Цель:
С применением стратегий развития критического мышления на основе работы с текстами выяснить причины раздробленности на Руси.
Задачи:
- Дальнейшее формирование навыка работы с историческими текстами.
- Закрепление умения анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстами.
- Закрепление умений работы в группе.
Оборудование: карта, тексты.
Ход урока
I – стадия вызоваИсходя из темы урока, учащиеся вспоминают:
- Как называется период, когда государство состоит из обособленных самостоятельных территорий?
- Каковы признаки раздробленности государств Западной Европы? (управление, войско, законы, деньги, меры длины, веса и др.)
Учитель: Такой период на Руси наступил в XII веке. В 1132 г. умирает сын Владимира Мономаха – последний великий могущественный князь Мстислав – и в летописи записано: “… раздрася вся Русская земля” – т.е. распалась на части.
– Что стало причинами раздробленности на Руси, именно это нам надо выяснить на уроке и попробовать определить – какие это поставило перед Русью проблемы?
II – стадия осмысления1.) Используя стратегию “Фишбон”, через работу с текстами ребята решают проблему “Почему наступила раздробленность на Руси”?
Учащиеся работают с текстами в группах, по очереди читают их, обсуждают, выявляют причины раздробленности, делают записи у себя в тетрадях, затем ищут аргументы (доказательства), записывают, затем идет обсуждение результатов работы групп, отбор материала и вместе с учителем заполнение общей схемы.
Тексты:
1. “Каждому свое…” (отрывок из летописи)
“В лето 1097. Пришли князья Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславович, и Давыд Святославович, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира между собой. И обращались к себе, говоря: “Зачем губим Русскую Землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою..” и на этом целовали крест: “если кто пойдет на кого войной, то на того будем все..” и принеся клятву разошлись восвояси…”
2. Н.М. Карамзин “История Государства Российского”.
“Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ними. “Скоро не будет меня на свете, говорил он: – вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие государства, основанного счастливыми трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как государь! Он защитит утесненного и накажет виновного”.
Слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцов, и к несчастию ошибся”.
3. Порядок наследования. (Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов. История России VIII-XV вв., стр.67-69)
“XI – XII вв. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого, отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников. После смерти отца его место занимал старший сын, которого младшие должны были почитать “в отца место”. В дальнейшем во главе рода поочередно вставали старшие в данный момент князья. Поэтому и киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Восхождение князя к Киеву совершалось постепенно. Смерть любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну ступень вверх. Покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в более почетную и богатую, а на его место являлся следующий по очереди старшинства. Такой порядок назывался “очередным” или “по старшинству”.
По мере разрастания княжеского рода владения мельчали, на престолах княжеств оказывались все более дальние родственники, отношения между ними запутывались, и следовать очередному порядку становилось все сложнее. Очередь старшинства можно определять по возрасту, а можно и по порядку поколений (дядя всегда старше племянника, поскольку ближе к общему родоначальнику). В жизни это не всегда совпадало. Бывало, что иногда племянник был старше дяди по возрасту, но младше по родству и это приводило к спорам и ссорам между князьями, особенно между двоюродными и троюродными братьями”.
4. Формирование землевладения на Руси. (Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов. История России VIII-XV вв., стр.75 -76)
“В XI – XII вв. стало формироваться княжеское, а затем и боярское землевладение. Постепенно доходы, которые княжеские приближенные (дружинники-бояре) получали от своих вотчин, становились для них более важными, чем собираемая дань. Фактически дружинники превратились в землевладельцев. Естественно, они стремились быть поближе к своим владениям. Прежде любой дружинник мечтал о переходе вместе со своим князем по очереди старшинства на более доходное княжество. Теперь дружина стала менее подвижной. Она как бы “осела” на землю. Поэтому и князьям приходилось думать не только о продвижении к Киеву, но и об обеспечении своей самостоятельности и укреплении собственного княжества.
Также в средние века господствовало натуральное хозяйство, при котором повседневные нужды удовлетворяются не покупной, а своей продукцией, торговля при этом ведется нерегулярно, и экономические связи между областями непрочные”.
На основе выявленных причин и доказательств заполняется “Фишбон”, в верхней части схемы записываются причины раздробленности, в нижней – аргументы.
Схема “Фишбон”:
Причины |
Факты, аргументы |
1. Завещание Ярослава Мудрого. 2. Порядок наследования по старшинству – очередность. 3. Съезд в Любече в 1097 г. 4. Господство натурального хозяйства. |
1. Раздел территории между наследниками. 2. Княжеские усобицы. 3. Рост крупного княжеского и боярского землевладения. 4. Слабые хозяйственные связи. |
2.) Использование стратегии “Уголки”.
Беседуя о раздробленности, подвести детей к вопросу “Благо или зло для Руси раздробленность”? и ответить на него, используя стратегию “Уголки”.
1. дети высказывают свою точку зрения,
2. формирование групп в соответствии с высказанными мнениями,
3. выбор аналитиков, которые наблюдают за работой групп,
4. обсуждение в группах, поиск аргументов в пользу своей точки зрения, назначение выступающего от группы,
5. выступления представителей групп с аргументами в пользу своего мнения,
6. аналитики выбирают более аргументированную точку зрения,
7. учитель подводит итог работы.
III – стадия рефлексии.Работа с картой.
– Назвать княжества, на которые распалась Русь в XII-XIII вв. Составить кластер на основе информации о наиболее крупных и значимых княжествах:
Русские княжества в XII –XIII веках
Домашнее задание: Расширить кластер, включив следующую информацию:
– территория,
– управление,
– занятия,
– города.
Литература:
- И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Учим детей мыслить критически”.