Цель занятия: познакомить студентов с ключевыми показателями и основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с использованием статистических данных.
Студент должен:
- знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый период;
- уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять основные тенденции экономического развития страны;
- уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и ведущих стран в рассматриваемый период;
- знать основные социальные показатели уровня жизни людей в рассматриваемый период;
- уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального развития СССР и других стран в рассматриваемый период;
- уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального развития СССР;
- уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций социально-экономического развития СССР в данный период;
- уметь объяснять содержание понятий: количественные показатели экономического развития, качественные показатели экономического роста, уровень жизни, показатели социального развития, реальная заработная плата, номинальная заработная плата, дефицит товаров.
План
- Экономическое развитие СССР в 1965–1985 гг.
- Социальное развитие СССР в 1965–1985 гг.
I. Экономическое развитие СССР в 1965–1985 гг.
Вводное слово преподавателя (постановка цели и задач учебного занятия)
Время Л.И. Брежнева в советской литературе называли эпохой “развёрнутого строительства коммунизма”, “дружбы народов”. В современных публикациях часто встречаются весьма негативные оценки рассматриваемого нами периода: называют эпохой “застоя”, “массовой публичной лжи” и т.д. Например, в учебнике В.Д. Губина “Основы философии”, изданного в 2008 году для студентов средних специальных учебных заведений, представлена распространённая для сегодняшнего дня оценка социального развития СССР: “Верили [автор подразумевает советских людей – Н.О.] в то, что живут хорошо и всё имеют, хотя страна по уровню жизни занимала одно из последних мест в мире”.
Для того чтобы разобраться в недалёком прошлом, нам необходимо проанализировать статистические данные по экономическому и социальному развитию СССР 1965-1985-х гг. Работа на занятии потребует от студентов хорошей обществоведческой подготовки. Приведённые в таблицах материалы подобраны таким образом, что позволяют проводить широкие сравнительные обобщения.
Вопросы и задания | Источник | Предполагаемые ответы студентов |
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните, что имеется ввиду, когда говорят об экономике той или иной страны. | Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д., 2000. | Под экономикой понимают хозяйство (хозяйственный
комплекс), включающий как материальное (промышленность, сельское
хозяйство, транспорт т т.д.), так и духовное (культура, искусство,
образование и т.д.) производство. Каждое общество в сфере экономики
пытается решить проблемы, которые можно свести к трём вопросам: Что
следует производить? Как производить товары и услуги? Для кого
производить? По способам организации хозяйственно-экономической
жизни принято выделять разные экономические системы: традиционная,
командно-централизованная, рыночная, смешанная. Нам уже известно из предыдущих тем по отечественной истории, что экономика СССР являлась командно-централизованной. |
2. Какие существуют показатели экономического развития, которые позволяют оценить динамику развития страны? | Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д., 2000. | Существует много показателей. Наиболее важными из
них являются: Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость всех товаров и услуг конечного назначения, произведённых в стране за год. Общепринято приводить также данный показатель применительно к отдельным отраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство). Национальный доход (НД) – это совокупный доход собственников всех ресурсов (в СССР собственником всех ресурсов являлось государство). Производительность – это показатель эффективности производства товаров и услуг (для измерения производительности обычно определяют объём продукции на каждую единицу затрат). Структура экспортно-импортных связей. Динамику развития страны можно определить, если сравнивать экономические показатели разных лет и выражать их соотношение в процентах. Экономика может быть в состоянии роста, застоя, упадка. |
3. Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста основных показателей развития экономики СССР и США 1971-1985 гг. Сделайте выводы. | Таблица № 1 | Темпы экономического роста СССР замедлялись. Особенно в плачевном состоянии оказалось сельское хозяйство. Темпы роста производительности труда в СССР были невысоки. США имели также невысокие темпы развития. |
