Цели:
- конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изученной теме;
- продолжить знакомство учащихся с некоторыми достижениями человековедения,
- развивать интерес к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро мировоззрения;
- углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: деятельность, личность, свобода, ответственность, познание.
Задачи:
- уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор;
- уметь в споре отстаивать собственную позицию;
- продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации, воспитания в духе патриотизма и гражданственности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока:
- беседа,
- работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий),
- тестирование.
Оборудование:
- схема,
- учебный материал.
Ход урока
Учитель: мы завершили изучение темы «Человек», но, конечно, на все вопросы, связанные с проблемой Человека, ответить не смогли. Ведь вопрос о природе, сущности Человека относится к числу вечных, у него на протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии.
Мы с вами попытаемся систематизировать полученные знания, поделиться своими взглядами на некоторые проблемы темы.
Работа будет проводиться в два этапа:
- групповая работа.
- тестирование по основным вопросам темы (20 мин.)
Вспомните, какие подтемы мы рассмотрели, знакомясь с содержанием темы «Человек»?
Ученики вспоминают ранее изученный материал.
Учитель: перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит в себе 6 блоков вопросов и заданий.
Задание: разделитесь на шесть творческих групп. Каждая группа получает задание в соответствии с изученными подтемами. Группа знакомится с полученными материалами, отвечает на вопросы, выполняет задания, а затем представляет свою работу в виде выводов, к которым они придут в ходе совместной деятельности.
Критерии оценивания работы группы:
- умение аргументировать свой ответ;
- умение сотрудничать с группой;
- умение выражать своё мнение.
Вопросы и задания для шести групп:
1. Задание для первой группы «Природа человека»:
1) С каким продолжением фразы вы согласны? Свой ответ объясните.
«Жизнь будет прожита лучше, если…»
а) не искать в ней смысла жизни, не усложнять её поиском цели своей жизни, а просто плыть по течению;
б) человек ставит перед собой жизненную цель большой общественной важности добивается её осуществления.
2) Прочитайте текст.
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.
Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, - а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.
Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, всё, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».
(Антуан де Сент-Экзюпери).
Вопросы к тексту:
- В чём автор видит роль человека на земле?
- Что, по мнению автора. Дает смысл и жизни, и смерти?
- Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.
2. Задание для второй группы «Человек как духовное существо».
1) Прочитайте текст.
«Человек способен совершенствоваться.
Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора. Несправедливость следует рассматривать не как нечто привходящее, вторичное, порождённое произволом, злонамеренностью отдельных лиц и групп, а как фундаментальный факт общественной жизни, истории человечества. Борьба с несправедливостью – столь же фундаментальный факт – источник наилучшего в человеке.
Невозможно не грешить. Человек не совершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма. Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избегать самого себя». (Т.И. Ойзерман)
Вопросы по тексту:
- Что является источником наилучшего в человеке?
- Как на этот вопрос отвечает автор, и как ответили бы вы?
- Что такое гуманизм?
- Без признания каких истин не может быть подлинного гуманизма?
- Разделяете ли вы данную точку зрения? Обоснуйте своё мнение.
2) В принятой ООН (1955 г.) Декларации принципов толерантности она рассматривается как ключевое понятие человеческих взаимоотношений. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войн культурой мира.
Вопросы к тексту:
- Какое определение толерантности дали бы вы?
- Почему в наше время возрастает значение толерантности?
- Раскройте связь гражданственности, патриотизма с толерантностью.
- Охарактеризуйте качества толерантного человека.
3. Задание для третьей группы «Свобода»:
1) Что имел в виду немецкий философ Гегель, когда говорил, что свобода есть познанная необходимость?
Какое определение «свободы» дали бы вы? Своё мнение обоснуйте.
2) В разные эпохи по-своему определяли понятие «свободы». В эпоху Ренессанса под «свободой» понимали безграничное развитие творческого потенциала человека, в Новое время – свобода в рамках необходимости объективных законов мироздания, а в XX веке – как тяжкое бремя ответственности за себя и других. Осознание альтернатив и ответственное действие.
Чем вы объясните изменение содержания понятия «свобода»?
Какой смысл вы вкладываете в это понятие?
4. Задание для четвёртой группы «Деятельность»:
1) А.И.Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь воспринимает только как возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
2) О каком виде деятельности идёт речь в высказывании академика И.П.Павлова: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, тем самым соединял «голову с руками».
Свой ответ аргументируйте.
5. Задание для пятой группы «Познание»:
1) На уроке обществознания ученица так истолковала объективность истины: «Объективность означает независимость от человека его интересов, взглядов. Следовательно, объективная истина – это предмет как он есть, сам по себе, без человеческого взгляда на него. Поэтому можно считать, что истина существовала до человека и существует вне человека».
Правильны ли приведенные рассуждения и сделанный на их основании вывод? Свою позицию обоснуйте.
