Цели урока:
- используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра,
- рассмотреть причинно – следственные связи между светом и цветом;
- развивать умения работать с учебником, научно – популярной литературой
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать,
- применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.
Оборудование: ФОС, экран, призма, собирающая линза, светофильтры, цветные ленты, компьютер, телевизор.
Оформление доски: рисунок 1, портрет И.Ньютона
На дверях кабинета надпись: "В городе замечены «уши солнца»”
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
Сегодня в течение дня предлагаю оценить творческое задание – составить рассказ, сказку о преломлении света, придумать 2 – 3 вопроса по теме, сделать рисунок. Работы выставлены для ознакомления. Благодарю всех участников. Я хочу познакомить вас с одной работой. Ученик читает свою сказку (на стене на ватмане иллюстрация)
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван Дурак. Однажды пошел он на рыбалку. Вода была в реке чистая пречистая. Дно видно, как на ладони. Недалеко от берега лежал большущий сом и шевелил огромными усищами. “Вот подвезло! Рыбы надолго хватит” - подумал Иван. Достал он свой трезубец, прицелился и ...мимо! А сом только усом повел и сказал: “ Прост как белый свет”. Не зря Ивана Дураком называли. В школу он не ходил, физику не учил, а о преломлении слыхом не слыхивал.
Учитель: хороша сказка, да есть в ней одна серьезная физическая ошибка. Что бы найти ее, нам необходимо изучить еще одну тему. Отгадаем ее название.
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел
Значит, новый день пришел. (Свет)
Замените в слове свет одну букву, и получится окраска (цвет).
Итак, тема урока: “Свет и цвет в природе”.
- Мотивация изучения нового материала.
Великий древнегреческий мыслитель Аристотель утверждал, что цвет определяется разным количеством темноты, примешиваемой к белому свету. При наибольшем добавлении темноты получается фиолетовый, а при наименьшем – красный цвет. Авторитет Аристотеля был непоколебим и все же…
- Изучение нового материала.
В 1666г. Исаак Ньютон заинтересовался этой темой и поставил перед собой задачу – изложить и доказать рассуждения опытами. Рассмотрим некоторые из них.
Опыт 1. Получение сплошного спектра на экране.
- Что наблюдаете?
- Выдвинете гипотезу, объясняющую опыт.
- Как можно ее проверить?
Опыт 2. Освещаем призму красным цветом.
- Что наблюдаете?
- Объясните опыт.
Опыт 3. Пропустить спектр через собирающую линзу.
- Что наблюдаете?
Сделаем вывод: белый свет – сложный, он состоит из семи цветов КОЖЗГСФ.
Стр. 213 учебника
Рисунок 1
Рассмотрите рисунок – схему опыта, ответьте на вспомогательные вопросы.
- В каком порядке располагаются цветные лучи?
- Как легко запомнить расположение цветов?
- Какие лучи отклоняются больше, а какие меньше?
- Чем объясняется отклонение лучей от первоначального направления?
- У каких лучей п больше, меньше?
- Проверьте себя по таблице стр.214
- Почему в таблице приведено несколько значений п для лучей одного цвета?
Вывод: для каждой составляющей белого света показатель преломления имеет свое значение, которое зависит от рода вещества.
Сложностью белого света объясняется красочность окружающего мира, цвет тел.
Учитель показывает цветную ленту (например, зеленую) и просит назвать ее цвет.
- А почему именно зеленая?
Опыт 4. Повторяем опыт 1, но к экрану на спектр прикладываем зеленую ленту.
- В какой части спектра наблюдается истинный цвет ленты?
- Какое явление позволяет видеть предмет?
То есть, в этой части спектра лента отражает зеленые лучи, а все остальные поглощает.
Вывод: цвет тел объясняется возможностью тел отражать одни составляющие белого света, а другие поглощать.
Для закрепления объясняем цвет других лент, включая белый и черный. Некоторое замешательство вызывает розовая лента. Обязательно в классе найдется ученик, который сообразит, что цвета могут смешиваться.
- Прав ли был Аристотель?
- Применение.
Часто на практике для усиления эффектов требуется изменить цвет. Для этого используют цветные стекла – светофильтры. Посмотрите вокруг через светофильтр. Просим 2 учеников рассказать
- Какого цвета светофильтр?
- Что наблюдал?
Вопрос классу Каким свойством обладает светофильтр? Отгадайте загадку
Зорко смотрит постовой за широкой мостовой.
Как моргнет он красным глазом – остановятся все сразу. (Светофор)
- Как образуется красный сигнал светофора?
Использование светофильтров расширило возможности театральной сцены: если осветить фигуру в красном осветить через светофильтр – она исчезнет. Можно изменить, таким образом, цвет кожи, одежды и т.д. Подробнее о применении светофильтров я прошу желающих подготовить небольшие сообщения.
Вывод: Что мы узнали на уроке про свет и цвет? На доске прикрепляют опорные понятия
- сложный КОЖЗГСФ
- пкр>пф
- способность тел ↑ и ↓
- могут смешиваться
- Блиц опрос.
Заполните пропуски или выберите правильный ответ.
1 вариант | 2 вариант | |
1 | Какой цвет в спектре следует за зеленым? | Какой цвет в спектре следует за синим? |
2 | Какие лучи красные или зеленые преломляются больше? | Какие лучи желтые или голубые преломляются меньше? |
3 | Белый свет - ...(простой, сложный) | Красный свет -…(простой, сложный) |
4 | Мак красный, т.к. отражает…составляющие белого света, а остальные … | Василек синий, т.к. отражает…составляющие белого света, а остальные |
5 | На белом листе надписи
Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись хорошо? |
На белом листе надписи
Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись хорошо? |
Быстрая взаимопроверка.
- Применение знаний в новой ситуации.
Сложностью белого света объясняются красивейшие оптические явления в атмосфере радуга, гало, перламутровые облака. Эти явления можно наблюдать у нас в Мурманске.
По рядам. Прочесть текст, используя план, составить краткий рассказ (Приложение1), (Приложение2), (Приложение3).
- Категория (явление, прибор, физическая величина, закон)
- Причина (отражение, преломление) в (каплях дождя, кристаллах льда)
- Форма (дуга, круг, крест, столб, пятно)
- Окраска
- Расположение светила (перед наблюдателем, за спиной наблюдателя, заходит, восходит)
-Назовите общие черты этих явлений. Беседа сопровождается презентацией (презентация)
- Итог урока:
- При объяснении сложности света мы использовали методы научного познания наблюдение, опыт, практика
- Совершенствовали умения: выдвигать гипотезу, работать с учебником, научно – популярной литературой, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
- Какая же физическая ошибка допущена в сказке Данила?
- Домашнее задание:
- §34
- Какого цвета зеленка?
- Творческое задание (по желанию) Роль сочетания цветов в одежде, дизайне, настроении человека.
Спасибо за урок!
Литература:
- Светина И. В городе замечены “уши солнца”. Газета “Вечерний Мурманск” 23.02.2002
- Гуревич А.Е. Физика 8. “Дрофа” 2004
- Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7. Москва “Просвещение” 1980
- http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/01/30/srochno/336175/ В Мурманске наблюдали редчайшие Перламутровые облака.
Фотографии для презентации.
- Банников В. Радуга
- Петрова Т.М. Луна. Перламутровые облака.
- ТВ 21. Радуга над промзоной.