4. Посмотрите материалы о темпах роста промышленной продукции ведущих стран мира. Сформулируйте выводы. | Таблица № 2 | Темпы роста промышленного производства СССР были примерно такими же как у большинства западных держав. Однако, СССР значительно уступал по темпам промышленного роста Китаю. |
5. Рассмотрите данные о соотношении основных показателей развития экономики СССР и США. Сделайте выводы. | Таблица № 3 | По основным экономическим показателям соотношение экономик СССР и США оставалось примерно неизменным. Наиболее неблагополучный показатель советской экономики – это производительность труда. |
6. Посмотрите показатели технического уровня развития производства некоторых стран и сформулируйте выводы. | Таблицы № 4,5 | СССР по двум показателям научно-технического прогресса уступал индустриально-развитым странам. |
7. О чём свидетельствует структура экспортно-импортных связей СССР? Сформулируйте выводы. | Таблица № 6 | Советский Союз постепенно сокращал вывоз машин, при этом увеличивал экспорт топливного сырья. СССР превратился в экспортно-сырьевую державу. Увеличивалась в структуре импорта доля продовольственных товаров. |
8. По таблицам сделайте выводы о состоянии экономики СССР в 1965-1985 гг. | Таблицы № 1,2,3,4,5,6 |
Выводы: 1. Темпы экономического развития СССР были невысокими. Можно обнаружить явную тенденцию к замедлению экономического роста. Особенно низкими были показатели развития сельского хозяйства. 2. По важнейшим показателям СССР уступал индустриально-развитым державам мира. 3. В мировой экономике СССР всё более становился поставщиком преимущественно топливного сырья. Происходило сокращение экспорта машин, увеличение импорта продовольствия. По показателям научно-технического прогресса СССР также уступал отдельным ведущим странам ведущим странам. |
II. Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.
Вопросы и задания | Источник | Предполагаемые ответы студентов |
1. Из школьного курса “Обществознание” вспомните, что имеется в виду, когда говорят о социальном развитии страны. | Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. - Ростов н/Д., 2000. | Под “социальным” обществоведы обычно понимают общественный, относящийся к жизни людей в обществе. Ключевым показателем социального развития является уровень жизни, включающий в себя реальные и номинальные доходы граждан, уровень цен, объёмы потребления людьми товаров и услуг, степень расслоения общества, уровень безработицы, средняя продолжительность жизни и т.д. |
2. Цены на потре-бительские товары и услуги устанавливало советское государство и удерживало их на одном уровне на протяжении десятилетий. А вот доходы граждан СССР изменялись. Сделайте выводы по таблице № 7. | Таблица № 7 | В эти годы происходил рост заработной платы при относительной неизменности цен на товары и услуги. Следовательно, можно утверждать о росте реальных доходов советских людей в рассматриваемые годы. |
3. О чём свидетельствует данные таблицы № 8? Сделайте выводы. | Таблица № 8 | Данные таблицы свидетельствуют, что население СССР распоряжалось всё большим количеством денег, денежные вклады в учреждениях Сбербанка СССР из года в год неизменно увеличивались. Однако данный факт может свидетельствовать о существовании отложенного спроса. Имея деньги, советским людям было трудно купить нужный товар. По-видимому, в данный период имел место дефицит товаров и услуг. |
4. Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов питания (литрах и килограммах) на одного человека в год. Сформулируйте выводы. | Таблица № 9 | По абсолютным показателям потребления большинства продуктов граждане СССР не уступали жителям США и даже превосходили. Значительно меньше, чем в США, советские люди потребляли овощи и фрукты. |
5. Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень младенческой смертности. Сделайте выводы по таблице № 10. | Таблица № 10 | Можно выделить высокий коэффициент младенческой смертности в СССР по сравнению с другими странами Также нам известен факт, что по показателю продолжительности жизни людей СССР несколько уступал индустриально-развитым странам. |
6. По таблицам сформулируйте несколько тезисов о социальном развитии СССР в 1965-1985 гг. | Таблицы № 7,8,9,10. |
Выводы. 1. Благосостояние советских людей в рассматриваемый период росло. 2. Уровень жизни советских людей был несколько ниже уровня жизни граждан индустриально-развитых стран. |
7. На ваш взгляд, справедливым ли является термин “застой” применительно к социально-экономическому развитию СССР в 1965-1985 гг.? Ответ аргументируйте. | Таблицы № 1–10 | Экономические показатели развития СССР
свидетельствуют о приближении нашей страны к черте, за которой
начинается застой.
