Уроки информатики в 4-м классе по теме "Логические высказывания"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Урок № 1 Логическое высказывание. Значение высказывания

 Цели:

  • Получить представления о логическом высказывании и его значении;
  • Научиться определять и записывать значение высказывания.

1. Высказывание. Значение высказывания

1. Чтобы переводить переводить задачи в форму, понятную компьютеру, нужно не только уметь составлять алгоритмы и описывать объекты. Для решения некоторых задач нужно научить компьютер делать выбор. Например, в алгоритме с ветвлением компьютер выбирает очередное действие в зависимости от какого-то условия:

Если         парта дальше третьей
То          –  Увеличить число на 3
Иначе   –  Увеличить число на 6

2. Но компьютеру можно поручить и более сложный выбор, научить его рассуждать, делать выводы.

3. Предложить выбрать из трех предложений такое, в котором сообщается факт:

  • Сколько сейчас времени?
  • Посмотрите, пожалуйста, на часы!
  • Сейчас два часа сорок минут.

4. Сделать вывод: факт сообщается в повествовательном предложении, а не в вопросительном или побудительном.

5. Итак, если мы сообщаем какой-то факт, то мы что-то утверждаем. Но наше утверждение может оказаться верным или неверным.

6. Попросите учеников оценить каждое утверждение (устно):

  • Страус летает (неверно)
  • В здании нашей школы четыре этажа.
  • В конце вопросительного предложения ставиться точка (неверно)
  • Сегодня вторник.
  • Сумма двух нечетных чисел – нечетное число (неверно)

7. Компьютеру должны быть заранее известны все выводы, к которым он может прийти в конкретной задаче, и все условия, на основании которых можно сделать эти выводы.

8. Любое условие и любой вывод можно записать с помощью логического высказывания – предложения, которое что-то утверждает. В одних ситуациях это утверждение может быть верно, а в других – неверно. Поэтому высказывание может иметь одно из двух значений: «истина» или «ложь».

9. Используя программный комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ" выполнить задание. Определить "истинно" или "ложно" высказывание.

10. Значения высказывания в разных ситуациях можно "собрать" в таблицу.

Например:

 

Коршун

Страус

Вертолет

Заяц

Объект летает

Истина

Ложь

Истина

Ложь

Объект живой

Истина

Истина

Ложь

Истина

У объекта есть крылья

Истина

Истина

Ложь

Ложь

11. Значение "истина" принято обозначать цифрой 1, а значение "ложь" – цифрой 0.

12. Впиши значение высказывания (0 или 1)

  Коршун Страус Вертолет Заяц
Объект летает

1

0

1

0

Объект живой

1

1

0

1

У объекта есть крылья

1

1

0

0

2. Вопросы:

  • Что такое высказывание?
  • Какие у него могут быть значения?
  • У какого высказывания значение равно нулю? Единицы?

3. Дома:

  • Придумайте новые высказывания для следующих объектов:
    • Удочка, фонарь, соль, книга, червяки, пряник, палатка.
  • Впиши значения своих высказываний для всех предметов.

Урок № 2 Логическое высказывание. Значение высказывания

Цели:

  • Познакомить с логическими операциями, с помощью которых образуются сложные высказывания.
  • Научиться определять значение сложного высказывания.

 (см. Приложение 1)

Урок № 3 Самостоятельная работа

Цели:

  • Повторить пройденный материал.
  • Проверить полученные знания.

(см. Приложение 2)

Урок № 4 Правила "ЕСЛИ-ТО"

Цели:

  • Познакомиться с правилами "ЕСЛИ-ТО".
  • Научиться составлять и проверять правила "ЕСЛИ-ТО".

(см. Приложение 3)

Урок № 5 Правила "ЕСЛИ-ТО"

Цели:

  • Закрепить правило "ЕСЛИ-ТО".
  • Научиться составлять и проверять правила "ЕСЛИ-ТО".

(см. Приложение 4)