Задачу внедрения этнокультурного русского
компонента можно решать на уроках эстетического
цикла, а также на занятиях клуба «Мои маленькие
открытия», на которых формируем навыки проектной
и исследовательской деятельности младших
школьников.
В 2007–2008 учебном году ученицы 3 А класса
работали над проектом «Картины из солёного
теста» по русской народной сказке «Три медведя».
Вид проекта: творческий, групповой, среднесрочный.
Этапы работы:
- Определить проблему.
- Определить цели.
- Подбор материала.
- Изучение собранного материала.
- Обобщение, систематизация материала.
- Получение продукта, его оформление.
- Защита проекта.
- Рефлексия.
Остановлюсь на некоторых этапах работы.
Определение проблемы:
Ученицы обратили внимание на картины в коридорах школы. Они сделали вывод о том, что картины имеют неприглядный вид и не радуют глаз.
Перед собой они поставили следующие цели:
- Создать уют в коридорах школы.
- Подарить радость себе и окружающим.
- Узнать способы изготовления изделий из солёного теста, научится обрабатывать солёное тесто, научится делать объёмные композиции, применять цветовые эффекты при помощи обжига в духовом шкафу.
Подбор материала:
Изучив множество русских народных сказок, девочки остановились на сказке «Три медведя». Для реализации своего замысла они выбрали два фрагмента:
- «В домике жили три медведя. Самый большой – медведь-папа, поменьше – медведица-мама и маленький медвежонок. Семья медведей пошла гулять в лес».
- «Медвежонок заглянул в свою постельку и запищал: «Ой, кто это спит в моей кроватке? Мама, папа, идите скорее сюда!»
Этапы работы над картинами:
1. Составить эскиз.
2. Подобрать материалы и инструменты.
- мука – 1 кг;
- соль –500 г;
- вода – 2 стакана;
- душистый горошек;
- картон;
- мешковина;
- лак;
- морилка;
- рамка;
- клей «Титан»;
- разделочная доска;
- скалка;
- нож;
- ножницы;
- кисточка;
- фольга.
3. Замесить и раскатать тесто.
Рецепт солёного теста:
- 2 чашки (около 200 г) муки;
- 1 чашка (около 200 г) соли;
- 1/4 чашки (около 125 мл) воды.
1) Вылепить фигурки.
2) Сделать выкройки одежды.
3) Собрать фигурки.
4) Высушить 3 дня на воздухе.
5) Обжечь в духовом шкафу.
6) Покрыть лаком.
7) Составить композицию.
Заключительный этап:
Презентация на открытом заседании клуба «Мои маленькие открытия». Данная работа участвовала на V Кирилло-Мефодиевских научных юношеских чтениях и заняла II место в области декоративно-прикладного искусства.
(Презентация прилагается).