Показатели благосостояния жизни советских граждан (рост доходов, отсутствие безработицы, стабильность цен и т.д.) показывают об определённых достижениях нашей страны в этот период. |
8. Внеаудиторная самостоятельная работа.
Выпишите в тетрадь оценки социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. из учебника. Сравните выводы и интерпретации авторов учебника с вашими результатами. |
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времён до наших дней. – М., 2002. | Основные оценки авторов учебника по теме: 1. СССР отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран. 2. В СССР была создана неэффективная экономика. 3. Рост реальных доходов населения СССР сокращался. 4. Государство проводило социальную политику для улучшения условий жизни трудящихся. |
Таблицы к учебному занятию представлены в приложении № 1.
Технологическая карта
Учебная дисциплина “Отечественная история”
Тема: СССР в 1965-1985-х гг.: застой или прогресс
(с использованием статистических данных)
Цель занятия: познакомить студентов с отдельными показателями и основными тенденциями социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. с использованием статистических данных.
Студент должен:
- знать основные показатели экономического развития СССР в рассматриваемый период;
- уметь анализировать статистические данные и на их основе выявлять основные тенденции экономического развития страны;
- уметь сравнивать показатели экономического развития СССР и индустриально-развитых стран;
- знать основные показатели уровня жизни людей;
- уметь сравнивать и оценивать статистические показатели социального развития СССР и других стран в 1965-1985 гг.;
- уметь анализировать и оценивать соответствующие показатели социального развития СССР;
- уметь аргументировать своё отношение и оценку основных тенденций социально-экономического развития СССР в данный период;
- уметь объяснять содержание понятий: экономический рост, уровень жизни, показатели экономического и социального развития, дефицит товаров.
План
- Экономическое развитие СССР в 1965-1985 гг.
- Социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.
Учебно-методическая литература и дидактические материалы к занятию
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времён до наших дней. - М., 2002.
- Обществознание. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского. - Ростов н/Д., 2000.
- СССР в цифрах в 1988 году. Краткий статистический сборник. – М., 1989.
- Таблицы и схемы по истории Отечества / Сост. Н.В. Остапов. – Сыктывкар, 2002.
Средства активизации на уроке
- Статистические данные
- Вопросы и задания
Содержание самостоятельной работы
- Знакомство студентов со статистическими данными
- Анализ статистических данных по предложенным вопросам
- Участие в обсуждении вопросов
Творческие задания
Студентам необходимо самостоятельно сформулировать выводы на основе данных 10 таблиц.
- Познакомьтесь со среднегодовыми темпами прироста основных показателей развития экономики СССР и США 1971–1985 гг. Сделайте выводы.
- Познакомьтесь с темпами роста промышленной продукции ведущих стран мира. Сделайте выводы.
- Познакомьтесь с соотношением основных показателей развития экономики СССР и США. Сделайте выводы.
- Посмотрите показатели технического уровня развития производства некоторых стран и сформулируйте выводы.
- О чём свидетельствует структура экспортно-импортных связей СССР? Сформулируйте выводы.
- Цены на потребительские товары и услуги устанавливало советское государство и удерживало их на одном уровне на протяжении десятилетий. А вот доходы граждан СССР изменялись. Сделайте выводы по таблице № 7.
- О чём свидетельствует данные таблицы № 8? Сделайте выводы.
- Познакомьтесь с данными о потреблении продуктов питания (литрах и килограммах) на одного человека в год. Сформулируйте выводы.
- Об уровне жизни граждан свидетельствует уровень младенческой смертности. Сделайте выводы по таблице № 10.
- На ваш взгляд, справедливым ли является термин “застой” применительно к социально-экономическому развитию СССР в 1965–1985 гг.? Ответ аргументируйте.
Межпредметные связи
Обществознание
Формы контроля знаний
- Наблюдение
- Устный опрос