Тема урока. «Потребители и разрушители лесной экосистемы».
Цели:
- показать роль потребителей и разрушителей лесной экосистемы как участников круговорота веществ;
- сформировать у детей понятие «экосистема леса – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ»;
- формирование коммуникативных навыков у учащихся.
Оборудование: учебник А.А.Вахрушева по окружающему миру за 3 класс, рисунки, фотографии животных и птиц леса, видеоролик «Лес без животных», коллекция муляжей «Грибы», образцы коры деревьев, повреждённой жуком-короедом.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
(Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.)
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Наблюдать и рассуждать.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)
– На доске записаны слова. Прочитайте их.
ЛУГ | БОЛОТО | ОЗЕРО |
– Как вы думаете, что их объединяет? (Это
названия экосистем.)
– Экосистема – что это такое?
Дети рассказывают:
– Экологическая система.
– Эко – природа, система – порядок.
– Природное сообщество.
– Содружество живой и неживой природы, в котором
организмы разных «профессий» поддерживают
круговорот веществ.
– Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (Производители
– растения, потребители – животные, разрушители
– микроорганизмы, грибы.)
– А что такое круговорот веществ? (Цепочка
превращений, которая начинается и заканчивается
одним и тем же веществом.)
– Скажите, а эти три экосистемы как-то зависят
друг от друга?
Дети рассказывают:
– Со временем на месте озера образуется болото.
Если озеро бессточное, то круговорот
веществ замкнут не полностью. Разрушители не
справляются со своей работой. Поэтому оно
зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом.
Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве.
Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому
отмершие остатки не разрушаются, а превращаются
в торф. Из-за накопления торфа болото
становится суше и начинает зарастать травой.
Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
– А луг при определённых условиях может
смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой
леса.)
– Почва луга очень плодородна. Если почва
влажная, то на месте травянистых зарослей могут
появиться всходы кустов и деревьев. Они будут
расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг
превращается в лес. Круговорот веществ в
экосистеме луга не замкнут.
– Так в чём сходство экосистем озера, болота и
луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти
экосистемы неустойчивые.)
На доске постепенно появляется схема:
Неустойчивые системы с замкнутым круговоротом веществ.
– Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?
III. Проблемная ситуация и тема урока
(Этап постановки учебной задачи.)
– Скажите, в какой природной зоне мы с вами
живём? (В лесной зоне, в тайге.)
– Какие растения живут в наших лесах? (травы,
кустарники, деревья)
– Какова роль растений леса?
Дети рассказывают:
– Дом для животных.
– «Зелёные лёгкие» нашей планеты. Выделяют
кислород, поглощают пыль, углекислый газ.
– Корм для живых организмов.
– А ещё прекрасное место отдыха для людей. Вы
любите гулять, отдыхать в лесу? (Да.)
– Тогда давайте прогуляемся.
Дети смотрят видеоролик «Лес без животных».
– Тише, до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.
Инсценировка (диалог Лены с Мишей).
(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)
IV. Проблемный вопрос
Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.
– Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.
V. Определение темы урока
– На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока…
На доске: «Потребители и разрушители лесной экосистемы»
VI. Совместное открытие знаний
1. Сообщения подготовленных учащихся
– Каких обитателей лесов вы знаете? (Звери:
белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь
и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.;
насекомые: муравьи, жуки и др.)
– Сегодня ребята по специальному заданию
приготовили для вас сообщения о роли некоторых
обитателей лесов.
Сообщение о животных
Белка – растительноядное животное, грызун, живёт в лесу, на деревьях. Белка легко прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. При прыжках, которые могут достигать четырёх метров, белке помогает хвост. Хвост служит своеобразным рулём. Во время движения в воздухе белка может поворачивать хвост как парашют и плавно приземляться на нужное место. Летом у белки шерсть короткая, редкая, ей легче переносить жару. А рыжая окраска хорошо маскирует среди пестроты летнего леса. Цвет зимней шерсти – серый. Когда серенькая белка неподвижно сидит на ветке, её трудно увидеть её врагам – кунице, соболю, ястребу-тетеревятнику. Белка ест ягоды, орехи, грибы, семена, насекомых, их личинки, яйца птиц. Осенью белка запасает корм. Орехи прячет в трещинах коры, во мхе, под корнями. О своих запасах белка забывает. Многие семена остаются несъеденными и весной прорастают. Так белка помогает расселяться растениям.
Сообщение о насекомых.
– Как вы думаете, что за художник изобразил
узоры на коре дерева? (Демонстрация образцов
коры, повреждённой жуком)
Это жук-короед. На каждой породе дерева живут
какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера
прогрызать ходы.
Одни из короедов заселяют вершины деревьев и
ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают
ходы в средней части ствола, третьи – в нижней
части, под толстой корой, а есть и такие, что
грызут в корнях.
Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные,
старые деревья. Питаясь корой, они разрушают
сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И
только уж сильно размножившись, нападают и на
деревья здоровые.
Сообщение о птицах
В густой кроне деревьев живут таёжные птицы:
глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, кедровка,
клёст, дятел, сова.
Птицы приносят пользу лесу. Многие птицы и
особенно птенцы очень прожорливы. Если насекомых
вредителей в лесу окажется много, то на этом
месте загнездится много птиц, и на всех птенцов
хватит пищи. Но если насекомых будет мало, многие
пары откажутся от гнездования.
Таким образом, птицы могут регулировать обилие
насекомых.
Успешную борьбу с вредителями леса ведут дятлы.
Своим твёрдым клювом они пробивают маленькие
отверстия в коре, а длинным языком, на котором
есть особые зазубрины, они ловко извлекают
личинки насекомых из-под коры. Интересен язык
дятла – тонкий и длинный. У зелёного дятла до 14см,
у чёрного – 8см. Есть ещё польза от дятлов: они
заготавливают места для гнездования других птиц.
Обычно дятел каждый год долбит новое дупло для
своего гнезда. А старые дупла?
Их заселяют иные птицы: мухоловки-пеструшки,
поползни, большие синицы, скворцы, сычи.
Кто из нас не слышал в лесу звонкого кукования? А,
услышав, кто не задавал птице вопрос: «Кукушка,
кукушка, сколько лет мне жить?»
Кукушка гнёзд не вьёт, яиц не насиживает. Она
приспособилась класть свои яйца в чужие гнёзда: к
трясогузкам, горихвосткам, зарянкам. За лето одна
кукушка размещает по чужим гнёздам до 20 яиц.
Однако кукушка – неутомимый истребитель
гусениц. Основной пищей кукушки являются
«мохнатые», покрытые щетинками гусеницы
непарного шелкопряда, которых другие птицы не
едят.
2. Работа в группах. Обсуждение, выступления.
– Ребята, как же взаимосвязаны между собой
растения, звери, птицы и насекомые? (Все
организмы являются пищей для других организмов.)
– Как называется последовательность, в которой
каждый из организмов съедает другой? (Цепь
питания.)
– Составьте цепи питания живых организмов,
обитающих в лесу. (Группы получают наборы
названий живых организмов леса.)
- I группа: кедр ––> белка ––> куница
- II группа: ель ––> лось ––> волк
- III группа: дуб ––> гусеницы ––> кукушка ––> ястреб
- IV группа: берёза ––> жук-короед ––> дятел ––> ястреб
Выводы.
– Ель, дуб, берёза, кедр – это… (растения-производители).
– Белка, куница, лось, волк – это… (животные-потребители).
– Что происходит с производителями и
потребителями в экосистеме? (Они умирают,
останками питаются разрушители. Это
жуки-мертвоеды, дождевые черви, почвенные клещи,
многоножки и грибы.)
Сообщение о грибах
В лесу растёт великое множество грибов. Многие
грибы поселяются на гнилых и больных деревьях,
иногда на корнях.
Например, трутовик. Когда-то он обитал на стволе
большой засыхавшей ели. Трутовики проникают в
повреждения ствола и живут внутри дерева,
постепенно разрушая его.
Когда дерево свалилось, началась работа других,
шляпочных грибов, поселившихся на обломках
ствола. Они трухлявят и вместе с бактериями
перерабатывают остатки древесины на поверхности
земли, смешивают их с почвой.
Наступает очередь почвенных грибков. Они
завершают работу разрушения, начатую
трутовиками. И вот получается перегной, на
котором и вырастают молодые ёлочки.
Так грибы помогают возобновлению лесов.
На доске появилась схема:
3. Ответ на проблемный вопрос Лены
– Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да. Все они участники круговорота веществ.)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой: №7, с.62 одно из трёх на выбор.
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
Выводы учащихся:
1. – Итак, мы получили круговорот веществ, в
котором все его участники справляются со своей
работой.
Производители растут и дают пищу
потребителям.
Потребители питаются растениями и
«друг другом», так что могут регулировать
круговорот веществ.
А разрушители перерабатывают мёртвые
организмы и оставляют в почве минеральные
вещества, которые используют растения.
– Какой круговорот у нас получился? (Замкнутый)
2. – Если круговорот в экосистеме леса
замкнутый, то экосистема… (устойчивая).
– А если экосистема устойчивая, заменит ли её
другая экосистема? (Нет)
3. Прочитаем об этом правило на стр.61 учебника.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
X. Домашнее задание
На выбор:
- №4, с.62 – кроссворд;
- №5, с.62 – игра «Детектив»;
- Доклады-сообщения об обитателях леса;
- Книжка-малышка туриста «Как нужно вести себя в лесу».