Использование информационных технологий в обучении немецкому языку в средней школе

Разделы: Иностранные языки


Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами и применение их на практике убедило меня в том, что разнообразие тем, видов деятельности, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность развивать самостоятельность учащихся, учит объективно оценивать свою деятельность и корректировать ошибки. Кабинет немецкого языка нашей гимназии оборудован как компьютером, так и интерактивной доской с соответствующей мультимедийной техникой, что позволяет ежедневно применять новейшие технологии в учебном процессе. Несколько раз в год я провожу уроки немецкого языка в компьютерном классе; данная практика также отличается достаточно высокой эффективностью обучения. Каждый ученик, даже самый слабый, стремиться добиться лучших результатов в работе с виртуальным учителем.

На уроках немецкого языка я использую лингвистические тренажеры «Echtes Deutsch Ein», «Echtes Deutsch Zwei», «Echtes Deutsch Drei» и мультимедийный учебник «Deutsch Gold 2000». Практически к каждому разделу учебной программы можно подобрать материал одной из названных программ и использовать ее фрагмент на уроке как вспомогательное средство при отработке лексического или грамматического материала, произношения, при обучении диалогической речи, чтению, при тестировании.

Основная работа с лингвистическими тренажерами «EchtesDeutsch» направлена на развитие навыков аудирования и изучающего чтения, а также навыков перевода. Так как интервью, записанные носителями языка и предлагаемые данными программами, достаточно объемны, их полное использование не вписывается в фабулу урока, я выбираю фрагменты, наиболее оптимально содержащие ранее изученную лексику по определенной теме. На первом этапе работы с текстом ученики прослушивают текст без зрительной опоры и определяют тему, основное содержание сообщения, пытаются определить настроение и характер говорящего, его мировоззрение, темперамент. На втором этапе ученики слушают и следят за немецким текстом в специальном окне, где графическое выражение проговариваемой фразы выделяется цветом и подчеркиванием. Далее ученики прорабатывают упражнения, нацеленные на проверку общего понимания текста, и, собственно, сам перевод, выполняя который они имеют возможность контролировать себя в параллельном окне с текстом на русском языке. Данная работа позволяет пополнить как пассивный, так и активный словарь учащихся, используя речевые образцы интервью в дальнейшей работе по составлению диалогов, монологических высказываний по теме.

Соответствие тем лингвистического тренажера «EchtesDeutsch» устным темам учебников 10-11 классов «StichwortDeutsch» О.Ю. Зверловой

Тема компьютерной программы

Устная тема учебника

«Die Reisen», «Unterhaltung und
Ausgehen»

«Ferienzeit» (10)

«Persoenlichkeit und Charakter»,
«Freundschaft»

«Wie viele Freunde braucht ein    Mensch?» (10)

«Wohnumgebung», «Wohnen»

«Rund ums Wohnen» (10)

«Kommunikation», «Internet und Computer»

«Total multimedial» (10)

«Der Beruf und der Arbeit»

«Berufsleben» (11)

«Wetter, Jahreszeiten und Umwelt»

«Umwelt mit Risikofaktor» (11)

«Das eigene Geschaeft in Deutschland»

«Rund ums Geld» (11)

«Bildung und Ausbildung»,
«Das Studium der Fremdsprachen»

«Mit Fremdsprachen in Bestform!» (11)

Определенный интерес представляет использование на уроках немецкого языка мультимедийного учебника «DeutschGold 2000», который содержит 144 диалоговых урока. В данной программе возможно введение и отработка самой разнообразной тематической лексики: «Животные», «Продукты питания», «Покупки», «Одежда» и так далее. На первом этапе – введение лексики, например, по теме «Животные». При работе в компьютерном классе, я включаю автоматический режим на демонстрационном компьютере; на экране появляются изображения животных (рисунок 1):  der Schimpanse , das Stachelschwein, das Flusspferd, das Zebra, der Hase, der Loewe, der Baer, der Tiger, der Elefant, die Giraffe. Ученики смотрят, слушают и повторяют. На втором этапе идет закрепление лексики. Ученики следуют указаниям виртуального диктора и щелкают мышкой на названном животном. Компьютер контролирует, озвучивая ошибки, подсчитывает количество баллов, набранных учащимися в процессе работы. При работе в кабинете с одним компьютером вся работа осуществляется фронтально. Контроль тематической лексики я осуществляю далее индивидуально, используя раздаточный материал (карточки могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы), например:

  • Укажи правильный вариант перевода: Слон – der Kater, der Elefant, die Affe, der Esel.
  • Какое из написанных слов является лишним по смыслу: das Stachelschwein, das Flusspferd, das Zebra, der Hase, der Loewe, die Aktentasche, der Tiger

Рисунок 1

Обучающая программа «DeutschGold 2000» предусматривает отработку произношения и включает в себя режим работы с микрофоном. После прослушивания ученик повторяет слова за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых можно выявить неточности. Конечно, данная работа требует много времени, но несколько минут урока, посвященных правильному произношению, дает положительный результат: ученик начинает объективно оценивать свое произношение и стремиться к его совершенствованию.

При обучении диалогической речи на экране появляются несколько картинок-сцен диалога на определенную тему (рисунок 2). На первом этапе происходит знакомство с диалогом. Второй этап – разучивание диалога, при этом обучение приобретает интерактивный характер: ученики работают парами. Здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Третий этап – инсценирование диалога. Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

Рисунок 2

Почти каждое задание программы «Deutsch Gold 2000» предусматривает диктант. Ученики выполняют задания по обучению письму как с помощью клавиатуры (в компьютерном классе), так и в рабочих тетрадях.

Подсистема «Грамматика: Deutsch Gold 2000» представляет собой систематизированный текстовый учебник по грамматике с упражнениями по закреплению теоретического материала. Немецкая грамматика интегрирована с диалоговым разделом. Если реплика диалога содержит ссылку на грамматику, в нижней панели окна появляется значок «G». Кроме того, ученики выполняют задания и по определенным грамматическим темам, предварительно повторив теорию. Задания даются на заполнение пропусков в текстах упражнений. Если грамматическое явление набрано правильно, после нажатия на Enter оно отмечается синим цветом, если неправильно, то в строке набора слова появится правильный вариант написания, отмеченный красным цветом. Данный вид работы выполняется учащимися как индивидуально, так и фронтально.

Конечно же, при использовании компьютерных технологий я не ограничиваюсь  одними только компьютерными программами. Немаловажное место в моей работе занимает Интернет, ресурсы которого поистине огромны. С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межкультурной коммуникации. Так, например, я часто использую в своей работе материалы сайта http:/www.inopressa.ru; на этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет. Непосредственно с этого сайта можно выйти на оригинал этих статей и получить параллельные тексты на русском и немецком языках. Актуальным для молодежи, изучающей современный немецкий язык, является сайт Totschka-Treff: Das deutsch-russischsprachige Jugendportal.url. Здесь можно найти информацию о современном молодежном сленге, статьи о жизни молодежи в России и Германии, игры, страноведческие тесты, пообщаться на немецком языке в On-line.chat.

И все же, несмотря на все положительные стороны использования новых информационных технологий, ведущей фигурой на уроке был и остается учитель. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только талантливый педагог. Самое важное на уроке – живое слово учителя, который своим обаянием и высоким профессионализмом сможет создать комфортную обстановку, увлечь учащихся, привить любовь к своему предмету. При этом информационная компетентность учителя призвана помочь ему прийти к желаемым результатам обучения наикратчайшим путем.