Как известно, основными задачами обучения русскому языку на первом году обучения являются:
- формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения, навыков письма;
- приобщение к книге, воспитание читателя;
- развитие устной и письменной речи.
Не случайно многие выдающиеся педагоги и психологи уделяли самое пристальное внимание решению именно этих задач на первом этапе обучения. А детский возраст представляет собой благоприятную возможность для развития речи. И первые занятия с самыми юными учениками школы, первоклассниками – шестилетками, показывают, что все дети, без исключения, стремятся к знаниям. А усвоение знаний идет через многочисленное “почему”, “зачем” и “как”. И чем лучше будет организованна учителем работа по развитию речи, тем богаче и правильнее будет язык учащегося. Решению этой задачи уделяется особое внимание, и данная статья представляет собой обобщение опыта работы по развитию речи учащихся, обучающихся по четырехлетней программе. Практика показывает, что работа по формированию связной речи может протекать в несколько этапов. Первый этап – диагностика уровня речевого развития учащихся.
Методы диагностики:
- наблюдения за детьми в разных видах деятельности (во время участия в сюжетно – ролевых играх, на уроках, в столовой, на переменах);
- индивидуальные беседы с детьми в школе (в новой для ребенка обстановке), в семье (в привычной для ребенка обстановке).
Второй этап – работа, направленная на повышение уровня речевого развития учащихся 1-го класса.
Пути повышения:
- активизация словарного запаса первоклассников;
- развитие связной устной речи на уроках;
- система упражнений по обогащению словаря и развитию связной речи учащихся.
Для каждого класса это индивидуально. Но, бесспорно, работа должна вестись в определенной системе.
Диагностика уровня речевого развития. Наблюдая за детьми в первые две недели школьной жизни, учитель делает выводы, составляет мнение об общем уровне речевого развития учащихся. Свои наблюдения фиксирует в педагогическом дневнике. Например:
Молчанова Ксюша. Тихая, застенчивая девочка. Словарный запас мал, беден, упрощенное построение предложений. Буквы знает не все. В лексиконе “ихи” (их), “ндравится” и др. Стихов и сказок знает мало. Любимая игра в “Дочки – матери”.
Кузнецова Марина. Очень подвижная, эмоциональная девочка. Следует отметить очень хороший словарный запас. Правильно строит предложения, развито умение точно употреблять слова в соответствии с целью высказывания. Марина составляет небольшие по объему, но интересные рассказы о виденном. Речь содержательна. В семье - хорошая речевая среда.
Страчков Костя. Пока еще плохо контактирует с детьми. Оживляется на уроках чтения. Читает плавно по слогам, но внимание очень неустойчивое. Составляет предложения из 3-4 слов только с опорой на картинку.
В результате наблюдений создается общая картина речевого развития учащихся.
В словаре учащихся 6-ти лет преобладают существительные (названия конкретных предметов, насекомых, животных; слова обозначающие явления природы, времена года, виды транспорта и др.). Очень мало отвлеченных существительных. Так как основной деятельностью ребенка 6-ти лет является игра, то в речи шестилеток также много глаголов. Они разнообразны в лексическом плане. Самые распространенные: сказать, дать, быть, идти и др.
Но наблюдается и такое явление, как повторение одних тех же глаголов, например:
Мы с мамой и папой были на море. Там было тело. Море было большое. В воде были медузы. А песок был горячий (Саша Д.).
Диагностика речевого развития учащихся дает учителю возможность с первых дней обучения детей не просто учить их процессу чтения, письма, но, прежде всего, научить их воспринимать книгу как предмет особого рода, как результат творчества писателя, развить способность острее мыслить, научить планировать свои высказывания.
Повышение уровня речевого развития учащихся первого класса. В решении этой задачи мамы, папы, бабушки и дедушки – союзники учителя. Работа кружков, участие родителей в организации праздников, выступление пап, мам перед ребятами с беседами, совместная работа с детьми в классном кукольном театре – все это повышает содержательность речи детей, способствует развитию логичности, последовательности, выразительности речи, то есть поднимает культуру речи детей, да и взрослых.
