Цели:
- учащиеся знакомятся со строением органов дыхания, раскрывают сущность дыхания, показывают связь строения органов с их функциями,
- развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов,
- проверка знаний учащихся по теме: кровь и кровообращение.
Ход урока.
1. Проверочная работа по теме «Кровь и кровообращение».
Задание I : Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:
I вариант – нечётные, II вариант – чётные.
- Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов - …
- Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов - …
- Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка - …
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - …
- Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин - …
- Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ - …
- Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел - …
- Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось возбудителем - …
- Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека - …
- Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвёртывания крови - …
(Ответы: 1 – кровь, 2 – плазма крови, 3 – свёртывание, 4 – эритроциты, 5 – лейкоциты, 6 – иммунитет, 7 – фагоцитоз, 8 – лечебная сыворотка, 9 – вакцина, 10 – гемофилия.
Задание II : Объясните термины:
I вариант - лимфоциты, артерии, венозная кровь, створчатые клапаны, фибрин.
II вариант - автоматизм сердца, вены, артериальная кровь, полулунные клапаны, анемия.
2. Новый материал.
Беседа с учащимися о значении дыхания, об органах дыхания позвоночных и беспозвоночных животных.
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.
Многие беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых органы дыхания – трахеи (трубочки); у моллюсков – лёгкое, жабры; у рыб – жабры, жабры есть и у кольчатых червей. С переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земноводные дышат кожей и лёгкими. Лёгкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение.
Значение дыхания? В организме каждой клеточке необходима энергия. Её источник в организме – распад и окисление органических соединений. В процессах окисления участвует кислород. В организме нет запаса кислорода, поэтому он должен поступать извне через органы дыхания.
Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях.
1846 год – на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме во время бури, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом осуществляется в органах дыхания. С увеличением размеров живых существ появляются специализированные органы дыхания, обладающие достаточно большой дыхательной поверхностью.
Согласно романам Купера, индейцы спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. При погружении на большую глубину разность между давлением воды снаружи грудной клетки и давлением воздуха внутри неё настолько возрастает, что вдох сделать невозможно. Поэтому на глубине больше 1,5 м можно дышать только воздухом, идущим под давлением. Именно поэтому аквалангисты, погружаясь на большие глубины, берут с собой баллоны со сжатым воздухом, причём по мере погружения (всплытия) давление необходимо изменять.
Система органов дыхания млекопитающих и человека состоит из воздухоносных путей (или дыхательных) и лёгких.
Учитель предлагает учащимся представить меченую молекулу атмосферного кислорода, пропутешествуем с ней, познакомившись со всеми объектами.
Вместе с учителем учащиеся (используя и учебник) заполняют таблицу.
Верхние и нижние дыхательные пути.
Органы | Строение | Функции |
Верхние дыхательные пути: носовая полость, гортань.
«Без носа человек - чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!...» - так писал о носе Н.В.Гоголь.
С начала веков жил некий бог по имени Мелу, который создал по своему образу двух живых существ. Но пока создатель был ещё занят своим делом, успев уже закончить одно создание, но ещё без носа, и другое, также без носа, к нему явился Тау-Далом-Тана и потребовал допустить его самого сделать оба носа. После горячего спора с создателем он добился-таки своего и создал носы, но, прилаживая их к лицам наших прародителей, он, к несчастью, поставил носы вверх ноздрями. После этого выпал большой дождь, и оба родоначальника человечества едва не погибли, потому что дождь стекал с их головы в перевёрнутые кверху ноздри. К счастью, создатель вовремя заметил их опасное положение, опустился к ним на помощь с облаков, снял их носы и поставил каждый на своё место.
Носовая полость | Костно-хрящевая перегородка делит полость на правую и левую половины; в каждой – извилистые носовые ходы; спереди – ноздри, сзади – хоаны; выстлана слизистой оболочкой, мерцательный эпителий (волоски или реснички), кровеносные сосуды. |
Воздух увлажняется, обезвреживает микробы, задерживает пыль, согревает или охлаждает воздух (как кондиционер) |
В Арабских Эмиратах традиционным приветствием является «носовой поцелуй» (касание носом).
