Урок МХК на тему "Синтетические виды искусства. Опера"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: В ходе знакомства с понятием “синтетические виды искусства” дать представление об опере.

Ход урока

(Чение эпиграфа).

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры… Началась опера… (демонстрируется фрагмент оперного спектакля).

Формулируется главная проблема урока.

Главная проблема урока:

  • Сформулировать определение “Что такое опера?”.
  • Ответить на вопросы: “Для чего нам нужно знать и понимать язык оперы?”, “Пригодится ли это в жизни?”.

- Обратимся к истории. 6 октября 1600 года – во Флоренции была исполнена 1-я опера - “Эвридика” (в основе сюжета древнегреческий миф об Орфее и Эвридике). К сожалению, её музыка до наших дней не сохранилась, но к этому сюжету в дальнейшем обращалось много композиторов, среди них - К.В. Глюк (опера “Орфей и Эвридика”).

- Случайно ли выбран этот сюжет? (главный герой мифа Орфей – певец, который своим исполнительским искусством пленяет даже богов)

(Возможно выразительное чтение на уроке отрывка из мифа об “Орфее и Эвридике” под музыку К. В. Глюка).

- Назовите героев. Как связан этот миф с нашей темой?

(Звучит фрагмент арии Орфея “Потерял я Эвридику” из оперы К. В. Глюка “Орфей и Эвридика”)

- Определите тембр голоса (тенор).

Проблема № 1

Вспомнить названия и дать характеристику основным мужским и женским оперным голосам.

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и прослушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

Мужские голоса Женские голоса
  • Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин (И.Козловский, С.Лемешев, Э.Карузо, Л.Паваротти).
  • Баритон – плотный, ощутимый голос, “хорошее сукно” (М.Магомаев, Д.Хворостовский)
  • Бас – тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)
  • Сопрано -
  • Колоратурное - наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)
  • Лирическое - отличается мягким тембром (Л.Казарновская)
  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)
  • Меццо-сопрано - сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)
  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян)
Внимание учащихся обращается на то, что Мария Максакова и Валерия Барсова – выдающиеся оперные певицы, родились и жили у нас в Астрахани.

 Опера всегда пользовалась неимоверным успехом в России.

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

- Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Проблема № 2

Что значит умение петь?

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)

  1. должен быть талант, слух, голос;
  2. для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;
  3. голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:
  • открыть возможности голоса;
  • правильно держать дыхание;
  • развить способность голоса звучать свободно.

Но давайте вновь обратимся к истории: В 1687 году был открыт 1-й оперный театр “Санта Кассимо” во Флоренции.

- А назовите главные оперные театры России. (Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге)

Начинают складываться оперные жанры (ученики представляют заранее подготовленный и самостоятельно найденный материал “Характерные черты основных оперных жанров”):

  • Опера seria (серьезная) – историко-мифологический сюжет; сольные номера, где исполнители демонстрировали свои голоса. (Например, А. Скарлатти – создал более 100 опер в этом жанре).
  • Опера buffa (комическая) – комедийный сюжет, где сольные номера перемежёвываются с инструментальными. (Например, Д.Б. Перголези “Служанка-госпожа”).
  • Зингшпиль (песенная игра) – национальная немецкая комическая опера, где танцы чередуются с диалогами. (Например, В.А. Моцарт “Похищение из Сераля”).
  • Большая опера – огромное, монументальное действо, где на первое место выступает музыкальный рисунок. (Например, Р.Вагнер “Лоэнгрин”).
  • Мюзикл – воплощение оперной идеи в современном варианте; из-за преимущества зрелищности это не совсем опера, но от оперетты отличается более серьезными возможностями. (Например, Ф.Лоу “Моя прекрасная Леди”).
  • Рок-опера – современный образец оперы, в основе рок-музыка, главные особенности всех сюжетов – стихийный бунт, протест. (Например, А.Рыбников “Юнона и Авось”).

Разрешение главной проблемы урока:

Что такое опера? – в ходе совместного обсуждения дать определение этому виду искусства и записать его в тетрадь.

В это время у доски работают два ученика или две группы, раскрывая значения имен и понятий, связанных с оперой:

Раскройте значение слов Определите, представителями какой страны были эти композиторы?
  • Ария – сольный музыкальный номер;
  • Либретто – литературная основа музыкального произведения
  • Антракт – перерыв между действиями, может быть музыкальным;
  • Бельканто – (прекрасное пение) школа пения в Италии, где учат петь блестяще;
  • Ансамбль – исполнение музыкального произведения группой людей.
  • Моцарт – Австрия, Германия;
  • Верди – Италия;
  • Бизе – Франция;
  • Пёрселл – Англия;
  • Глинка – Россия.

Весь класс формулирует главную проблему урока - “Дать определение оперы”, а затем проверяет правильность выполненных заданий.

ОПЕРА – синтетический вид искусства, включающий в себя музыку, пение, драматическое действие и изобразительное искусство (декорации, костюмы, свет, грим).

- Назовите профессии людей, создающих музыкальный спектакль - режиссер, дирижер, либреттист, певец - исполнитель, художник.

Запомните!

  • Картину - СМОТРИМ,
  • Литературное произведение - ЧИТАЕМ,
  • Оперу - СЛУШАЕМ.

- Для чего мы сегодня обратились к этой теме? Для чего нам это нужно знать и понимать язык оперы? Пригодится ли это вам в жизни?

В ходе обсуждения формулируется вывод о том, что это наше культурное наследие, и мы должны сберечь то лучшее, что до нас дошло.

Завершая урок, можно прослушать, например, композицию “Барселона” в исполнении Ф.Меркьюри и М.Кабалье (или любую другую композицию по выбору учителя), что лишний раз доказывает - оперное исполнительство не остановилось в своем развитии, а, напротив, на пути поиска новых форм и средств выразительности.

Литература:

  1. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
  2. Асафьев Б. В., Об опере. Избр. ст., Л., 1985.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.