Практика моего педагогического труда в школе позволяет сделать вывод, что нестандартные формы и приёмы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся активно учатся, прочно усваивают материал. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности. Игра повышает общий эмоциональный тонус. Важно учитывать психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Учащиеся устают от монотонности, а играя они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Играя, они овладевают учебным материалом одновременно и активно.
Первейшей задачей в достижении цели обучения немецкому языку являются привитие и поддержание интереса к предмету. Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддерживать интерес в течение лет изучения. Одним из основных принципов поддержания интереса - принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика.
Я хочу рассказать об играх, которые использую в своей работе.
5 класс.
1. «Отгадай». Дети отгадывают, какая игрушка спрятана в мешочке и задают вопрос:
«Ist das der Bär?», «Ist das der Elefant?» Когда дети отгадывают, учитель показывает игрушку.
2. «Сосчитай до …» - в прямоугольнике написаны цифры вразброс. Учащиеся должны найти цифры и назвать их по порядку. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.
3. «Рыбалка» - на повторение слов. На карточке с картинками прикреплены скрепки.
В руках учителя удочка с магнитом. Учитель ловит карточку и спрашивает:
« Was ist das?» или «Wer ist das?»
Побеждает тот, кто назовёт больше слов.
4. «Узнай слово» - на доске записываются слоги, из которых учащиеся составляют слова:
tur-, -zen, tan-, -nen, -len, -nen, ler-, spie-, -men, kom-.
5. «Магический квадрат» - на доске учитель пишет слова Mai, ist, aus и рисует квадрат. Надо вписать слова так, чтобы они читались по вертикали и по горизонтали одинаково.
6 класс.
1. «Ошибки художника». Игра заключается в том, что надо найти ошибки художника. Вывешивается картинка и зачитывается задание: художника попросили прочитать текст и нарисовать к нему картинку, но художник невнимательно прочитал текст. Он допустил неточности в картинке. Учащиеся слушают текст и находят ошибки.
Побеждает тот, кто найдёт больше ошибок.
2. «Ролевые игры» - кукольный театр. Дети разыгрывают с куклами диалоги по определённым темам.
Когда проходим тему «Время» учащиеся описывают свой рабочий день с использованием часов.
Побеждает тот, кто больше и правильнее назовёт предложений.
3. «Прочти предложение». На листе написаны буквы, составляющие предложения, если их расположить в определённом порядке. Учащиеся должны догадаться и прочитать предложение:
WUNITERSNLCDEHER ( Wir lernen Deutsch ).
7 класс. Я учу самостоятельно видеть содержательную сторону упражнений и текстов, выделять опоры для говорения.
1. Учащиеся читают определённый текст и выделяют опоры для рассказа.
Побеждает тот, кто больше и интереснее составит рассказ.
2. За определённое время учащиеся составляют из отдельных слов предложения.
Это задание на повторение порядка слов в предложении.
3. «Игра на лучшего переводчика». За определённый отрезок времени учащиеся переводят текст.
Побеждает тот учащиеся, кто больше и точнее перевёл.
Эта игра способствует умению работать со словарём.
8 класс. Учащиеся считают себя взрослыми, но играть очень любят. Игры придумывают сами.
1. «Дорога» - на знание трёх форм глаголов. На листе изображена дорога с пунктами остановок. На каждой остановке сильный или слабый глагол. Учащиеся читают глагол и называют основные формы.
Побеждает тот , кто больше и правильнее назовёт слов.
2. «Кто лучше запомнит и повторит». Учащимся предлагается прослушать скороговорки (они записываются на доске ). Побеждает тот, кто быстрее и правильнее проговорит их:
- Zehn Ziege ziehen zehn Zentner Zucker zum Zug.
- Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.
- Kritze, kraze macht die Katze mit der Tatze.
3. «Домино» - на закрепление лексики по различным темам. На карточках написаны слова по теме, учащиеся по очереди кладут карточки, называя лексику в предложении
«Ich habe ...» Das Kleid – der Rock ----- der Rock-die Jacke----- die Jacke-der Mantel …
4. Учащиеся составляют кроссворд по определённой теме с подбором картинок.
Побеждает тот, кто первый сделает правильный кроссворд из большего количества слов.
5. Игра на составление диалогов:
а) На листе написаны слова по теме и учащиеся в парах составляют диалог.
Побеждает пара с лучшим диалогом.
б) Предлагается ситуация, например, мама просит вас пойти в магазин и даёт список продуктов, которые надо купить. Побеждает та пара, которая составит наиболее интересный диалог.
9 – 11 классы. Учащиеся играют в более серьёзные игры «Лучший рассказчик», «Лучший переводчик».
1. Учащимся предлагается картинка и они за определённое время по ней составляют рассказ.
Побеждает тот ученик, у которого рассказ получился интереснее.
2. Игра на лучшего переводчика стихотворения. Предлагается стихотворение известного автора и учащимся надо его перевести в стихах близко к тексту.
3. Игра «Звёздный час» на повторение темы « Германия»:
а) Дано 8 городов: Hamburg, München, Köln, Düsseldorf, Nürnberg, Bonn, Lübeck, Trier. Учащиеся должны ответить на вопросы по этим городам:
- Welche Stadt ist die Heimatstadt von Heine?
- Wo befindet sich die berühmte Pinakothek? и так далее.
б) Задание на орфографию.
Из 10 букв надо составить как можно больше слов:
- d, m, e, r, s, t, a, n, o, *.
в) Из данных существительных и глаголов составить предложения, добавляя слова:
- Baden-Baden, die Touristen, die Industrie, die Natur, die Waren, nennen produzieren, besichtigen, entwickeln, wurde besungen.
Залогом успеха я считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, «шагать» вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком. Вместе с детьми я радуюсь, наблюдаю, делаю выводы. А в этом мне помогают все виды игр, используемых при работе на уроках немецкого языка.