Цели урока:
- развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении
- раскрыть особенности строения сердца, как одного из органов кровообращения
- продолжить развитие общественно – учебных навыков
Оборудование:
- таблица “Сердце”,
- модель торса человека,
- разборные модели сердца, учебно–тематические карты,
- учебник,
- презентация по данной теме.
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие учителем, отметить отсутствующих, задачи урока).
2. Фронтальный опрос
Природная среда, окружающая человека населена множеством соседей по планете. Из более чем 1,5млн видов животных почти 50 тыс. видов ведут паразитический образ жизни. Поэтому подобно средневековой крепости, обнесенной несколькими рядами стен с башнями организм строит глубоко эшелонируемую оборону.
Достаточно паразиту попытаться проникнуть в тело человека как в действие немедленно вступают все защитные силы организма и механизмы.
1. Кто первыми встают на пути посторонних веществ?
Отвечают учащиеся.
2. А если организм ослаблен, что тогда может произойти?
Отвечают учащиеся.
3. Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, то кто выполняет защитную функцию?
Ответ учащихся.
4. А как вы думаете, элементы крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организма человека?
О функции, каких клеток мы с вами изучали?
Ответ учащихся.
5. При исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1мм крови содержится 20 тыс., в то время как норма 6-8 тыс. Дайте объяснение этому явлению.
Отвечают учащиеся.
6. Что же такое воспаление?
Но ребята, в организме также образуются особые вещества белковой природы, которые обезвреживают чужеродные клетки и вырабатываемые ими вредные для организма вещества (токсины).
О каких веществах идет речь?
Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
Отвечают учащиеся.
Изучение нового материла.
Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. И вот эту непрерывность тока крови обеспечивает один из органов кровообращения – Сердце.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Сценка – Наука, Разум, Сердце, Сила.
К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.
Все предельно просто! Ничего лишнего и в этой простоте само совершенство.
Нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно все все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и до настоящего времени.
Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о живом насосе прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
Вопрос к классу
Используя свои знания, полученные при изучении раздела “Животные” назовите органы кровообращения.
А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.
Обратите внимание на слайды, на которых представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.
Строение сердца в процессе развития животного мира усложнилось и совершенствовалось.
У типичного представителя бесчерепных – ланцетника – роль сердца, как органа выполняет движение крови, играет сосуд – брюшная аорта.
У Рыб появилось двухкамерное сердце, обеспечивает движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления и интенсификацию кровотока, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.
Сердце земноводных по сравнению с рыбами усложнилось. Оно трехкамерное, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. При одновременном сокращении предсердий кровь поступает в единственный желудочек лягушки, но мало смешивается в нем, так как желудочек содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку.
Сердце большинства пресмыкающихся трехкамерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы.
В ходе дальнейшей эволюции сердце становится четырехкамерным.
Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (теплокровность).
Уже несколько раз за сегодняшний урок мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности егостроения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела?
Сейчас познакомимся с особенностями строения сердца человека!
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, который ритмически сокращается в течение всей жизни организма.
Сердце – главный орган системы кровообращения.
Споры прежних веков о его предназначении кажутся нелепыми. Почему?
Но, например, в Древнем Китае верили, что сердце участвует в процессе пищеварения. Древние Египтяне, арабы, индейцы полагали, что сердце – это вместилище души. Мысль, что сердце – это сложно устроенная мышца пришли далеко не сразу.
Рисунок 1.
Вопрос к классу
Почему сердце получило такое название?
Давайте посмотрим на форму сердца. Постараемся найти верхушку сердца. Куда она обращена?
Широкое основание сердца направленно вверх и назад, а суженная верхушка вниз вперед и влево.
Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?
Рассмотрите поверхность модели сердца, а, также пользуясь рисунками и текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок. Какое это имеет значение.
Сердце располагается в околосердечной сумке – перикарде, содержащей серозную жидкость, которая предохраняет сердце от трения. Стенка сердца состоит из трех слоев:
- эпикард - наружный слой, срастается с перикардом, называют сердечной сорочкой;
- миокард – средний слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;
- эндокард – внутренний слой, выстилает его полости изнутри, образует клапаны.
Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунке и модели они обозначены разном цветом.
Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки.
Объяснение учителя
В аорте и легочной артерии найдите полулунныеклапаны.
Каково их функциональное значение
Объяснение учителя
В чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
Учитель в случае необходимости дополняет ответы учащихся
Закрепление материала
А теперь закройте свои учебники попробуйте проверить свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено под ? на рисунке тематической карты.
Рисунок 2.
После выполнения самостоятельной работы в классе организуется обсуждение проделанной работы, учащиеся вместе с учителем делают основные выводы урока.
3. Общие выводы урока:
- Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца (миокарда) образована мелкими одноядерными клетками - кардиоцитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками, играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.
- Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих. Состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
- Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
4. Домашнее задание.