Классный час на тему "Праздник вежливых ребят"

Разделы: Классное руководство


Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать в учащихся этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

- Ребята, вы закончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.

В этом нам помогут жители необычного города Спасибоград. И самое интересное то, что мы приглашены в гости в эту страну Вежливости. Дедушка Мороз этой страны специально за нами отправил вот этот сказочный новогодний поезд. Итак, в путь! Поудобнее садитесь в комфортабельные вагоны.

А чтобы в пути нам не было скучно, послушайте меня.

- Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- А что это, ребята? (Мешок с подарками).

Самый настоящий вежливый Дед Мороз из Спасибограда прислал нам подарки (учительница раздает таблички с вежливыми словами).

- Верные друзья, надежные попутчики нашего путешествия и всей жизни.

- Зачем же быть вежливым?

- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать.

- Кому помогает вежливый человек?

- Всегда поможет маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом.

- Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому- либо с просьбой? (Пожалуйста, будьте добры, прошу вас, извините, простите, разрешите).

Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

1-й чтец

Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном;
Его зовут…., а в прочем, лучше мы его здесь не назовем,
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече: «Добрый день!».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье: «Ну, я пошел… пока! Всего!»

Слово учителя:

- Какие слова приветствия и прощанья вы употребляете? Кого можно приветствовать словом «Здорово! Привет!»?

- Кому вы можете сказать при прощании «Пока»?

Слово учителя:

- Как незаметно время ушло в пути. Вот и мы приехали в страну вежливых слов.

- А кто же нас встретит? Ой, Дедушка Мороз!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Добро пожаловать в наш город Спасибоград! Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. А на остроконечных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

2-й чтец

- Всех чудес в сказочном городке не перечесть…
Жить – поживать в этом городе одно удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы…
А вы когда - нибудь бывали в городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?

- Нет!

- Тогда милости просим, гости дорогие!

- Садитесь, пожалуйста, Дедушка Мороз. (учащиеся дают стул).

- В нашей далекой стране тоже живут вежливые, добрые, аккуратные дети. А сейчас вы это увидите сами.

Выступление учащихся

3-й чтец

– Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» - говорим

4-й чтец

Даже стая журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»

5-й чтец

Чтение стихотворения
« Кто кого любит?»
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать,…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
« Простите меня;
Я шепнул (виновато)
- Ступай,-
Улыбнулась.
Прощаю пока-
И ухо мое отпустила рука
«Простите»…
Ура!!!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.

Слово учителя:

- Как можно оценить поступок мальчика?

- Почему мать девочки простила его?

- Какой силой обладает слово «Простите меня»

Исполнение частушек.

  1. Заиграй-ка, балалайка,
    Балалайка – три струны!
    Подпевайте, не зевайте!
    Выходите, плясуны!
  2. Тетя Сим у попросила
    Слазить Витю на чердак
    «Извините тетя Сима,
    Я вам вовсе не батрак».
  3. Коля ссорится с друзьями
    В ход пускает кулаки
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.
  4. В поезд входят три юнната
    - Ух, народу сколько тут!
    - Занимай места, ребята,
    - А то бабушки займут!
  5. Говорит лентяйке мать:
    - Убери свою кровать!
    - Я бы, мама, убрала.
    Только я еще мала!
  6. Петя ловко ловит рыбу,
    Может лодки мастерить,
    Только «здравствуй и спасибо»
    Не умеет говорить
  7. Ты играй по веселее
    Балалайка в три струны!
    Подпевайте, кто умеет,
    Не стесняйтесь, плясуны.

6-й чтец

Чтение стихотворения А. Шагалова «Дорогие слова»

Дядя Саша очерчен.
Рассказал он вот о чем…
Видел Настю – пионерку,
Я на улице сейчас.
Настя ходит в пятый класс
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова…
Здрасьте
А слово-то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте зря от Вити
Ждал я слово… извините
А слово – то какое очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада-
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Ну сказала бы «спасибо»
А слово – то какое очень дорогое!

Сценка «Кто кого культурнее»

Вася Васькин бежал по аллее парка. А навстречу ему шла девочка. Она шустро, как белка, грызла семечки. Шелуха разлеталась по тропинке. Семечек было еще много, и «белка» улыбалась. Вася остановился и осуждающе посмотрел на нее. Наконец не выдержал и сказал:

- Ты почему соришь? Некультурно на тропинке сорить!

- Некультурно незнакомым людям делать замечания, – обиженно сказала «Белка».

- Ах, замечания делать некультурно! – возмутился Вася. – Культурная какая нашлась!

И они наперебой стали кричать друг на друга так, что мне, сидящему на скамейке. Этикету сделалось неуютно. Я смотрел на усыпанную шелухой тропинку и думал: кто же культурнее – «Белка» или Вася?

- А как вы поступили бы, оказавшись на месте Васи Васькина?

(Ответы учащихся).

– А теперь, Дед Мороз, послушайте стихотворение. Как же наши девочки учат своих кукол быть вежливыми?

1-я ученица

«Слушай хорошенько, -
Полно наряжаться!
Это баловство.
Ты уже большою,
Девочкою стала,
А еще не знаешь
Ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят за подарки, помощь всех благодарят.

2-я ученица

Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают
Будь и ты такою,
И тебя тотчас
Попрошу зачислить
В первый класс!

Исполнение учащимися песни.

Спасибо, Дед Мороз, за мешок с подарками. Мы эти вежливые слова запомним навсегда и будем с ним всегда дружить. (учащиеся произносят вместе)

Слова прощания Дед Мороза.

- Дорогие ребята! Пусть с сегодняшнего дня в ваших устах звучат волшебные слова. Они помогут вам в жизни стать хорошими друзьями, внимательными дочерями и сыновьями, сделают вашу жизнь радостной, интересной.

- До свидания, дети!

- До свидания!

Обратный путь

Слово учителя.

-Ребята, давайте сядем поудобнее и поедем.

По обычаю из путешествия привозят подарки.

- А что, вы ребята, подарите своим близким и родным, школьным друзьям?

(Волшебные слова).

На обратном пути учащиеся читают пословицы про вежливость, решают задачи по группам, решают речевые ситуации.

Пословицы про вежливость:

  1. Не дорого ничто - дорого вежество.
  2. Голь мудрена, нужда вежлива.
  3. За спасибо кума пеша в Москву шла.
  4. Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб- соль помнить.
  5. Стол спасибом красится.
  6. Спеси боятся, а вежливость чтут.

Задача №1

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему мальчик сделал 3 ошибки. Какие они?

Задача №2

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 10 лет. У первого в руках было 5 килограммов яблок, 1 торт, 3 книги. Одна из книг упала. «У вас книга упала», - закричал мальчик, догоняя прохожего.

«Разве?» - удивился тот.

«Конечно, - объяснил мальчик. У вас был пакет яблок, 1 торт,3 книги.

1 книга упала. Осталось 2 книги».

«Я вижу ты хорошо знаешь правила сложения и вычитания, - сказал прохожий с трудом, поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил».

- Какие эти правила?

- Что должен был сделать мальчик?

Подведение итогов.

- Товарищи! Твердите с утра по словарю:

Спасибо! Извините.

Позвольте. Разрешите.

Я вас благодарю! (произносят вместе)