«Они хотят все уничтожить,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Но встал грозой неотвратимой
На озверелый дикий сброд
Ты, нашей Родиной любимой
Взращенный доблестный народ »
С.Городецкий.
Урок - лабораторное занятие с элементами проблемности.
Цель урока: уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский поход на восток, не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид советского народа.
Задачи:
- раскрыть цель германского командования в войне против СССР;
- раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг»;
- репродукции картин: В.Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», «Наши силы неисчислимы»; Н.Жуков, В. Климашин «Отстоим Москву!»; И.Тоидзе «Родина – мать зовет!»; П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»;
- раздаточный материал: карточки на три варианта с речью Гитлера, У. Черчилля, В.Молотова.
- интерактивная доска;
- проектор, экран для показа презентации.
Предварительная работа:
- прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительную литературу;
- начать заполнение хронологической таблицы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Дата |
Событие |
Командующий |
Примеры |
Итог |
|
|
|
|
|
Литература для учащихся.
- Воробьев Е. Москва близко к сердцу. М.,1991г.
- Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999 г.
- Кривошеев Г.Ф. Полвека назад: Великая Отечественная война: Цифры и факты. М.,1995 г.
План урока:
- Накануне.
- План «Барбаросса».
- Германия и СССР: соотношение сил.
- Трагическое начало.
- Гибель фронтов.
Ход урока
Объяснение нового материала начинается с указания на то, что в истории ВОВ еще много дискуссионных вопросов, с ответами на которые ребята познакомятся на последующих уроках по теме «Великая Отечественная война».
На экране демонстрируются первые 4 слайда из презентации (приложение 2).
Учитель: Вероломные планы Германии не остались тайной для советского руководства. Тревожные сообщения ежедневно поступали в Кремль по самым различным каналам: от агентурной разведки, от дипломатичных представительств, от антифашистов из Германии.
Краткое сообщение ученика о разведчике Рихарде Зорге. Приложение №1
Слайд №7 – «План Барбаросса – план молниеносной войны».
Вопрос учащимся: Почему ставка сделана именно на этот барьер «Волга-Архангельск»?
Работа учащихся с картой (изучение маршрутов армий «Север», «Центр», «Юг». Слайд № 8. (карта «Основные направления гитлеровской армии»).
Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какой целью выбраны эти направления?
Работа с интерактивной доской.
|
Германия и союзники |
СССР |
Количество дивизий |
190 |
170 |
Численность войск * (млн.чел) |
3 |
Около 3 |
Танки (тыс.) ** |
4,3 |
9,2 |
Самолеты (тыс.) |
5 |
8,5 |
По другим данным: |
|
|
* |
5,5 |
2,5 |
** |
2,8 |
1,8 |
Работа в группах. (3 группы)
Ребята знакомятся с речью А. Гитлера, У. Черчилля, В. Молотова.
- Выскажите свое мнение по отношению к этим высказываниям.
- Использованы ли здесь пропагандистские приемы?
- Назовите идеи этих высказываний.
По истечению времени один из участников группы дает ответ на заданные вопросы.
Краткое сообщение ученика по картине «Защитники Брестской крепости».
Рассказ учителя о первых сражениях Великой Отечественной войны.
Дать определения понятиям, показанным на слайде.
Подведение итогов, закрепление изученного материала:
- Почему начало войны – это страшные потери и неудачи Красной Армии?
- Вспомните политику нашего государства в предвоенные годы и назовите причины этого.
Слайд № 23 Задание на дом:
Из источников найти:
- Какое было соотношение сторон в начале войны.
- Почему Красная Армия уступала по численности Германии?
- Почему такая большая разница в численности боевой техники?