Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать в учащихся этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы закончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, космонавтами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.
В этом нам помогут жители необычного города Спасибоград. И самое интересное то, что мы приглашены в гости в эту страну Вежливости. Дедушка Мороз этой страны специально за нами отправил вот этот сказочный новогодний поезд. Итак, в путь! Поудобнее садитесь в комфортабельные вагоны.
А чтобы в пути нам не было скучно, послушайте меня.
- Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- А что это, ребята? (Мешок с подарками).
Самый настоящий вежливый Дед Мороз из Спасибограда прислал нам подарки (учительница раздает таблички с вежливыми словами).
- Верные друзья, надежные попутчики нашего путешествия и всей жизни.
- Зачем же быть вежливым?
- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать.
- Кому помогает вежливый человек?
- Всегда поможет маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом.
- Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому- либо с просьбой? (Пожалуйста, будьте добры, прошу вас, извините, простите, разрешите).
Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
1-й чтец
Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном;
Его зовут…., а в прочем, лучше мы его здесь не назовем,
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече: «Добрый день!».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье: «Ну, я пошел… пока! Всего!»
Слово учителя:
- Какие слова приветствия и прощанья вы употребляете? Кого можно приветствовать словом «Здорово! Привет!»?
- Кому вы можете сказать при прощании «Пока»?
Слово учителя:
- Как незаметно время ушло в пути. Вот и мы приехали в страну вежливых слов.
- А кто же нас встретит? Ой, Дедушка Мороз!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Добро пожаловать в наш город Спасибоград! Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. А на остроконечных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
2-й чтец
- Всех чудес в сказочном городке не перечесть…
Жить – поживать в этом городе одно удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы…
А вы когда - нибудь бывали в городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
- Нет!
- Тогда милости просим, гости дорогие!
- Садитесь, пожалуйста, Дедушка Мороз. (учащиеся дают стул).
- В нашей далекой стране тоже живут вежливые, добрые, аккуратные дети. А сейчас вы это увидите сами.
Выступление учащихся
3-й чтец
– Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» - говорим
4-й чтец
Даже стая журавлиной,
Улетающей от нас,
По обычаям старинным
Мы кричим:
«В счастливый час!»
5-й чтец
Чтение стихотворения
« Кто кого любит?»
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички
На крик прибежала
Девчонкина мать,
Меня изловчилась
За ухо поймать,…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
« Простите меня;
Я шепнул (виновато)
- Ступай,-
Улыбнулась.
Прощаю пока-
И ухо мое отпустила рука
«Простите»…
Ура!!!
Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Слово учителя:
- Как можно оценить поступок мальчика?
- Почему мать девочки простила его?
- Какой силой обладает слово «Простите меня»
Исполнение частушек.
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте!
Выходите, плясуны! - Тетя Сим у попросила
Слазить Витю на чердак
«Извините тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак». - Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки. - В поезд входят три юнната
- Ух, народу сколько тут!
- Занимай места, ребята,
- А то бабушки займут! - Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала.
Только я еще мала! - Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй и спасибо»
Не умеет говорить - Ты играй по веселее
Балалайка в три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
6-й чтец
Чтение стихотворения А. Шагалова «Дорогие слова»
Дядя Саша очерчен.
Рассказал он вот о чем…
Видел Настю – пионерку,
Я на улице сейчас.
Настя ходит в пятый класс
Но… давно уже от Насти
Я не слышал слова…
Здрасьте
А слово-то какое – очень дорогое!Встретил Витю я соседа…
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте зря от Вити
Ждал я слово… извините
А слово – то какое очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада-
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Ну сказала бы «спасибо»
А слово – то какое очень дорогое!
Сценка «Кто кого культурнее»
Вася Васькин бежал по аллее парка. А навстречу ему шла девочка. Она шустро, как белка, грызла семечки. Шелуха разлеталась по тропинке. Семечек было еще много, и «белка» улыбалась. Вася остановился и осуждающе посмотрел на нее. Наконец не выдержал и сказал:
- Ты почему соришь? Некультурно на тропинке сорить!
- Некультурно незнакомым людям делать замечания, – обиженно сказала «Белка».
- Ах, замечания делать некультурно! – возмутился Вася. – Культурная какая нашлась!
И они наперебой стали кричать друг на друга так, что мне, сидящему на скамейке. Этикету сделалось неуютно. Я смотрел на усыпанную шелухой тропинку и думал: кто же культурнее – «Белка» или Вася?
- А как вы поступили бы, оказавшись на месте Васи Васькина?
(Ответы учащихся).
– А теперь, Дед Мороз, послушайте стихотворение. Как же наши девочки учат своих кукол быть вежливыми?
1-я ученица
«Слушай хорошенько, -
Полно наряжаться!
Это баловство.
Ты уже большою,
Девочкою стала,
А еще не знаешь
Ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече
Взрослым говорят за подарки, помощь всех благодарят.
2-я ученица
Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети
Все так поступают
Будь и ты такою,
И тебя тотчас
Попрошу зачислить
В первый класс!
Исполнение учащимися песни.
Спасибо, Дед Мороз, за мешок с подарками. Мы эти вежливые слова запомним навсегда и будем с ним всегда дружить. (учащиеся произносят вместе)
Слова прощания Дед Мороза.
- Дорогие ребята! Пусть с сегодняшнего дня в ваших устах звучат волшебные слова. Они помогут вам в жизни стать хорошими друзьями, внимательными дочерями и сыновьями, сделают вашу жизнь радостной, интересной.
- До свидания, дети!
- До свидания!
Обратный путь
Слово учителя.
-Ребята, давайте сядем поудобнее и поедем.
По обычаю из путешествия привозят подарки.
- А что, вы ребята, подарите своим близким и родным, школьным друзьям?
(Волшебные слова).
На обратном пути учащиеся читают пословицы про вежливость, решают задачи по группам, решают речевые ситуации.
Пословицы про вежливость:
- Не дорого ничто - дорого вежество.
- Голь мудрена, нужда вежлива.
- За спасибо кума пеша в Москву шла.
- Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб- соль помнить.
- Стол спасибом красится.
- Спеси боятся, а вежливость чтут.
Задача №1
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик сделал 3 ошибки. Какие они?
Задача №2
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 10 лет. У первого в руках было 5 килограммов яблок, 1 торт, 3 книги. Одна из книг упала. «У вас книга упала», - закричал мальчик, догоняя прохожего.
«Разве?» - удивился тот.
«Конечно, - объяснил мальчик. У вас был пакет яблок, 1 торт,3 книги.
1 книга упала. Осталось 2 книги».
«Я вижу ты хорошо знаешь правила сложения и вычитания, - сказал прохожий с трудом, поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил».
- Какие эти правила?
- Что должен был сделать мальчик?
Подведение итогов.
- Товарищи! Твердите с утра по словарю:
Спасибо! Извините.
Позвольте. Разрешите.
Я вас благодарю! (произносят вместе)