Родительское собрание "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Разделы: Работа с родителями


Цели: Совместно с родителями и детьми создать модель счастливой семьи; определить, что семья держится на любви, заботе, сопереживании, внимании всех членов семьи друг к другу.

Выявление особенностей взаимоотношений в семье.

Разработка основных правил семейного воспитания.

Участники: родители и учащиеся 3 класса, классный руководитель.

Оборудование: «Дерево жизни» на ветках дерева прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи, выставка коллаж на тему «Моя семья», опросники для родителей, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, заготовка для рефлексии.

Ход собрания

Звучат фанфары, и на сцену выходит фея в ярком и нарядном платье. Она подходит к дереву жизни и внимательно его рассматривает. В это время на сцену выбегают мальчик и девочка, взявшись за руки. Они подбегают к дереву, рассматривают его и видят фею.

Слайд № 1 

Мальчик и девочка. Ой, здравствуйте!

Фея. Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такой важный праздник?

Девочка. А о каком празднике вы говорите, уважаемая фея?

Фея. О празднике семьи.

Мальчик. Семья? А что это такое – семья? Мы живем на Голубой Планете, и такое слово слышим впервые.

Фея. Мне вас жаль, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может вам помогут ребята с планеты земля? Но прежде я расскажу вам одну сказку:

Звучит музыка к песне «Маленький принц» Слайд № 2

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было, В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный то яркий указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-нибудь рядом с собой!» «А в какие ночи твой свет становится ярким?» -- спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, их так манит в дороге и куда они так спешат?» «Ты узнала тайну спешащих странников» - спросила Луна.

Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...»

«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело издохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал Вперёд, преодолевая преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая мы теперь - одна СЕМЬЯ!»

Вам понравилась сказка, Деи Голубой Планеты?

Дети. Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое семья.

Фея: Садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте! А наши ребята попробуют вам рассказать, что для них значит слово «Семья».

1. Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и судьбе.

2. Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.

З. Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.

4. Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

5. Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?

б. Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.

7. А рядом мама держит за ладошку,
И гладит мои волосы слегка.

8. Сегодня в доме выходной
Сегодня-воскресенье.

9. Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
Для мамы печем печенье.

10. Мы стол накрываем и ставим цветы,
Печенье кладем на блюдо.

11 .Мы маме подарим любовь и букет,
А мама помоет посуду.

12. Мой папа любит в дневнике
Красиво расписаться,

13.А с двойками, что ставят мне,
Он разрешает маме разбираться.

14. Сегодня праздник у меня

Фея. Дорогие гости! Вам понравился рассказ ребят?

Итак, что же такое семья?

Где составляющие счастья семьи?

Может быть, это взаимоотношения мамы и папы? Папы и бабушки? Невестки и свекрови?

Но мы сегодня будем говорить об отношениях родители — ребёнок «Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими» А.Моруа.

Путь к сердцу ребенка.

Ребёнок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии, в том, что у него красивая одежда, множество игрушек, сладостей. Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Психологи утверждают, что нравственные основы личности ребенка закладываются в самом раннем детстве, до 4-5лет. А потом уже проявляется, развивается то, что заложено. Все впечатления фиксируются в детской памяти, как на фотопленке, и выправить последствия упущенного, неверного ориентирования нелегко. Огромный потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, которые встречает ребенок, входящий в мир. Вспомните всем знакомый пример. Как радостно улыбается ещё лежащий в колыбели малыш в ответ на добрую улыбку матери, как настораживается он в окружении не знакомых, что-то громко и сердито говорящих людей. доброжелательные отношения в семье для ребенка - а именно с семьи начинается для ребенка познание Мира, - как солнце для проклюнувшегося ростка.

