Урок № 1 Логическое высказывание. Значение высказывания
Цели:
- Получить представления о логическом высказывании и его значении;
- Научиться определять и записывать значение высказывания.
1. Высказывание. Значение высказывания
1. Чтобы переводить переводить задачи в форму, понятную компьютеру, нужно не только уметь составлять алгоритмы и описывать объекты. Для решения некоторых задач нужно научить компьютер делать выбор. Например, в алгоритме с ветвлением компьютер выбирает очередное действие в зависимости от какого-то условия:
Если парта дальше третьей
То – Увеличить число на 3
Иначе – Увеличить число на 6
2. Но компьютеру можно поручить и более сложный выбор, научить его рассуждать, делать выводы.
3. Предложить выбрать из трех предложений такое, в котором сообщается факт:
- Сколько сейчас времени?
- Посмотрите, пожалуйста, на часы!
- Сейчас два часа сорок минут.
4. Сделать вывод: факт сообщается в повествовательном предложении, а не в вопросительном или побудительном.
5. Итак, если мы сообщаем какой-то факт, то мы что-то утверждаем. Но наше утверждение может оказаться верным или неверным.
6. Попросите учеников оценить каждое утверждение (устно):
- Страус летает (неверно)
- В здании нашей школы четыре этажа.
- В конце вопросительного предложения ставиться точка (неверно)
- Сегодня вторник.
- Сумма двух нечетных чисел – нечетное число (неверно)
7. Компьютеру должны быть заранее известны все выводы, к которым он может прийти в конкретной задаче, и все условия, на основании которых можно сделать эти выводы.
8. Любое условие и любой вывод можно записать с помощью логического высказывания – предложения, которое что-то утверждает. В одних ситуациях это утверждение может быть верно, а в других – неверно. Поэтому высказывание может иметь одно из двух значений: «истина» или «ложь».
9. Используя программный комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ" выполнить задание. Определить "истинно" или "ложно" высказывание.
10. Значения высказывания в разных ситуациях можно "собрать" в таблицу.
Например:
Коршун |
Страус |
Вертолет |
Заяц |
|
Объект летает | Истина |
Ложь |
Истина |
Ложь |
Объект живой | Истина |
Истина |
Ложь |
Истина |
У объекта есть крылья | Истина |
Истина |
Ложь |
Ложь |
11. Значение "истина" принято обозначать цифрой 1, а значение "ложь" – цифрой 0.
12. Впиши значение высказывания (0 или 1)
Коршун | Страус | Вертолет | Заяц | |
Объект летает | 1 |
0 |
1 |
0 |
Объект живой | 1 |
1 |
0 |
1 |
У объекта есть крылья | 1 |
1 |
0 |
0 |
2. Вопросы:
- Что такое высказывание?
- Какие у него могут быть значения?
- У какого высказывания значение равно нулю? Единицы?
3. Дома:
- Придумайте новые высказывания для следующих объектов:
- Удочка, фонарь, соль, книга, червяки, пряник, палатка.
- Впиши значения своих высказываний для всех предметов.
Урок № 2 Логическое высказывание. Значение высказывания
Цели:
- Познакомить с логическими операциями, с помощью которых образуются сложные высказывания.
- Научиться определять значение сложного высказывания.
(см. Приложение 1)
Урок № 3 Самостоятельная работа
Цели:
- Повторить пройденный материал.
- Проверить полученные знания.
(см. Приложение 2)
Урок № 4 Правила "ЕСЛИ-ТО"
Цели:
- Познакомиться с правилами "ЕСЛИ-ТО".
- Научиться составлять и проверять правила "ЕСЛИ-ТО".
(см. Приложение 3)
Урок № 5 Правила "ЕСЛИ-ТО"
Цели:
- Закрепить правило "ЕСЛИ-ТО".
- Научиться составлять и проверять правила "ЕСЛИ-ТО".
(см. Приложение 4)