Цель: формирование способности к моделированию и решению задач на нахождение числа по доле, закреплять умение решать простейшие задачи на нахождение доли числа, процентов, составлять программу действий в выражениях, развитие памяти, речи, вычислительных навыков, навыков самоанализа и самоконтроля.
1. Устные вычисления
а) Установить закономерность и восстановить последовательность выполнения действий.
б) Составить программу действий и выполнить вычисления:
308 х (29405 – 29404) + 765000 : (365 + 400) – 22617 х (517 – 517) =
Повторение правила:
1) умножение числа на 1;
2) умножение на 0.
в) Длина дороги 20 км. Заасфальтировали дороги. Сколько км дороги заасфальтировали?
На базу в Антарктиду доставили 88 собак. Из всех собак составили упряжку, которую предполагалось отправить в экспедицию. Сколько собак определили в упряжку?
2. Актуализация знаний (на листочке)
а) Заполнить схему, составить выражение и найти его значение.
Задача № 1
В одном куске 54 метра ткани. От него отрезали часть. Сколько метров ткани отрезали?
Задача № 2
От куска материи отрезали 18 метров, что составило часть всей его длины. Сколько всего метров ткани в куске?
Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
Подумайте, как найти целое?
Молодцы.
Ребята, сегодня я шла в школу и вспомнила, что через несколько дней закончится четверть. Я решила сделать вам сюрприз. В этом пакете для вас конфеты. Сколько здесь конфет, если составляет 2 конфеты?
(решение)
Как мы находили целое?
А сейчас посмотрим, кто в классе самый умный?
Попробуем решить задачу в буквенном выражении.
Задача № 3
Машина проехала в км, что составило часть всего пути.
Каков весь путь?
(учащиеся самостоятельно чертят краткое условие, пытаются решить)
1 человек – у доски.
Проверяем и обсуждаем.
Вывод: чтобы найти неизвестное число, нужно его долю умножить на количество частей.
Сравниваем с выводом в учебнике на стр.75.
3. Закрепление пройденного
а) Устная коллективная работа стр.75
1) № 2.
2) № 3 схема на доске.
б) № 4 самостоятельно (проверяем).
Вывод.
4. Закрепление
Решение задачи стр.76 № 5.
Краткое условие – схема в учебнике.
Анализ задачи:
- Что нам надо узнать в задаче?
- Что надо знать, чтобы мы могли узнать путь мотоциклиста по шоссе?
- Что из этого мы знаем?
- Чего не знаем?
- Что надо знать, чтобы узнать весь путь?
Молодцы.
Самостоятельное решение задачи, 1 человек у доски, проверяем.
Обобщение.
5. Получение обратной связи
Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете находить число по части и часть от числа.
Работать вы будете в паре. Возьмите карточку № 2.
Перед вами таблица. Прочитайте задание, найдите в строчке правильный ответ, обведите его в кружочек.
Выпишите в строчку номера столбиков с правильными ответами, получите шестизначное число.
Решить задачи |
№ ответа |
||||
---|---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Найти целое, если = 4 см |
30 |
15 |
20 |
17 |
12 |
Найти массу арбуза, если его равна 2 кг |
10 |
7 |
6 |
8 |
4 |
Найти от 90 |
10 |
50 |
30 |
70 |
45 |
Найти от 60 кг |
9 |
12 |
18 |
24 |
8 |
Найти от 42 см |
4 |
8 |
7 |
12 |
6 |
Сколько всего грибов, если часть составляет 8 грибов? |
12 |
36 |
40 |
48 |
60 |
К доске выходят пары, которые получили ответ.
По сигналу каждый берёт себе карточку.
У кого правильный ответ, на карточке написано:
И без особого труда
Я сладил с цифрами тогда.
Не может быть двух мнений:
Во мне родился гений!
Молодцы!
- Ребята, вы довольны работой класса на уроке?
- Почему?
- Кто лично доволен своим вкладом в общее дело?
- Почему?
- Кому бы вы хотели сказать отдельное спасибо за урок?