Слайд № 3

Характерно в этом отношении наблюдение замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви счастья и труда (а от этой гармонии, в сущности, зависит моральное здоровье человека) возможны лишь при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень-очень нужен, я для кого-то безмерно дорог, кто-то видит во мне смысл своей жизни, но и я кем-то очень-очень дорожу, без кого-то я жить не могу.» Может быть, это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживанием радости полноты жизни. Ласка, радость духовного общения с родными особенно с матерью и отцом, - это не только источник гармонии любви, счастья и труда, это также источник долга, долженствования человека перед человеком. Одна из причин преступлений - совершенное безразличие человека к тому, что о нем думают родные и близкие... Внутренний контакт атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям. Но всегда ребенок должен чувствовать мотивированность поступка старших, понять, что доброта или строгость вызваны его собственным поведением. Родители же, выбирая тон общения с ребенком, должны неизменно выдвигать на первое место особенности его возрастного развития, а не собственное настроение, раздражение или усталость.

Слайд № 4

В родительском доме нужны кропотливый творческий подход к ребенку и уверенность в том, что усилия твои не пройдут даром. что добрый посев даст хорошие всходы.

Слайд № 5

Следует помнить, что излишек строгости притупляет ум, очерствляет сердце. Путем подавления можно сломить, опустошить человека, но только не воспитать. -Мама! - кричит с порога сын-второклассник. - Ты знаешь, что мы сегодня учили? Зачем в грязных ботинках идешь в комнату? - одергивает его мать. Мальчик снял обувь и пытается опять рассказать о том, что поразило его в школе. Но мать его не слушает. Садись, ешь, а то остынет говорит она сыну. — Рассказывать будешь потом. Но мальчику уже не хочется рассказывать. Равнодушие самого, близкого человека погасило хороший порыв. Если же ребенок чувствует, что Родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам внимательнее к ним относится. Интерес к тому, что он узнал в школе, не только сохраняется, но и закрепляется, он становится требовательнее к себе. Ошибаются те, кто думает, что ребенок не способен думать о других: ему приятна радость, доставленная им любимому человеку - отцу, матери. Зимнее утро. Из подъезда выходят двое - взрослый и ребёнок. Сынок, ты погляди только, какая прелесть! И мальчик по-новому смотрит на деревья, сказочно припорошенные свежим снегом, и видит красоту этого раннего утра, быстро забывая, как не хотелось вставать из теплой постели, шагать в такую рань по морозной и темной улице. Любой ребенок охотно знакомится с окрестностями своего села, города. Для него это - познание мира, и вдвойне приятно, если ему помогают в этом открытии близкие. С какой радостью он отправляется со взрослыми на такую прогулку. Будь то рыбалка на реке, поход за грибами или просто «экскурсия» на соседнюю улицу. Встречи с окружающим миром расширяют его представления рождают любознательность, обогащают духовно. Чуткость, отзывчивость души - немаловажная сторона характера.

Слайд № 6

Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения красотой.

Первое условие разумного воспитания детского сердца чуткость и умение родителей расположить к себе детей. Ничто не действует так на юную душу, как холодное равнодушие, безразличие. С самых первых проблесков сознания ребенок воспринимает семейные отношения (или те отношения, в которые он попал) как некую общечеловеческую норму общения. Тем самым мы ориентируем ребенка в сложнейшем мире человеческих отношений формируем, по существу, его нравственные критерии.

Слайд № 7

Естественным для семьи являются основы бережного отношения друг к другу, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимания, что имеет исключительно важное значение для воспитания детей.

Слайд № 8

Дружная, здоровая семья, закладывает в ребенке основу - его правильных отношений с людьми. Отрицательно действует на детей непоследовательность в поведении старших то сентиментальное сюсюканье, то грубый окрик. Это - свидетельство родительской беспомощности, отсутствие педагогического такта. Утром мама торопится, а у Жени, как назло, запутались шнурки Что за мальчишка, урод какой-то! Вечно наказание с ним! - Мама продолжает в том же духе, пока шнурки, наконец, не завязались. А вечером она приходит в детсад за сыном: шалость Птенчик, я пришла! Пойдем, пташка моя! К детям надо относиться очень бережно. Наше родительское поведение наша реакция, как правило, определяют и поведение ответную реакцию маленького человека Играя с мячом во дворе, пятилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лам- почка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями. - Это ты разбил лампочку? - сурово спрашивает он. Нет-нет... Это не я, - лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать. Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать! кричит отец, повернувшись к дому. - Сынок-то наш! Мало того, что озорник, непослушник, он еще и лгун, оказывается. Как бы вы поступили на его месте? (Ответы родителей.) Обобщение учителя.

