Подбор информации для плаката "Мир лекарственных растений"

Разделы: Биология, Экология


Цели и задачи:

  1. Продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности детей, приобретению новых знаний в процессе выполнения работы с различными источниками информации.

Материалы и оборудование:

  • бумага,
  • цветные карандаши,
  • специальная литература,
  • дидактический материал.

Ход занятия

1. Вступление

Педагог: В далеком прошлом люди преимущественно питались растительной пищей: травой, листьями, плодами, кореньями. Известно, что древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. С тех пор организм человека мало изменился, зато наша пища подверглась значительной эволюции и стала скорее обильной, чем разнообразной. Например, известно, что около 200 лет назад в рационе французов было более 100 видов растений, а сегодня их в три раза меньше. А жаль. Ведь лишенные всякой экзотики «простые» овощи и фрукты обладают целым рядом целебных качеств.

Сейчас я вам загадаю загадки. Кто какое растение отгадает, тот и будет подбирать про него информацию. Дети разбиваются на пары и отгадывают загадки.

Загадки:

Сто одежек
И все без застежек
(капуста)

Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, соленые.
(огурцы)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Красны ножки
В землю ушли.
(свекла)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней.
(помидора)

Кто не отгадал, тому достается чеснок.

2. Педагог: Теперь, давайте с вами «оживим» наши овощи. Подумайте, если бы они были людьми, как бы они выглядели? Какими качествами обладали? (Добрые – злые, веселые – грустные, высокие – низкие, толстые – худые…)

3. Дети рисуют овощи.

4. Педагог: Следующее задание:

Прочитайте материал, письменно ответьте на прилагаемые вопросы.

ОГУРЕЦ

  1. Происхождение огурца.
  2. Чем богаты огурцы?
  3. Лечебный эффект огуречного сока.

Информационный материал данным вопросам.

1. Огурец – однолетнее травянистое растение родом из Индии.

Восточная легенда гласит, что своим происхождением огурец обязан одному радже, имевшему 60 тысяч детей, что якобы соответствует количеству семян в огурце.

2. Огурцы обладают ценными пищевыми, диетическими и лечебными свойствами: содержат свободные и органические кислоты и ароматические вещества. Мякоть огурца на 95% состоит из клеточного сока, богатого витаминами, ферментами и минеральными солями щелочного характера. Огурцы богаты солями фосфора, кальция и особенно калия.

3. Наибольшим лечебным эффектом обладает огуречный сок. Его действие чрезвычайно высоко при заболевании суставов, поскольку способствует выведению из организма мочевой кислоты. Огуречный сок помогает при плохом состоянии десен и зубов. Свежий огуречный сок обладает сильным антимикробным действием и применяется для лечения нагноившихся ран и язв. Кроме того, сок помогает при водянке и отеках сердечного происхождения, как болеутоляющее при коликах и желтухе.

МОРКОВЬ

  1. Морковь – лакомство гномов.
  2. Морковные имена в разных странах мира.
  3. Действие моркови на человеческий организм.
  4. Какие части растения используют в лечебных целях?

Информационный материал данным вопросам.

1. В Германии в средние века существовало поверье о том, что гномы по ночам любят лакомиться морковью и если кто-то их угостит ею, то наутро на месте, где оставлена морковь, найдется слиток золота.

2. У разных народов морковь имела свое название. Так, в Древней Греции её называли «ДАУКУС» за жгучий вкус семян (на Руси – БАРКАП или БОРКАН, в Прибалтике – ПОРГАМДИД, в Польше – МАРКЕВ).

3. Морковь при употреблении вызывает в организме многочисленные действия: антисептическое, глистогонное, деминерализующее, желчегонное, лактогонное, мочегонное, обезболивающее, отхаркивающее, противовоспалительное, противосклеротическое, ранозаживляющее, слабительное, сосудорасширяющее, успокаивающее.

4. С лечебной целью используют корнеплод, семена и ботву моркови.

ТОМАТ

  1. Растение – переселенец.
  2. Помидоры вместо таблеток.
  3. Томат и помидор – одно и тоже?

Информационный материал данным вопросам.