Вспомнить пословицы о носе:
«Чем не молодец, коль нос с огурец!»,
«Этот нос сто лет рос»,
«Большой нос не укора: упадёшь, так подпора!»,
«Этот нос семерым бог нёс – одному достался».
Не меньших размеров носом обладал и генерал Пётр Иванович Багратион, герой войны 1812 года. Он добродушно относился к своему недостатку и даже часто пошучивал на эту тему. Однажды ему доложили, что «французы на носу». «… Это смотря на чьём, - добродушно отвечал Багратион. – Если на Вашем, то нам надо срочно отступать, а если на моём, то мы ещё успеем пообедать».
Учащиеся пробуют объяснять фразы: «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос».
А можно ли измерить скорость транспорта этих пылевых частиц в полости носа?
Оказывается, можно, и притом весьма оригинальным способом. В самое преддверие носа, на слизистую оболочку, помещают несколько пылинок очищенного угля. Если ровно через 10-12 минут мы заглянем в рот, то увидим чёрные пылинки угля на стенке глотки. Можно вместо пылинок угля использовать пылинки сахара. Тогда через такой же промежуток времени почувствуется сладкий привкус. (данный эксперимент можно провести в процессе объяснения материала)
В слизистой носовой полости находятся фагоциты, лимфоциты, антитела.
Задание учащимся: Объяснить результаты следующего эксперимента.
Опыт: Кролику вводят в носовую полость трубочку, воздух не соприкасается со слизью. Через несколько дней кролик погибает от бактерий в лёгких.
Из носовой полости молекула воздуха через носоглотку попадает в гортань.
Гортань | Орган звукообразования – вид воронки; состоит из хрящей: в основании – перстневидный, спереди и с боков – щитовидный (из 2-х частей), сзади – 2 черпаловидных, надгортанник (прикрепляется к внутренней поверхности щитовидного хряща); связки, мышцы, 2 пары голосовых связок. |
Проведение воздуха |
У детей и женщин две пластинки щитовидного хряща сходятся под тупым углом, у мужчин – под прямым («адамово яблоко»). Согласно легенде Адам подавился яблоком, когда был застигнут богом.
Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.
В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.
Человек молчит – голосовые связки расходятся, голосовая щель – вид равнобедренного треугольника. При разговорах, пении голосовые связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться. Появляется звук.
Длина связок: короче (частота колебаний больше, голос выше) – у женщин, длинные – у мужчин.
Оказывается, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина – 50; за 60 секунд: женщина – 116, мужчина – 112. Разница заметнее на отрезке времени в 120 секунд: мужчины – 152 слова, женщины – 214. (объясняется это тем, что женщина больше времени проводит с детьми и чаще вынуждена отвечать на вопросы своих чад)
Артикуляция – работа языка, зубов, губ, челюстей, связок при произнесении членораздельных звуков.
За 1 сек – от 80 до 10 тыс колебаний голосовых связок. При крике голосовые связки трутся друг о друга, повреждаясь. Отрицательно влияют частые воспаления дыхательных путей, курение, алкоголь (хриплый голос). Безусловный рефлекс – рождение ребёнка – крик (лёгкие наполнились воздухом).
Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный вдох, благодаря которому гортань очищается).
Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи.
Трахея | Вид трубки (от греч. «шероховатое дыхательное горло» или «большая атрерия») 10-15 см; хрящевые полукольца (не дают трахее спадаться при вдохе и не задерживает воздух при повороте головы), соединяются связками между собой; задняя стенка – мягкая (прилегает к пищеводу и не мешает движению пищи) | Проведение воздуха, защита от пыли |
Бронхи | 2 главные ветви – крупные бронхи разветвляются на мелкие (бронхиолы) и заканчиваются лёгочными пузырьками (альвеолами) | Проведение воздуха |
Д/з:
$ 22 (по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8 класс»), записи.