2) Античный философ Картил утверждал, что всё в мире меняется столь быстро, что, пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем. Картил советовал во избежание заблуждения молчать и лишь в случае крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чём не ошибёшься.
Согласитесь или опровергните точку зрения Картила, используя различные аргументы.
6. Задание для шестой группы «Личность»:
1) А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».
Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В Ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.
2) Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.
«Это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами».
Идёт работа в творческих группах – обсуждение, выполнение заданий (4-5 минут).
Выступление групп. Подведение итогов.
- Первая группа «Природа человека».
Выводы:
- поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей;
- победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
- Вторая группа «Человек как духовное существо».
Выводы:
- духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, так как здесь рождается то, что отличает человека от других живых существ;
- именно в духовной сфере происходит «человеческое самостроительство». Человек осмысливает свою жизнь, своё место в мире, узнавая о моральных установках, стремится руководствоваться ими в своих повседневных поступках; познавая суть высших ценностей, воспитывает в себе стремление и умение видеть в них главные жизненные ориентиры;
- человек строит самого себя как существо духовное, осознаёт, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа, разума.
- Третья группа «Свобода».
Выводы:
- сущность свободы – это один из существенных и спорных вопросов из числа так называемых вечных вопросов философии;
- свобода – необходимое условие реализации социальных связей; именно в становлении способности ответственно делать выбор и обретать таким образом свободу состоит социальное взросление;
- социальные связи расширяют поле возможностей для свободного выбора личности, а ответственность личности гарантирует ей возможности самореализации в рамках социальных норм.
- Четвёртая группа «Деятельность».
Выводы:
- именно деятельности люди обязаны своим существованием;
- без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для жизни.
- Пятая группа «Познание».
Выводы:
- человек к началу третьего тысячелетия значительно расширил границы области познания, тем не менее, многие вопросы гносеологии по-прежнему имеют дискуссионный характер;
- мир знания очень разнообразен: научные сведения переплетаются с житейскими представлениями, народной мудростью, элементами мифологии;
- вся многоцветная палитра мира знаний существует во взаимосвязи и взаимовлиянии;
- труден и противоречив путь человека к истинному знанию; этот путь в истории человечества наполнен не только великими открытиями, но и заблуждениями;
- далеко не всем этот путь под силу, тем более, что сама истина, ради которой человек стремится к знанию, зачастую не только сложна, но нередко и не единственна.
- Шестая группа «Личность».
Выводы:
- человек – двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений;
- только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности.
Учитель: пока эксперты оценивают работу групп, проведём тестирование, которое определит уровень ваших индивидуальных знаний. За тесты вы получите индивидуальные оценки. Будьте внимательны.
Тест
1. Напишите понятие:
Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости - …
2. Выберите ответ:
2.1. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:
- отражением;
- знанием;
- сознанием;
- деятельн6остью.
2.2. Истинное знание в отличие от ложного:
- создаётся в результате познавательной деятельности;
- требует усилий для понимания;
- соответствует предмету познания;
- является результатом наблюдений.
2.3. Природными свойствами человека обусловлены его потребности:
- в служебном росте;
- в творчестве;
- в утолении голода;
- в самореализации.
2.4. Способность личности производить нравственный самоконтроль, самооценку своего поведения, испытывать при этом сложное чувство вины, раскаяния, сожаления в случае совершения поступков или действий, причиняющих зло другим людям и осознаваемых в качестве несправедливых, называется:
- стыд;
- страх;
- ответственность;
- совесть.
2.5. Понятие «личность» обозначает:
- единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
- любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
- субъекта познавательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придаёт человеку характер социальной индивидуальности.
2.6. Познание человека – это:
- форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование;
- процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности;
- система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми;
- форма активности человека, основное содержание которой – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания о себе и окружающем мире.
2.7. Понятие – это:
- форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
- форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
- процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;
- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Подведение итогов.
Учитель: Итак, мы выяснили, что человек – существо, наиболее известное самому себе с точки зрения эмпирических фактов. Существует множество теорий, концепций познания человека. С некоторыми из них мы с вами познакомились, но ни одна из них не даёт ответа на вопрос: «Что такое человек?». Возможно, эта задача будет решена в наступившем веке. Многие учёные утверждают, что XXI век будет «веком человека».
Блезу Паскалю принадлежат слова:
«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее вселенной, а она ничего не осознаёт.
…Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно…»
Учитель: Мы с вами познакомились с темой, которая раскрывала сущность человека, его внешние и внутренние характеристики. Следующие темы раскроют стороны общественной жизни, в которых человек себя проявляет. Вспомните и назовите основные сферы общественной жизни: духовная, экономическая, социальная, политическая. О них у нас пойдёт речь на следующих уроках.
Домашнее задание. Написать эссе с вашим отношением к высказыванию Блеза Паскаля. (См. выше)