1. Южная Америка – Европа – Россия

2. Томатный сок по содержанию каротина, витаминов группы В, РР, Е превосходит апельсины и другие цитрусовые. Этим объясняется его сильное противоцинговое действие. В 200 г плодов томатов содержится почти суточная доза аскорбиновой кислоты, а некоторые сорта по количеству витамина С приравниваются к лимонам. К тому же томаты богаты солями калия, магния, фосфора, железа, в них этих солей в несколько раз больше, чем в курином мясе, рыбных продуктах, молоке. Они очень полезны при малокровии.

Томаты усиливают выделение желудочного сока, улучшают работу пищеварительного тракта. Медики считают, что сок томата благотворно действует на гипертоников, регулярное его потребление предупреждает появление глаукомы.

3. Слово «ПОМИДОР» пришло к нам из итальянского и французского языков. Итальянцы именуют плод этого растения «ПОМО Д’ОРО», то есть золотое яблоко, а французы – «ПОМ Д’АМУР»- яблоко любви. Эти названия и превратились в русском языке в «ПОМИДОР». На родине же растения, в Мексике, помидоры называют «ТУМАТЛЬ». Под этим названием помидоры вошли в современную сельскохозяйственную литературу и во многие языки европейских народов. Следовательно, ТОМАТ = ПОМИДОР.

КАПУСТА

  1. Чем определяется полезность капусты?
  2. «Прошлое» и настоящее капусты, как лекарственного растения.
  3. Перечислите виды капусты.

Информационный материал к данным вопросам.

1. Полезность капусты определяется содержанием в ней минеральных солей, углеводов, белковых веществ, различных витаминов, органических кислот и т. д.

2. Капуста известна издавна. В труде древнеримского историка Марка Порция Катона «Земледелие» сказано, что она «изо всех овощей – первая». Высоко отзывался автор о целебных возможностях капусты, которая соединила в себе свойства, «наиболее содействующие здоровью». Вера в целебную силу капусты была весьма сильной, и римские врачи готовили из нее лекарства от многих болезней. В те далекие времена врачи настойчиво рекомендовали кормить капустой детей, «дабы росли они крепкими и здоровыми».

В настоящем: Если у вас разболелась голова, возьмите листья свежей капусты и приложите их ко лбу и вискам. Точно так же рекомендуется поступать, чтобы унять боль при ожогах, ушибах, наружных воспалениях. Целебна и кислая капуста: если ее систематически жевать, то укрепляются слабые дёсны.

Капуста укрепляет организм, сообщает ему устойчивость против множества заболеваний, устраняет бессонницу.

Капусту применяют как легкое слабительное при запорах и как мочегонное при водянке и подагре. Свежий капустный сок с сахаром хорошо действует при кашле и обладает антисептическими и противовоспалительными свойствами. Капустный сок является отличным средством лечения язвенной болезни желудка и кишечника. Капуста способствует выведению из организма холестерина, что весьма важно для профилактики атеросклероза. Капусту рекомендуют употреблять при ожирении и диабете. Сок, разведенный водой, полезен для полосканий при ангине.

3. Белокочанная, цветная, брюссельская, савойская, краснокочанная, кольраби, брокколи, пекинская.

ЧЕСНОК

  1. Первые упоминая в литературе о чесноке.
  2. Чеснок как лечебное средство.
  3. Действие эфирного масла чеснока на человеческий организм.

Информационный материал к данным вопросам.

1. Первыми источниками, которые содержат описание чеснока как о лекарственного растения, являются египетский папирус «Кодекс Эберса (1550 г. до н.э.), китайское сочинение «Самараджа» (время написания точно не установлено) и рукопись Геронта «История» (1 в. до н.э.).

2. Чеснок как лечебное средство. Существует множество домашних, проверенных веками, рецептов. Скажем, если человек будет регулярно употреблять в пищу 2-3 зубчика в день сырого чеснока, то его шансы заболеть атеросклерозом значительно снизятся. И, как следствие, он защитит себя от инфаркта, инсульта, склероза и гипертонии, других болезней. «Более того, такой человек меньше подвержен инфекционным заболевания кишечника, т.к. чеснок обладает сильнейшим противомикробным и противогрибковым действием. « (А.Скрлевская). Проглоченная целиком (неразжеванная) долька чеснока в виде таблетки, проходя через весь желудочно-кишечный тракт, способна вылечить даже начальные стадии геморроя, трещины прямой кишки.

