сплочения коллектива.
Упражнение "Тыр-тыр-тыр пулемёт".
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнение "Комплимент-пожелание".
Цель: создание положительного настроя.
Аутотренинг. (Приложение 2)
3. Заключительная часть.
Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшней работе. Вопросы для обсуждения. Что понравилось, не понравилось. Что было необычным или трудным для выполнения.
В заключение сегодняшней встречи прослушайте восточную притчу "Пророк и длинные ложки".[1]
Литература.
- Аникина Л., Трофименко Е., Бубчикова Н. Тренинг педагогического общения. Школьный психолог. 2008. №7.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
Приложение 1
Я _________________________________________
Обычно я отдыхаю __________________________
Отдых для меня - это _________________________
С коллективом можно отдыхать:
1) __________________________________________
2) __________________________________________
3) __________________________________________
Мне хотелось бы отдыхать с коллективом:
1) __________________________________________
2) __________________________________________
3) __________________________________________
Приложение 2
Вход
- Сядьте поудобнее, опрокиньте голову на спинку кресла, положите руки на колени и расслабьтесь, пауза
- Сосредоточьтесь на кончике своего носа. Почувствуйте, как воздух проходит через него, как поток воздуха заполняет все тело. Сделайте медленный глубокий вдох, спокойно выдохните; снова медленный вдох и выдох, вдох, выдох, пауза
- Мы чувствуем, как расслабляется наше тело, мышцы, ткани. Мы ощущаем тяжесть в шее, затем плечах. Чувствуем, как расслабляются мышцы спины. Руки тяжелеют, ноги расслаблены, пауза
Основная часть
Слышится шум леса, пение птиц, жужжание насекомых. Неподалеку озеро. Первые лучи солнца скользят по хрустальной глади воды. Жизнерадостный хор птиц приветствует начало нового дня. Воздух чист и прозрачен. Покой и умиротворение снисходят на нас на берегах это утреннего озера. Вокруг густой высокий лес, а впереди поляна...светлая с цветущими растениями. Аромат цветов доходит до нас. Мы идем на поляну. Шаг за шагом. Трава щекотит нам ноги. И вот мы на поляне. Видно как прогибаются цветы и кустарники под малейшим дуновением летнего ветерка. Ветер приближается к нам, и мы ощущаем его тепло, вдыхаем свежесть...высокая трава, колыхаясь, касается наших пальцев, приятно. Мы идем по поляне сквозь густую растительность, проводим руками по верхушкам колосков и цветов.
С каждым вдохом лесного воздуха становится спокойнее, увереннее. Мы чувствуем себя отдохнувшими, обновленными и одухотворенными. Ощущаем прилив сил и неиссякаемой энергии. В нас возникает и разрастается желание что-то сотворить, что-то создать, придумать. Теперь хочется действовать, что-то делать.
Выход
Сейчас мы ощущаем, как наши мышцы начинают работать, начинают напрягаться. Мы чувствуем прилив энергии в каждом кусочке своего тела: в ногах, руках, туловище, шее и голове. Дыхание учащается, и мы открываем глаза. Теперь мы отдохнувшие, обновленные, настроены на прекрасную, плодотворную работу в новом году.