Спортивные игры на уроках физической культуры в сельской общеобразовательной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


 Мир игр богат и разнообразен. В современном обществе особенно широка популярность игр, использующихся в самых различных сферах общественной деятельности. Среди них наибольшее распространение получили спортивные игры.
Но, чтобы участвовать в районных или областных соревнованиях , необходимо учиться этому не только на уроках физической культуры, но и заниматься в спортивных секциях. И, так как, в районной сельской Спартакиаде школьников более 60% занимают спортивные игры ,я нашел эту тему самой подходящей в своей работе.

 Насчитывается несколько десятков игр, получивших международное признание. Спортивные игры—это протекающее в рамках правил единоборство двух сторон , направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.

 В сравнении с бесчисленным множеством других игр спортивные игры составляют довольно ограниченную группу игр , требующих от участников соревнований обязательной предварительной подготовки. Овладение спортивными играми открывает для каждого возможность самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что поможет сделать его не только интересным , но и полезным.
Тренировки и соревнования по спортивным играм, где необходимо преодолеть сопротивление противника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков взаимодействия, развивает умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности.

 Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков.
Поэтому обучение и тренировка составляют две стороны педагогического процесса. Основная задача обучения—овладение двигательными навыками и специальными знаниями. Занимающиеся изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.

 Процесс овладения спортивной игрой складывается из трех этапов:

1) предварительный - *общее знакомство с игрой;
*воспитание заинтересованного отношения к изучению игры;
2) начальное-- *освоение элементарных знаний и навыков;
*развитие необходимых двигательных качеств.

3) совершенствования--* рост спортивного мастерства игрока;
*достижение максимальных целей игрока;
*высокие спортивные результаты команды.

 В своей работе использую :

 Принцип сознательности и активности. При обучении игровым приемам рассказываю учащимся о его значении и его роли в игре, о целесообразном условии его применения. Обращаю внимание на ошибки детей и даю возможность самостоятельно найти их.

 Принцип наглядности. Использую разнообразные наглядные пособия, технические средства , а главное -- образцовый показ, сочетающийся с объяснением. Это облегчает усвоение, увеличивает заинтересованность детей.

 Принцип доступности. К обучению спортивной игре обязательно выполняем подводящие упражнения. (например при игре в волейболотрабатываем подачу (мяча)

 Принцип систематичности и доступности. Реализую его с помощью методических правил «от простого к сложному» , «от легкого к трудному» «от известного к неизвестному», при этом использую целостное содержание спортивной игры. Обучение технике и тактике начинаю с овладением основными приемами, которое позволяет принять участие в игре. В футболе –это остановка мяча и удар по мячу внутренней стороной стопы, в баскетболе- ловля мыча двумя руками и передача двумя руками от груди и т. д. Одновременно изучаем основные приемы индивидуального единоборства с соперником: выход к мячу, его получение и последующее продвижение с мячом или его передача. Далее этот круг приемов все более расширяем, используя в сложных условиях.

 Принцип прочности. Это особенно важно в спортивных играх. Закрепление изученных навыков закрепляется в ходе соревновательных условий. Только при постоянном участии на спортивных соревнованиях дети учатся видеть свои ошибки, своих соперников, а затем учимся использовать и другие тактики в игре.

В Прокопьевском районе Кемеровской области в Спартакиаде школьников мои учащиеся занимают призовые места в спортивных играх по баскетболу, футболу, волейболу, настольному теннису.

 

 Обучение игровым приемам строится на основе учета общих закономерностей.
В соответствии с ними процесс разучивания складывается из пяти фаз:
--ознакомление с приемом;
--изучение в упрощенных условиях;
--закрепление в усложняющейся обстановке;
--закрепление в игре;
--совершенствование в условиях соревнования.

Ознакомление с приемом позволяет создать ясные и четкие представления об изученном приеме. Достигаю этого объяснением , рассказом, образцовым показом и опробованием приема, которое учащиеся проводят самостоятельно после того, как уяснят его суть и назначение. Начальному этапу уделяю особое внимание.
Изучение приема в упрощенных условиях способствует углублению начальных представлений и овладению структурой движения. Упрощение , прежде всего означает выполнение во вне игровых условиях. Сам прием вначале отрабатываем без мяча, затем с мячом в замедленном темпе. К следующему этапу приступаем после того, как большинство занимающихся могут выполнить прием без ошибок.
Закрепление приема в усложняющейся обстановке обеспечивает прочность изученных навыков, их устойчивость к сбивающему влиянию соревновательных условий. Это наиболее продолжительный этап, поскольку в нем реализуется принцип постепенности и доступности, что в свою очередь:
Увеличивают скорость, точность и силу;
Увеличивают расстояние и зоны действия;
Вводят соревнования на быстроту и правильность выполнения;
Вводят противодействия;
Увеличивают количество участвующих игроков;
Вводят лимит в пространстве, времени, и др
Использую специальные игровые приемы и подвижные игры.

Закрепление приема в игре. Только в условиях настоящей игры приемы приобретают прочность и автоматизм. Использую учебную двустороннюю игру в которой полностью моделирую условия предстоящих соревнований.

Совершенствование в условиях соревнований --завершающий момент обучения.
Только в соревновании складывается индивидуальный игровой стиль, возникает специализированный комплекс приемов , который существенно дополняет общую школу.