3.Эфирное масло чеснока (аллицин) попадая в организм человека с продуктами питания или с вдыхаемым воздухом, вызывает сильное стерилизующее (противомикробное), раздражающее, сокогонное и отхаркивающее действия. Эффективность лечения чесноком трахеитов, ларингитов, хронических бронхитов, воспалений легких, турбекулеза определяется именно этими свойствами его эфирных масел.

СВЕКЛА СТОЛОВАЯ

  1. Состав свеклы и его благотворное действие на организм человека.
  2. Использование свеклы, как лекарственного растения в древности.
  3. Свекла в преданиях разных народов.

Информационный материал к данным вопросам.

1. В свекле содержится много сахара, белков, минеральных солей и органических кислот.

2. В старых русских травниках свеклу рекомендовали использовать как лечебное средство при цинге, туберкулезе, гипертонии, малокровии, запорах, как противовоспалительное средство при насморке, зубной боли, а также при заболевании печени, почек и даже при раке.

3. Из преданий различных народов известно, что отношение к свекле было не везде однозначно. У одних – жители Армении, Ирана, Вавилона – этот овощ ценился только как питательный продукт и лечебное средство. У других (Древняя Греция) свекла была популярна не только как полезный овощ, но и служила символом неурядиц и насмешек. Например, ее подбрасывали под двери дома в качестве подарка постоянно ссорившимся супругам.

5. Создание игровой ситуации. Теперь поиграем в игру «У меня в огороде».

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

6. Педагог читает стихотворение.

Как чудесен наш сад на заре:
Весь сверкает, блестит в серебре.
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
У забора крапива стоит,
В бриллиантах сияет, блестит.
Легкий ветер вдруг тронет листву
И уронит росинку в траву.
Солнце выше вкатит в небеса –
Бриллиантов исчезнет краса.

7. Педагог: «Дети, назовите лекарственные растения, упоминающиеся в этом стихе».

Если дети затрудняются ответить, педагог дает подсказки в виде загадок:

Шагаешь берегом реки
Или лесной дорожкой,
Везде встречаешь ты в пути
Растенье … (подорожник)

Солнышком лучистым
В травке золотится.
Белым облаком
По полю разлетится.
(одуванчик)

Не огонь, а жжется. (крапива)

8. Создание игровой ситуации. Дети встают в ряд. Педагог: «Давайте вспомним и другие лекарственные растения».

Дети по очереди называют лекарственные растения и делают шаг вперед. Кто из них дальше прошел, тот победил.

9. Подведение итогов

Педагог задает вопросы. Дети отвечают.

- Что интересного вы узнали сегодня на занятии?

- Что вам больше понравилось?

Используемая литература:

  1. Тимофеева С.Ф. Все об овощах (кн.2). Самара, «ВЕГА-информ», 1995
  2. Тимофеева С.Ф. Все об овощах (кн.3). Самара, «ВЕГА-информ», 1995
  3. Тимофеева С.Ф. Все об овощах (кн.4). Самара, «ВЕГА-информ», 1995
  4. Тимофеева С.Ф. Все об овощах (кн. 6). Самара, «ВЕГА-информ», 1995
  5. Артемова А. Морковь исцеляющая и омолаживающая. М. – СПб., «ДИЛЯ», 2001
  6. Соловых З.Х. Капустные овощи и блюда из них. М., ВО «Агропромиздат», 1989
  7. Севостьянов Б.И. Чеснок//Земля сибирская, дальневосточная. 1991. №11
  8. Севостьянов Б.И. Морковь посевная//Земля сибирская, дальневосточная. 1991. №4
  9. Севостьянов Б.И. Томат//Земля сибирская, дальневосточная. 1991. №6
  10. Севостьянов Б.И. Свекла обыкновенная//Земля сибирская, дальневосточная. 1991. №5