Данная форма урока выбрана не случайно, осуществляется связь с жизнью, повышается интерес к народным традициям. Ребята видят по телевидению открытие магазинов, банков, дворцов и др., почему бы не открыть "Мастерскую Деда Мороза". У учащихся данного возраста хорошо развито зрительное восприятие, поэтому для создания праздничного настроения, эмоционального подъема на уроке используются музыкальные произведения, поэтические строки, иллюстрации с изображением новогодних праздников.
При выполнении объемной елочной игрушки дети проявляют свою индивидуальность, находчивость и выдумку.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
- развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление; умение вырезать детали, экономно расходуя картон;
- расширять кругозор;
- способствовать развитию творческих способностей;
Воспитательные:
- повышение интереса к предмету, народным традициям.
- создание творческой эмоциональной обстановки;
- воспитание внимательности, аккуратности при выполнении объемной игрушки.
Оборудование урока: образец; поделки, картины с изображением Нового года; елочные игрушки; карта поэтапного выполнения работы; магнитофон; аудиозапись новогодней песни; цветной картон, клей, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Организация рабочего места.
2. Вводная часть.
а) Эмоциональный настрой (через музыкальное восприятие и поэтические строки)
Звучит первый куплет новогодней песни.
Учитель:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Потом плакать перестала,
Задышала, ожила,
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лестнице по елке
Огоньки забрались ввысь!
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добравшись до макушки
Самый смелый огонек!
б) Беседа.
Учитель: О каком празднике идет речь в стихотворении?
Кто любит этот праздник?
Чем праздник Новый год отличается от всех других праздников года?
Кто приходит в гости к детям в эти праздничные дни?
3. Дополнительный материал.
Учитель: Чудесный праздник - Новый год! Под Новый год загораются разноцветные огоньки елок, приходят к детям с подарками Дед Мороз и Снегурочка.
Наш обычай зажигать на Новый год елочные огни пришел из далеких времен. И родился не у нас, в России, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг елей, зажигали костры, пели песни, плясали, веселились.
Не у всех народов Новый год начинается 1 января. Некоторые народы ведут счет времени иначе, не так как мы, и поэтому отмечают Новый год в феврале или осенью.
В России Новый год стали праздновать после указа Петра _ в 1700г.
С тех пор и пошел обычай встречать Новый год зимой, под свист и шум завывающей на дворе метели. И особенно мила нам нарядная елка, увешанная блестящими игрушками, в теплой уютной комнате, когда за окном бродит лютый мороз, и танцуют в воздухе изящные снежинки.
4. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Да, мы ждем этот чудесный праздник и готовимся к нему. Готовим друг другу подарки, покупаем или шьем новогодние наряды и, конечно, украшаем елку.
__. Работа по теме урока.
Открытие "МАСТЕРСКОЙ ДЕДА МОРОЗА".
Учитель: Сегодня по традиции в торжественной обстановке открываем "Мастерскую Деда Мороза". Но доска заколдована. Пока вы не отгадаете зимние загадки, не сможем перерезать ленточку.
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)Покрутилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моем окошке. (Снежинка.)Вьется лента из бумаги
И шуршит, когда летит.
Обовьется, словно змейка.
Закрутившись вся висит. (Серпантин.)Отвечайте-ка мне, детки,
Что походит на конфетку,
А стреляет, будто пушка?
Как зовут ее? (Хлопушка.)Морковка бела
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька.)Новый год придет,
На праздник всех позовет.
Что нам подскажет,
Когда праздник настанет? (Часы.)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках подкатила. (Зима.)Отгадай, что за игрушка:
Колпачок, как у Петрушки,
Маленький, удаленький,
Вырос ростом с валенок. (Гном.)Еще кого нам не хватает?
Кто может от жары растаять? (Снегурочка.)Белоус и краснонос
Под ветвями: (Дед Мороз.)
Под музыку разрежем ленточку, открываем красочно оформленную доску с надписью "МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА". Ребята Дед Мороз прислал вам конверт с телеграммой и заданием:
ТЕЛЕГРАММА. Здравствуйте, ребята! Пора мастерить игрушки для украшения елки. Новый год - время чудес. Вы сами сможете сотворить маленькое чудо: Картон, вату превратить в веселых Дедов Морозов. Сколько удовольствия и радости в такой работе! Желаю успеха! Дед Мороз. |
2. Анализ образца.
Учитель: Ребята, Дед Мороз делится с вами секретом, как из цветного картона и ваты изготовить игрушку "Веселый Дед Мороз". Посмотрите на "Веселого Деда Мороза", сколько деталей в этой игрушке. Назовите их. Картон, какого цвета будем использовать для изготовления поделки?
Попробуйте рассказать, как делать игрушку.
Какие инструменты будем использовать на уроке?
3. Правила техники безопасности.
Учитель: Повторим основные правила безопасной работы с ножницами и клеем.
___. Гимнастика для пальчиков.
Пара ножниц есть у нас.
Пригодится нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают "резать" ими воображаемую бумагу. Упражнение повторить 2-3 раза.
_V. Ход выполнения работы.
Выполнение игрушки.
СЕКРЕТ ДЕДА МОРОЗА. Вырежи ножницами из тонкого картона голову и шапочку маленького Деда Мороза. Рисунок 1. Склей как показано на рисунке 2. Бороду и помпон на шапке сделай из ваты. Не забудь нарисовать глаза и нос. Рисунок 1. Рисунок 2. |
Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся по карте поэтапного выполнения работы.
Индивидуальная помощь учителя.
V. Физкультминутка.
Время проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.
Физкультминутка выполняется под музыку "Песенка Красной Шапочки" слова Ю. Михайлова, музыка Ю. Рыбникова (из кинофильма "Красная Шапочка").
V_. Итог урока.
Практическое использование работы.
Учитель: Где можно использовать игрушку "Веселый Дед Мороз"?
Беседа.
Учитель: Что изменили в своей работе? К чему это привело? Какой момент урока вам показался самым интересным? Почему?
Какие еще елочные игрушки можно сделать своими руками?
Украшение классной комнаты.
Домашнее задание. Придумать игрушку "Снегурочка" для украшения новогодней елки.
СПАСИБО ЗА УРОК!