КЛАСС: 9
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерный класс в локальной сети, мультимедийный проектор, набор карточек с заданиями.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: операционная система Windows XP, табличный процессор MS Excel.
ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с технологией создания диаграмм и графиков математических функций. Выработка навыков работы в процессоре Excel.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- экспериментальным путем получить алгоритмы построения графиков функций видов y=f(x+t), y=f(x)+m,y=f(x+t)+m, если известен график функции y=f(x);
- научиться применять полученные алгоритмы к построению графиков функций;
- закрепление умений работать с электронной таблицей.
Развивающие:
- развитие умений преодолевать трудности при решение математических задач,
- развитие познавательного интереса учащихся.
- формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;
Воспитательные:
- воспитание коллективизма и ответственности за общую работу;
- воспитание взаимопомощи;
- воспитание аккуратности (при выполнении построения графиков функций).
ТИП УРОКА: урок-практикум
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:
- что такое диаграммы;
- технологию построения графиков математических функций;
- виды и типы диаграмм;
- как менять параметры диаграмм;
- как изменять тип и исходные данные еже созданных диаграмм.
Учащиеся должны уметь:
- правильно выбирать тип и вид диаграммы в зависимости от постановки задачи;
- строить графики математических функций по заданным исходным данным;
- изменять параметры диаграмм (графиков);
- копировать диаграммы (графики) в другие приложения;
- пользоваться справочной информацией.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Ознакомление с темой урока, постановка его целей (2 мин)
- Актуализация знаний и умений по пройденному материалу с использованием упражнений на слайдах(6 мин)
- Инструктирование по выполнению заданий практикума (5 мин).
- Практическая работа(20 мин).
- Проверка и обсуждение полученных результатов(5 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин)
ХОД УРОКА
Организационный момент: Учитель зачитывает высказывание Н.Е Жуковского «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (слайд1).Сегодня на уроке мы научимся очень красивому методу построения графика квадратичной функции.
Актуализация знаний и умений: Проверка теоретического материала: используется прием «продолжи мою мысль».
За время изучения свойств квадратичной функции вы накопили достаточно большой опыт построения графиков функций.
-Сформулируйте определение квадратичной функции?(слайд2)
Вы часто встречались с такой формулировкой задания: «Построить график функции», что далее следовало?
- Как вы думаете, а если нам не зададут уравнение функции, то есть возможность построения графика?
- Выявите среди известных свойств функций те, которые являются значимыми для построения ее графика? (слайд 3)
- Дайте алгоритм построения квадратичной функции?
- Проверим полноту данной схемы. (слайд 4)
- Посмотрите на экран! Что вы видите? (слайд 5,6)
- Какое ещё задание можно составить по данному рисунку? (слайд 6)
Но построение таких графиков по точкам может занять очень много времени, а мы сегодня научимся строить такие графики быстро.
Итак, тема урока: “Преобразование графиков квадратичной функции” и мы на уроке должны экспериментальным путем получить алгоритм для построения графиков квадратичных функций подобных видов.
Сегодня на уроке вам будет помогать компьютер, и поэтому, еще одной задачей нашего урока будет отработка навыков работы с операционной системой Windows XP и электронной таблицей.
При построении графиков математических функций, требуется строить Декартову систему координат с указанием единичных отрезков и осей координат (Х, У).
Инструктирование по выполнению заданий практикума: Мы знаем, что компьютер – инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим математическую модель квадратичной функции у=х2 .Разберем на примере: Построить график функции У=Х2 на промежутке от -10 до 10 с шагом 0,2. На осях координат цена деление ‑ 2.
Последовательность построения:
1. подготовка исходные данные для графика (два столбца со значениями Х и У):
- проставить в первой строке заголовки граф - Х и У (ячейки А1 и В1)
- в первой строке столбца Х (ячейка А2) поставить начальное значение Х – -10.
- во второй строке столбца Х (ячейка А3) набрать формулу – =А2+0,2 (следующее значение Х)
- скопировать формулу из ячейки А3 в область А4:А102.
- В первой строке графы У (ячейка В2) вычислим значение функции по формуле =А2*А2
- скопировать формулу из ячейки В2 в область В3:В102
- в ячейке графы А с нулевыми значениями ("плавающий нуль" - -2,1E-15) поставим 0.
2. Построение графика:
- выделить подготовленные данные начиная с заголовка (графы А и В)
- вызовем, Мастер диаграмм и выберем вид диаграммы - точечная, тип - со сглаженными линиями без маркеров
- при задание параметров диаграммы в закладке "Заголовки" укажем название диаграммы (График У=Х2) и оси (х, у)
- уберем легенду через закладку "Легенда"
- уберем линии сетки через закладку "Линии сетки"
- помешаем диаграмму на имеющемся листе - готово
- можно увеличить, уменьшить или переместить область диаграммы мышкой, предварительно ее, выделив (щелчок по диаграмме)
- выделив область построения диаграммы, ее можно переместить, убрать заливку (Del) или изменить ее размер
- название осей требуется перенести (Х - справа от оси, У - выше оси). У оси У поменять выравнивание текста через Контекстное меню - Формат названия оси - Выравнивание - Ориентация.
Практическая часть: класс разбивается на группы по два человека, каждая из которых получает карточки с заданиями (приложение1). Необходимо последовательно строить графики предложенных функций, при этом сравнивать поведение каждой с предыдущей. Результатом работы должен стать вывод о поведение графика в зависимости от изменения различных параметров. Выводы аргументировать графиками, построенными в одной системе координат. Оформлять практическую работу на одном рабочем листе.
Учитель консультирует по мере необходимости.
Проверка и обсуждение полученных результатов: группы по окончанию работы показывают результаты работы с помощью мультимедийного проектора для демонстрации результатов своей работы. В ходе отчета учитель задает вопросы группам:
- Как из графика функции у =f(х) получить: у= Аf(х), у= f(кх), у= f(х)+С, у= f(х+b).
- Какие параметры можно редактировать в области построения диаграммы?
- Как вы считаете, полученные нами алгоритмы будут справедливы для построения графиков линейной функции и графиков функции обратная пропорциональность
Проверка усвоения знаний: Сейчас вам предстоит выполнить небольшой тест, результаты которого покажут, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока и определят задачи следующих уроков (приложение2).
Итог урока: сегодня на уроке мы обобщили изученный материал по теме «Построение графика квадратичной функции», экспериментальным путем выявили основные способы преобразования графиков. Полученные знания можно применять не только при обучение математики, но и информатики. Умение работать с графиками, необходимо и при выполнение заданий, требующих нестандартного подхода к решению.
Домашнее задание: задание творческого характера, надо построить 20 функций и получить картинку «Рыбка» (приложение3).