По словам К.Д. Ушинского, главной целью на начальном этапе обучения русскому языку является развитие “дара слова”. К.Д. Ушинский убедительно доказал, что “самое полное знакомство с богатством народной словесности и самое глубокое знание грамматики хотя и могут обогатить ум учащегося, но не разовьют в нем дара слова, если эта душевная сила в свое время была лишена достаточных упражнений”.
Но главное место отводиться системе упражнений по обогащению словаря учащихся и развитию связной устной речи на уроках обучения грамоте. Основные принципы систематизации упражнений:
- наглядность (карточки, схемы, рисунки),
- доступность и постепенность усложнения заданий.
Уже на первых этапах обучения грамоте, развивает фонематический слух учащихся, совершенствуя умения составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, следует накапливать запас слов школьников на изучаемую букву. Целесообразно проводить такие упражнения:
- Вставить гласную букву:
- с…м (а, о),
- с…р (о, ы),
- м…л (а, я, и, ы).
- Вставить целый слог:
- ша…ши (ла),
- ма…ши (лы),
- Вставить согласные буквы, чтобы получились разные слова:
- ми…ка (ш, с),
- ко…а (ж, с, з, р).
- Добавить слоги до целых слов:
- о/си…(ны), сос/…(ны),
- о/си…(на), сос/…(на),
- о/ку…(ни), нит/…(ка).
- Составить из слогов каждой строчки слова:
- нок, зво ка, бел
- ре, та, бя у, ник, че
- Определите с какого звука начинается слово (арбуз, иголка, остров, утка, вокзал, велосипед).
- Определите количество слогов в слове (улица, свобода, планета, барабан, сказочка, мак).
- Определите местоположение в слове звука (в начале, в середине, в конце).
- [р`/Р]: шар, роза, республика, Россия, шарики;
- [с`/С]: коса, соль, нос, сокол, сражался.
- Переставьте буквы так, чтобы получились новые слова: вина, смола, канат, рак, икра.
- Прочитайте слова и буквы в столбиках. В начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово:
- осы к
- враг о
- уха м
- шар ф
- Добавьте слог или слоги, чтобы получилось название насекомого:
- о - (са).
- Чтобы получилось название рыбы: о - (ку – ни).
- Чтобы получилось название дерева: о - (си – на).
- Составьте предложения из 3 – 4 слов с данными словами: оса, окуни, осина.
Конечная цель такого вида упражнений – активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственное необходимое слово.
Существует ряд слов, которые необходимо вводить в активный словарь школьника. Среди них есть слова, непонятные всем учащимся, и слова, непонятные отдельным учащимся. Выделяют следующие группы:
- многозначные и омонимичные слова: каток, плита, ключ, коса;
- слова с абстрактным значением: смышленый, чуждый, прилежный, решительный, яростно, угрюмо, мелодично и др.;
- слова, редко употребляемые в речи: плутишка, лелеять, хлопотать и др.;
- слова официальной сферы общения: колхоз, капиталист, собрание, коллектив и др.;
- слова иноязычного происхождения: багаж, герб, экскурсия и др.
Как включать такие слова в активный запас детей? В первую очередь необходимо выяснить значение слов. Например, если дети затрудняются точно истолковать значение этих слов, то учитель помогает им, используя разные способы толкования:
- смышленый – сообразительный, понятливый;
- бороться – сражаться, отстаивать свое мнение;
- коса – сплетенные вместе пряди волос у девочки; инструмент для срезывания травы; идущая от берега узкая полоска земли.
После выяснения значений новых слов учащимся следует предложить составить с ними словосочетания. При работе над словосочетаниями учителю следует учитывать, что все упражнения выполняются устно, слова даются четким печатным шрифтом на карточках.
Покажем это на фрагментах уроков.
Фрагмент 1
- Сегодня мы узнаем, что слова, как и люди, могут
дружить между собой, могут и не дружить.
- Возьмем слово багаж . (Учитель берет
карточку с данным словом и помещает на планке
наборного полотна).
- Прочитаем хором. А теперь возьмем еще одно
слово: большой, поставим рядом и прочитаем
два слова вместе. Подумайте, понятно, что мы
сказали? Понятно. Возьмем еще одно слово мелко,
поместим рядом: багаж мелко.
