Учебная дисциплина "Отечественная история". Тема: "СССР в 1965–1985-х гг.: застой или прогресс"

Разделы: История и обществознание


Цель занятия: познакомить студентов с ключевыми показателями и основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с использованием статистических данных.

Студент должен:

  • знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый период;
  • уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять основные тенденции экономического развития страны;
  • уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и ведущих стран в рассматриваемый период;
  • знать основные социальные показатели уровня жизни людей в рассматриваемый период;
  • уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального развития СССР и других стран в рассматриваемый период;
  • уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального развития СССР;
  • уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций социально-экономического развития СССР в данный период;
  • уметь объяснять содержание понятий: количественные показатели экономического развития, качественные показатели экономического роста, уровень жизни, показатели социального развития, реальная заработная плата, номинальная заработная плата, дефицит товаров.

План

  1. Экономическое развитие СССР в 19651985 гг.
  2. Социальное развитие СССР в 19651985 гг.

I. Экономическое развитие СССР в 1965–1985 гг.

Вводное слово преподавателя (постановка цели и задач учебного занятия)

Время Л.И. Брежнева в советской литературе называли эпохой “развёрнутого строительства коммунизма”, “дружбы народов”. В современных публикациях часто встречаются весьма негативные оценки рассматриваемого нами периода: называют эпохой “застоя”, “массовой публичной лжи” и т.д. Например, в учебнике В.Д. Губина “Основы философии”, изданного в 2008 году для студентов средних специальных учебных заведений, представлена распространённая для сегодняшнего дня оценка социального развития СССР: “Верили [автор подразумевает советских людей – Н.О.] в то, что живут хорошо и всё имеют, хотя страна по уровню жизни занимала одно из последних мест в мире”.

Для того чтобы разобраться в недалёком прошлом, нам необходимо проанализировать статистические данные по экономическому и социальному развитию СССР 1965-1985-х гг. Работа на занятии потребует от студентов хорошей обществоведческой подготовки. Приведённые в таблицах материалы подобраны таким образом, что позволяют проводить широкие сравнительные обобщения.

Вопросы и задания Источник Предполагаемые ответы студентов
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните, что имеется ввиду, когда говорят об экономике той или иной страны. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д., 2000. Под экономикой понимают хозяйство (хозяйственный комплекс), включающий как материальное (промышленность, сельское хозяйство, транспорт т т.д.), так и духовное (культура, искусство, образование и т.д.) производство. Каждое общество в сфере экономики пытается решить проблемы, которые можно свести к трём вопросам: Что следует производить? Как производить товары и услуги? Для кого производить? По способам организации хозяйственно-экономической жизни принято выделять разные экономические системы: традиционная, командно-централизованная, рыночная, смешанная.

Нам уже известно из предыдущих тем по отечественной истории, что экономика СССР являлась командно-централизованной.

2. Какие существуют показатели экономического развития, которые позволяют оценить динамику развития страны? Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д., 2000. Существует много показателей. Наиболее важными из них являются:

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость всех товаров и услуг конечного назначения, произведённых в стране за год. Общепринято приводить также данный показатель применительно к отдельным отраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство).

Национальный доход (НД) – это совокупный доход собственников всех ресурсов (в СССР собственником всех ресурсов являлось государство).

Производительность – это показатель эффективности производства товаров и услуг (для измерения производительности обычно определяют объём продукции на каждую единицу затрат).

Структура экспортно-импортных связей.

Динамику развития страны можно определить, если сравнивать экономические показатели разных лет и выражать их соотношение в процентах. Экономика может быть в состоянии роста, застоя, упадка.

3. Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста основных показателей развития экономики СССР и США 1971-1985 гг. Сделайте выводы. Таблица № 1 Темпы экономического роста СССР замедлялись. Особенно в плачевном состоянии оказалось сельское хозяйство. Темпы роста производительности труда в СССР были невысоки. США имели также невысокие темпы развития.
4. Посмотрите материалы о темпах роста промышленной продукции ведущих стран мира. Сформулируйте выводы. Таблица № 2 Темпы роста промышленного производства СССР были примерно такими же как у большинства западных держав. Однако, СССР значительно уступал по темпам промышленного роста Китаю.
5. Рассмотрите данные о соотношении основных показателей развития экономики СССР и США. Сделайте выводы. Таблица № 3 По основным экономическим показателям соотношение экономик СССР и США оставалось примерно неизменным. Наиболее неблагополучный показатель советской экономики – это производительность труда.
6. Посмотрите показатели технического уровня развития производства некоторых стран и сформулируйте выводы. Таблицы № 4,5 СССР по двум показателям научно-технического прогресса уступал индустриально-развитым странам.
7. О чём свидетельствует структура экспортно-импортных связей СССР? Сформулируйте выводы. Таблица № 6 Советский Союз постепенно сокращал вывоз машин, при этом увеличивал экспорт топливного сырья. СССР превратился в экспортно-сырьевую державу. Увеличивалась в структуре импорта доля продовольственных товаров.
8. По таблицам сделайте выводы о состоянии экономики СССР в 1965-1985 гг. Таблицы

№ 1,2,3,4,5,6

Выводы:

1. Темпы экономического развития СССР были невысокими. Можно обнаружить явную тенденцию к замедлению экономического роста. Особенно низкими были показатели развития сельского хозяйства.

2. По важнейшим показателям СССР уступал индустриально-развитым державам мира.

3. В мировой экономике СССР всё более становился поставщиком преимущественно топливного сырья. Происходило сокращение экспорта машин, увеличение импорта продовольствия. По показателям научно-технического прогресса СССР также уступал отдельным ведущим странам ведущим странам.

II. Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.

Вопросы и задания Источник Предполагаемые ответы студентов
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните, что имеется в виду, когда говорят о социальном развитии страны. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. - Ростов н/Д., 2000. Под “социальным” обществоведы обычно понимают общественный, относящийся к жизни людей в обществе. Ключевым показателем социального развития является уровень жизни, включающий в себя реальные и номинальные доходы граждан, уровень цен, объёмы потребления людьми товаров и услуг, степень расслоения общества, уровень безработицы, средняя продолжительность жизни и т.д.
2. Цены на потре-бительские товары и услуги устанавливало советское государство и удерживало их на одном уровне на протяжении десятилетий. А вот доходы граждан СССР изменялись. Сделайте выводы по таблице № 7. Таблица № 7 В эти годы происходил рост заработной платы при относительной неизменности цен на товары и услуги. Следовательно, можно утверждать о росте реальных доходов советских людей в рассматриваемые годы.
3. О чём свидетельствует данные таблицы № 8? Сделайте выводы. Таблица № 8 Данные таблицы свидетельствуют, что население СССР распоряжалось всё большим количеством денег, денежные вклады в учреждениях Сбербанка СССР из года в год неизменно увеличивались. Однако данный факт может свидетельствовать о существовании отложенного спроса. Имея деньги, советским людям было трудно купить нужный товар. По-видимому, в данный период имел место дефицит товаров и услуг.
4. Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов питания (литрах и килограммах) на одного человека в год. Сформулируйте выводы. Таблица № 9 По абсолютным показателям потребления большинства продуктов граждане СССР не уступали жителям США и даже превосходили. Значительно меньше, чем в США, советские люди потребляли овощи и фрукты.
5. Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень младенческой смертности. Сделайте выводы по таблице № 10. Таблица № 10 Можно выделить высокий коэффициент младенческой смертности в СССР по сравнению с другими странами Также нам известен факт, что по показателю продолжительности жизни людей СССР несколько уступал индустриально-развитым странам.
6. По таблицам сформулируйте несколько тезисов о социальном развитии СССР в 1965-1985 гг. Таблицы

№ 7,8,9,10.

Выводы.

