Современные компьютерные
телекоммуникационные технологии на основе сети
Интернет, способны качественным образом
изменить формы взаимодействия субъектов и
объектов педагогического процесса, обеспечить
передачу знаний и доступ к разнообразной
информации наравне, а иногда и гораздо
эффективнее, чем традиционные формы обучения,
позволяют конструировать персональные
образовательные траектории и осуществлять
личностно-ориентированный процесс обучения.
Чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением
работал на уроке, видел плоды своего труда и
мог их оценить – непростая задача. Помочь
в этом может сочетание традиционных методов
обучения и современных информационных
технологий, в том числе и компьютерных.
Web-технологии позволяют подойти к любой проблеме
абсолютно по-новому.
Web-технологии обладают рядом особенностей,
которые делают привлекательными их применении
для создания образовательных ресурсов. В первую
очередь, это возможность:
- публикации хорошо структурированных документов с заголовками, текстом, таблицами ит.д.
- организации гипертекстовых ссылок, позволяющих осуществлять переход от одного электронного документа к другому;
- включения «непосредственно» в документы изображений, звуковых фрагментов, видеоклипов и другой информации.
Использование компьютерных технологий создает
возможности доступа к большим массивам ранее
недоступной современной, свежей информации,
осуществления «диалога» с источником знаний.
Сейчас в связи с бурным развитием персональных
компьютеров и глобальной сети Интернет широкое
распространение получило понятие гипертекста.
Гипертекст – это представление информации как
связанной сети гнезд, в которых читатели
свободны прокладывать путь нелинейным образом.
Он допускает возможность множественности
авторов, размывание функций автора и читателя,
расширенные работы с нечеткими границами и
множественность путей чтения.
В настоящее время элементы технологии создания
Web-сайтов даже включены во многие школьные
программы и учебники. Именно это обусловило
широкую популярность создания Web –ресурсов как
систематично организованного материала для
работы учителя-предметника. Накапливается
большое количество материала по каждой теме как
в печатном, так и в электронном виде. Данный
материал можно систематизировать и представить
его на сайте.
Web-сайт – это совокупность веб-страниц,
объединенных обычно темой, может быть и
авторством. Web-сайт – это отличная возможность
для систематизации и хранения информации в
электронном виде, а в Интернете и организации
общения on-line.
Использование тематических веб-сайтов
позволяет:
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному изучению материала, особенно это актуально, когда ученик пропустил занятия по какой-либо причине.
- диагностировать уровень знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретной теме или занятию.
- применять интерактивный диалог
- использовать возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых систем.
После обучения на курсах стала применять Web-a SFRCDWS657YGтехнологии на уроках информатики. Первая проба – это тематический сайт «Устройство современного компьютера», включающий в себя как теоретический материал, так и тестовые задания (Приложение 1). Наиболее удобен оказался вариант, позволяющий делать переходы на страницы сайта, созданные как отдельные документы, например, даже в текстовом редакторе. Интересные сайты можно найти сейчас в Интернете, которые можно использовать в работе целиком или брать за основу. При использовании учебных сайтов есть возможность не только систематизировать накопленный материал, но с использованием гиперссылки перейти на документы с последними новостями по данной теме или на исторические документы, или on-line тесты. В данном случае такой веб-сайт представляет собой не что иное, как своеобразный электронный учебник, но только с более широкими возможностями и удобный для внесения изменений (Приложение 2). Использование веб-сайтов позволяет:
- самостоятельно осваивать материал учащимся в удобном режиме
- работать с различными источниками информации
- осуществлять контроль знаний
Традиционные методы тестирования, зачетов
посредством бумажных форм не позволяют
обеспечить массовость и оперативность контроля
и обработки результатов. Решение этой проблемы –
применение современных информационных
технологий для диагностики образовательного
процесса.
Применение на уроках компьютерных тестов
позволяет учителю за короткое время получить
объективную картину уровня усвоения материала у
всех учащихся и своевременно его корректировать.
Важно то, что каждый ученик получает сразу же
объективный результат с указанием ошибок, что
невозможно при проведении обычного теста.
Использование тестов на тематическом сайте
позволяет ученику сразу же себя
проконтролировать по данной теме, а в случае
затруднения вернуться к ней еще раз: материал
структурирован, есть возможность свободного
перехода внутри тем.
Во многих используемых учителями тестовых
оболочках легко можно просмотреть ответ. При
создании тестов с помощью веб-технологий это
сложнее, так как требуются специальные знания и
ответ, как правило, расположен в другом
документе. Кроме того, новизна оформления тестов,
близкая оформлению тестов по ЕГЭ.
Я проводила для сравнения тесты по одной и той
же теме в 9 классе разными способами:
бумажный вариант и компьютерный. Результаты
бумажного тестирования требуют время для
проверки, а поэтому можно будет разобрать ошибки
только на следующем уроке. При компьютерном
тестировании сразу известны ошибки, а значит,
можно провести коррекцию на уроке «по горячим
следам».
Электронный учебник, конечно, не заменит
традиционный, но в состоянии дополнить его теми
элементами, которые трудно реализовать в рамках
традиционного обучения. В электронном учебнике
можно быстрее найти нужную информацию, работать
с разными ресурсами, проверить свои знания с
помощью тестирования, то есть оно может частично
взять на себя функции учителя и книги, дает
наглядность, что повышает мотивацию и интерес к
учению.
Информационные технологии в образовании сейчас
становятся одними из самых востребованных и
наиболее применяемых. Спектр их
использования постоянно расширяется.