Отец увидел, как мальчик разбил лампочку. Не провоцируя ребенка на ложь нелепым вопросом («Это ты разбил лампочку.»), отец говорит:

«Юра, я видел, что ты нечаянно лампочку разбил. Надо быть осторожнее в следующий раз, а сейчас дело придется исправлять. А ну-ка, сбегай на кухню за табуреткой!» И после того, как просьба выполнена, продолжает: «Поставь табуретку, что бы она не шаталась. Я выверну разбитую лампочку, а новую вверну. На, держи, только осторожно, не урони. Вот так. А теперь отнеси табуретку и иди играй...» Во-первых, каким ярким огнем вспыхнули бы в душе ребёнка любовь он благодарность к отцу - его отец самый лучший, самый справедливый человек на свете! Он понял, что мальчик не хотел разбить лампочку. Во- вторых, это был бы предметный урок того, что в исправлении. своей ошибки участвует сам ребенок.

Слайд № 9

А. С. Макаренко говорил: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь». Очень важно, чтобы в семье всегда господствовало внимательное отношение друг к другу, единомыслие, готовность к содержательным, интересным и полезным действиям. А если в доме часты грубость или оскорбления, вы уже воспитываете ваших детей неправильно, и никакие самые лучшие «специальные» методы воспитания не принесут большой пользы. Бывают случаи, когда необходимо потребовать, повысить голос, приказать. Но это не должно входить в систему. Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. Но не кажется ли вам, родители, что в поисках всяких секретов, путей к детскому сердцу, мы нередко забываем о самом простом внимании? В любом возрасте нужен контакт старших и младших. Тактичный подход означает учет индивидуальных особенностей, понимание детей, умение подметить их внутренний настрой.

Слайд № 10

Детство не преддверие жизни, а самая сложная ее пора. Радость и горе, удачи и срывы, надежды и разочарования, жажда познания и муки творчества - все, с чем мы, взрослые, сталкиваемся в жизни присуще и детству. И мы, взрослые, должны быть добрыми помощниками своим детям на этом пути. добро и доброжелательность - они неотделимы друг от друга. Хочется еще раз обратиться здесь к выводам

Слайд № 11

В. А. Сухомлинского: «Детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма благородных человеческих чувств - от тончайшей, чувствительной заботы о матери до ненависти к врагу, непримиримости к идейному противнику».

Семья должна привить ребятам такие установки и традиции, чтобы они могли самостоятельно бороться с трудностями, выступать против недостатков, встречающихся на пути. Пусть иной раз ребёнок почувствует, переживет свою неудачу, ошибку или проступок -. лучше запомнит, найдет в другой раз в себе силы их не повторять Пусть самостоятельно выбирается из неприятной ситуации. Не торопитесь кидаться выполнять дело за него, «Облегчить его участь».

Слайд № 12

Родители заполняют анкету. Подсчитывают количество баллов. Озвучивание результатов.

Слайд № 13, 14

Анонимный совет. Родители по желанию пишут совет учителю или другим участникам родительского собрания. Можно давать советы в юмористической форме.

Слайд № 15

Рефлексия.

Слайд № 16

Итог.

Слайд № 17

Используемая литература:

  1. Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в начальных классах.
  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.
  3. Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.
  4. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.
  5. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
  7. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.
  8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.
  9. Януш Корчак, Как любить детей. – Хабаровск, 1988.
  10. Януш Крчак «Как любить детей»
  11. www.vikil.ru клип «Маленький принц»

Опросник для родителей

Можете ли Вы? Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В
5. Сохранить самообладание, даже если по- ступок ребенка вывел Вас из себя? А Б В
б. Поставить себя на место ребенка? А Б В
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? А Б В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? В В А
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В
Ответ «А» оценивается в З очка; «Б» - в 2 очка; «В» - в 1 очко.

Презентация. (запакована в архив вместе с видеоклипом, используемым в ней)