1. Благосостояние советских людей в рассматриваемый период росло.

2. Уровень жизни советских людей был несколько ниже уровня жизни граждан индустриально-развитых стран.

7. На ваш взгляд, справедливым ли является термин “застой” применительно к социально-экономическому развитию СССР в 1965-1985 гг.? Ответ аргументируйте. Таблицы № 110 Экономические показатели развития СССР свидетельствуют о приближении нашей страны к черте, за которой начинается застой.

Показатели благосостояния жизни советских граждан (рост доходов, отсутствие безработицы, стабильность цен и т.д.) показывают об определённых достижениях нашей страны в этот период.

8. Внеаудиторная самостоятельная работа.

Выпишите в тетрадь оценки социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. из учебника. Сравните выводы и интерпретации авторов учебника с вашими результатами.

Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времён до наших дней. – М., 2002. Основные оценки авторов учебника по теме:

1. СССР отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран.

2. В СССР была создана неэффективная экономика.

3. Рост реальных доходов населения СССР сокращался.

4. Государство проводило социальную политику для улучшения условий жизни трудящихся.

Таблицы к учебному занятию представлены в приложении № 1.

Технологическая карта

Учебная дисциплина “Отечественная история”

Тема: СССР в 1965-1985-х гг.: застой или прогресс

(с использованием статистических данных)

Цель занятия: познакомить студентов с отдельными показателями и основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с использованием статистических данных.

Студент должен:

  • знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый период;
  • уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять основные тенденции экономического развития страны;
  • уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и индустриально-развитых стран;
  • знать основные показатели уровня жизни людей;
  • уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального развития СССР и других стран в 1965-1985 гг.;
  • уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального развития СССР;
  • уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций социально-экономического развития СССР в данный период;
  • уметь объяснять содержание понятий: экономический рост, уровень жизни, показатели экономического и социального развития, дефицит товаров.

План

  1. Экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг.
  2. Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.

Учебно-методическая литература и дидактические материалы к занятию

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времён до наших дней. - М., 2002.
  2. Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. - Ростов н/Д., 2000.
  3. СССР в цифрах в 1988 году. Краткий статистический сборник. – М., 1989.
  4. Таблицы и схемы по истории Отечества / Сост. Н.В. Остапов. – Сыктывкар, 2002.

Средства активизации на уроке

  • Статистические данные
  • Вопросы и задания

Содержание самостоятельной работы

  • Знакомство студентов со статистическими данными
  • Анализ статистических данных по предложенным вопросам
  • Участие в обсуждении вопросов

Творческие задания

Студентам необходимо самостоятельно сформулировать выводы на основе данных 10 таблиц.

  1. Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста основных показателей развития экономики СССР и США 19711985 гг. Сделайте выводы.
  2. Познакомьтесь с темпами роста промышленной продукции ведущих стран мира. Сделайте выводы.
  3. Познакомьтесь с соотношением основных показателей развития экономики СССР и США. Сделайте выводы.
  4. Посмотрите показатели технического уровня развития производства некоторых стран и сформулируйте выводы.
  5. О чём свидетельствует структура экспортно-импортных связей СССР? Сформулируйте выводы.
  6. Цены на потребительские товары и услуги устанавливало советское государство и удерживало их на одном уровне на протяжении десятилетий. А вот доходы граждан СССР изменялись. Сделайте выводы по таблице № 7.
  7. О чём свидетельствует данные таблицы № 8? Сделайте выводы.
  8. Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов питания (литрах и килограммах) на одного человека в год. Сформулируйте выводы.
  9. Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень младенческой смертности. Сделайте выводы по таблице № 10.
  10. На ваш взгляд, справедливым ли является термин “застой” применительно к социально-экономическому развитию СССР в 19651985 гг.? Ответ аргументируйте.

Межпредметные связи

Обществознание

Формы контроля знаний

  • Наблюдение
  • Устный опрос

<Приложение>