- Подумайте, можно так говорить? Нет. Так говорить
нельзя. Это потому, что слова багаж и мелко не
дружат между собой, не сочетаются. Значит, они не
подходят друг другу по смыслу.
Подобную работу можно провести и с другими словами, составляя разные словосочетания:
смышленый | ||
как? в какой степени? (очень) | кто? (друг, брат, сосед, товарищ) | |
сражался | ||
кто? | за что? | как? |
солдат за свободу, | за счастье, | яростно, смело |
Вывод: мы сегодня узнали, что слова могут дружить, сочетаться друг с другом.
После таких видов упражнений можно детям предлагать составить пары, чтобы слова “дружили друг с другом”, то есть составить словосочетания с данными словами, записанными на доске или на карточках.
Фрагмент 2
На этапе закрепления учитель предлагает игру “Найди свою пару”. Материал к игре:
Существительные
|
Глаголы
|
У каждого ребенка карточка с существительным или глаголом. По поряд-ку выходят представители каждого ряда. Прочитывают слово и спрашивают у всего класса, у кого пара (коса косит, люди борются, ученые изобретают и т.д.) За правильное выполнение задания ученик поощряется фишкой. Формы работы с классом могут быть фронтальные и индивидуальные. Для индиви-дуальной работы карточки выглядят так:
№ 1 | № 2 | ||
|
|
|
|
Здесь усложнена задача: найти пару, изменив некоторые слова (соот-ветственно поставив их в правильную форму). Задача учителя: научить детей свободно включать в речь осваиваемые сочетания. Полезны и следующие виды упражнений.
- Упражнения на формирования умений точно употреблять в связной речи глаголы.
Ласков Васька и хитер: спинку , хвостиком , глазки . Днем на солнышке , да все сказки . Ночью на охоту, мышек (К.Д. Ушинский).
Словарь: виляет, закрывает, говорит, ходит, ловит, выгибает.
- Упражнения на составление связного текста – описания по данному началу.
Можно предложить детям игру, например, “Помоги Буратино”. Цель игры: научить правильно строить и употреблять в речи предложения, научить детей планировать свое высказывание. На доске предложение:
Нашего петуха зовут Бонька.
Вопросы:
- Где живет Бонька?
- Какой он?
- Что делал?
Словарь: золотая, разноцветный, зеленый, красный, оранжевый, желтый и другие цветовые прилагательные.
- Ребята, Буратино получил в школе задание составить рассказ с помощью этого предложения и вопросов. Но ему очень трудно это задание выполнить. Давайте ему поможем.
Нашего петуха зовут Бонька. Он живет в сарае. Бонька очень красивый. У петушка голос звонкий. Гребешок у него красный, грудь золотая, крылья зеленые, а хвост разноцветный.
- Словесное рисование иллюстраций.
Можно предложить детям описать иллюстрацию, используя новые слова и словосочетания.
Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы, помогает глубже понять значение слов, облегчает процесс их усвоения и готовит учащихся к употреблению данных слов в речи. Надо только помнить, что в процессе работы с новыми словами необходимо идти обязательно от менее к более сложным для детей словосочетаниям.
- Упражнения на развитие умений продолжать текст, используя серию сюжетных картин (см. “Азбука”).
- Упражнения по конструированию предложений и словосочетаний, например:
- Внимательно прочитайте слова по порядку: выпал, мальчики, снег, в, играют, снежки, девочки, куклу, из, с, нега, лепят.
- Подумайте, какие предложения можно составить из этих слов.
- Упражнения на восстановление деформированных предложений и деформированных текстов, небольших по объему, например:
- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение о котятах:
Родились у нас котята,
Я хочу вам рассказать:
Их по счету ровно пять
Вы послушайте, ребята.
Предложения написаны на карточках, карточки легко менять местами.
Предложенный комплекс упражнений направлен на развитие навыков координации главных членов предложений, конструирования словосочетаний и предложений, наблюдения за сочетаемостью слов, составления небольших рассказов по данным словосочетаниям.
Таким образом, работу по развитию связной речи надо начинать в школе как можно раньше, с 6-летнего возраста, с первых дней нахождения ребенка в школе с учетом уровня речевого развития учащихся каждого конкретного класса.