Тема урока: Искусство театра.
Цели урока:
- Обучающая: познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
- Развивающая: продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, развиваем актерское мастерство, развитие культуры речи, наблюдательность, воображение.
Оборудование:
- Карточки с вопросами.
- Карточки-скороговорки
- Карточки-задания с этюдами
- Телевизор, видеомагнитофон, кассеты.
- Аудиомагнитофон
План урока:
- Вводная часть.
- Сообщения учащихся о зарождении театрального искусства в Древней Греции.
- Соревнования между командами (вопрос-ответ)
- Тренер речи (скороговорки)
- Домашнее задание (вопрос-ответ)
- Показать этюдов на заданную тему.
- Конкурс театрального гримера.
- Показ инсценировок.
- Просмотр отрывков из спектакля театральных артистов г. Усть-Кута.
ХОД УРОКА:
Тема нашего урока – «Искусство театра».
Сегодня наша задача как можно больше узнать об
этом удивительном виде искусства.
Итак, как начинается театр? Этот вид искусства
зародился в Древней Греции около двух с
половиной тысяч лет назад. Само слово «театр»
греческое, означает «место зрелищ». Как же
возникло это искусство? Греки верили во многих
богов, но более всего почитали Диониса, бога
плодородия и вина. В честь Диониса весной
устраивали празднества, во время них
разыгрывалась сцена – это были первые
театральные представления. Позднее появились и
специальные произведения для театра – пьесы.
Спектакль в древнегреческом театре начинался
очень рано – около 7 часов утра. В то время не было
хорошего искусственного освещения, вот и
приходилось актерам работать только при дневном
свете, Греки очень любили театральные
представления. С конца шестого века каждый
уважающий себя город имел специально
построенный театр, где собиралось множество
зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч
зрителей (гораздо больше, чем любой современный,
хотя жителей в древних городах было значительно
меньше). Располагается он на склоне холма. За вход
в театр нужно было платить. Роль билетов играли
небольшие пластины из свинца или обожженной
глины. Места для зрителей – каменные скамьи,
рядами расположенные на склоне лестницами,
разделялись на «клинья» (похожие на трибуны
современного стадиона). В билете указывался
буквами только «клин», а место в нем можно было
занять любое, кроме первого ряда, где были
бесплатные мест для почетных зрителей.
А как же на Руси появился театр?
В середине XVII века, русские послы, возвращаясь
из-за границы, рассказывали о «театральных
действах». На Руси театра еще не было, только
бродячие скоморохи и кукольники бродили по
городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович
(отец Петра Великого) решил устроить театр в
Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672
года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры
были иностранцы, и первые спектакли шли на
немецком языке. Придворный театр просуществовал
недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А
первый публичный (доступный) театр появился в
Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные. В
драматических театрах ставятся пьесы. Если в
театре ставятся произведения музыкального
искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании
спектакля – это художники-декораторы, костюмеры,
гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди,
которые, казалось бы, непосредственного
отношения к сценическому действию не имеют, но не
зря великий театральный деятель К.С.
Станиславский сказал: «Театр начинается с
вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры).
О театре можно говорить бесконечно, но мне
хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие.
Домашнее задание у вас было разделиться на две
команды, дать им название.
Итак, команда Актеры и команда Режиссеры.
Сейчас я каждой команде задам по десять вопросов.
Вопросы первой команде:
- Театральное представление. (Спектакль)
- Первое публичное выступление. (Дебют)
- Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)
- Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)
- Рисованная декорация на заднем плане сцены. (Задник)
- Выступление приезжего артиста или театральной группы.
- Разговор между двумя лицами. (Диалог)
- Первые места в зрительном зале. (Партер)
- Возгласы, требующие повторения. (Бис)
- Богиня – покровительница театра. (Мельпомена)
Вопросы второй команде:
- Повторение, повторение. (Репетиция)
- Предварительное объявление о спектакле. (Анонс)
- Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актер)
- Пояснение автора к тексту пьесы. (Ремарка)
- Речь одного лица или мысли вслух. (Монолог)
- Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)
- Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
- Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз.
- Актер пьесы. (Драматург)
- Заменитель основного исполнителя роли. (Дублер)
Подведение итогов.
– А сейчас мы с вами еще больше окунемся в мир театра. Вы знаете, что актер обязан уметь четко и ясно говорить, поэтому каждый актер перед выступлением проводит тренаж речи. Я даю вам скороговорки, вы должны четко и ясно попытаться произнести их три раза:
- Сшить колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
- Висит колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Каждая команда должна была подготовить для
другой вопросы по теме: «Искусство театра». (Команды
задают друг другу вопрос).
А сейчас каждая команда должна показать этюд по
заданной теме (жеребьевка).
Этюды:
- Банкет новых русских.
- Ночь на вокзале.
- Дети (ясли) – группа на прогулке.
- Обезьяны – обезьяний питомник.
- Рынок – торговля на рынке.
- Вора – ограбление ночью.
На подготовку – три минуты. Показ, подведение итогов.
– Продолжаем наш урок очередными вопросами для команд.
Вопросы первой команды:
- Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)
- Передняя часть сцены перед занавесом. (Авансцена)
- Театральный художник, пищащий декорации. (Декоратор)
- Пьеса с психологической глубиной конфликтов, переживаниями. (Драма)
- Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)
- Этим морским названием называется помещение под сценой театральные подмостки. (Сцена)
- Расположение актеров на сцене в разные моменты спектакля. (Мизансцена)
- Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
- Актриса, исполняющая роль мальчиков. (Травести)
Вопросы второй команде:
- Тот, кто подсказывает актерам текст роли. (Суфлер)
- Комплекс театральных упражнений для тренировки чего-либо. (Тренаж)
- Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)
- Исполнитель пантомимы. (Мим)
- Поставщик спектакля. (Режиссер)
- Первое представление нового спектакля. (Премьера)
- Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края. (Рампа)
- Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)
- Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг. (Бенефис)
- Упражнение, предназначенное для усовершенствования мастерства. (Этюд)
– А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая
команда выбирает актера и гримера, которого при
помощи грима надо превратить в сказочный
персонаж Бабы-Яги. Время ограничено – 5 минут. (Подведение
итогов).
– У каждой команды домашним задание было
подготовить инсценировки для показа (Просмотр,
подведение итогов).
– В нашей стране очень много людей занимаются в
любительских театральных студиях. И в заключение
нашего урока я хочу предложить вам для просмотра
любительский спектакль. (Просмотр
видеозаписи). Мне хочется, чтобы наш урок не
прошел напрасно для вас, и вы смогли расширить
свои знания по театральному виду искусства.