Цели урока:
- Обучающие:
- создать условия для закрепления умений выполнять действия с рациональными числами;
- организовать деятельность учащихся по применению свойств к нахождению значений выражений;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
- Воспитательные:
- содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;
- создать условия для развития у школьников умений работать во времени.
- Развивающая:
- содействовать в развитии логического мышления.
ХОД УРОКА
І. Организация урока
1. Девиз:
«Да, путь познания не гладок
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!»
2. Приветствие.
3. Вступительное слово учителя.
– С чего начинается изучение математики?.. С
натуральных чисел. С ними мы работаем с первого
класса, но натуральных чисел для успешного
изучения математики недостаточно. В пятом классе
мы узнали, что есть еще дробные числа, но и их
маловато, для того чтобы решать всевозможные
задачи. И вот мы познакомились с новым множеством
чисел.
– Каким? (Рациональные числа)
– Какие числа относятся к рациональным? (Положительные,
нуль, отрицательные)
4. Постановка цели урока совместно с детьми.
5. Историческая справка. (Выступление учащихся)
II. Актуализация знаний и способов действий
1. Какие математические действия мы умеем выполнять с рациональными числами? (Сложение, вычитание, умножение, деление.)
Повторим правила (по карточкам, стихам, примерами – заранее заготовлены детьми).
Сложение чисел одинакового знака.
При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если одного названия,
Модули ты их сложи!
И перед суммой, непременно
Ты поставь их «общий знак».
– 2 плюс – 3, станет с минусом пятак
Вот так: – 2 + (– 3 ) = – 5.
Сложение чисел с разными знаками.
Если числа разного названья
Победит «сильнейший знак».
Разность модулей найди ты,
И всё время делай так.
– 2 + 3 = – 1.
Вычитание рациональных чисел.
Вычитание сложением
Мы заменим без проблем!
Как из трех нам вычесть восемь,
Это ведь известно всем!
Надо выполнить сложение чисел
3 – 8 = 3 + (–8) = – 5.
Умножение и деление чисел с одинаковыми знаками.
Умножение, деление двух чисел
Выполняем так:
« + » на « + » в ответе « + »
« – » на « – » , а в ответе всё тот же « + »
3 * 2 = 6 10 : 2 = 5
– 3 * (– 2) = 6 – 10 : (– 2) = 5
Умножение и деление чисел с разными знаками.
Если числа с разными знаками дадут.
Надо частное или произведение
Модулей быстренько узнать.
А в ответе взять да знак «–» приписать.
– 3 * 2 = – 6
10 : ( – 2 ) = – 5
2. В тоже время 2 ученика выполняют задание, написанное на доске
Выполните действия:
I вариант II вариант
1. – 4,1 + 7,2 1. – 3,7 + 5,8
2. – 3,5 – 2,1 2. – 7,4 – 1,2
3. 8,4 – 9,7 3. 3,7 – 5,9
4. 4. – 15 * (– 6)
5. – 54 : (–6) 5.
Проверка классом: листики-ответов « да», «нет»
ІІІ. Применение знаний и способов действий
– Записываем в тетрадь число и тему урока.
– А кто знает, что произошло 12 апреля много лет
назад, когда вас не было на свете, да и меня тоже?
12 апреля – День Космонавтики. Наш
соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин впервые
в истории человечества совершил полет в космос.
Он стал самым известным человеком на планете. В
моё время многие мальчишки и девчонки мечтали
стать космонавтами и отправиться к звездам.
1. А на каком космическом корабле был впервые
совершен полет в космос, мы узнаем, разгадав
шифровку.
Устно выполните действия, к каждому ответу
найдите соответствующую букву и запишите их по
порядку в строку.
1. – 1,3 + (– 1,7)
2. 3,6 – 5
3. * (– 0,4 )
4. – 2,4 : (– 0,2)
5. – 0,7 * 2
6. – – ( –2 )
Ответы: К 1; Ю 12; О –1,4; В –3; С –1; З 1,4; Т 12;
– Какое получилось слово?( ВОСТОК) (показать таблицу: космический корабль «ВОСТОК» и портрет Ю. А. Гагарина)
2. Найдите значение выражения:
1965,05 + 6,75 * (0,45 + 6,72 : (– 6,4))
Ответ: 1961
Вам о чем-нибудь говорит полученный ответ? 12 апреля 1961 года, более 40 лет назад Ю.А.Гагарин поднялся в космос на корабле «Восток».
3. Какова масса первого космического корабля? Мы узнаем, найдя значение выражения:
(21,25 * (– 32) – 193) : 0,9 + 5695
Ответ: 4725
4725 кг – это масса первого космического корабля вместе с космонавтом.
4. На какую максимальную высоту поднялся первый
космический корабль?
Поднявшись по ступеням, узнаем ответ и на этот
вопрос. Для поднятия по ступеням нам необходимо
повторить свойства. (Повторение свойств по
карточкам.) Необходимые вычисления производим в
тетрадях, а ответ записываем на карточку
(после окончания работы карточки собрать).
Какое свойство применяли на каждой ступени? Какой достигли высоты? (327 км)
6. Кто знает, сколько длился первый полет в космос?
Этот полет длился 108 минут. Выразите эту величину в часах, ответ запишите в виде:
а) обыкновенной дроби;
б) десятичной дроби.
Всякое ли рациональное число можно записать в виде десятичной дроби?
IV. Контроль и самоконтроль
– Сегодня на уроке мы узнали немного о первом полете в космос. Может быть, кто-нибудь из вас тоже мечтает стать космонавтом, но это будет, потом… Сейчас наша задача хорошо учиться.
Самостоятельная работа по карточкам: работу выполняете в тетради, ответы фиксируете на карточке, выбирая из предложенных.
Вариант I.
Выполните действие:
1. – 2,8 * 3
2. – 11,7 : (– 1,8)
Найдите значение выражения:
3. (32 – 1,6 * 2,5) : (–4)
4. – * 1,57 + 1,43 * (– )
– 4 | 6,5 | 7 | –2 | –8,4 | 2 | –7 | –65 | |
1. | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
Вариант II
Выполните действие:
1. 72 * (– )
2. – 8,4 : 0,7
Найдите значение выражения:
3. (2 – 2,4 : (– 1,6)) * (– 3)
4. 0,6 * (– 9,31) + 0,6 * (– 0,69)
4 | –20 | 2 | – 6 | – 12 | – 1,5 | – 10,5 | 6 | |
1. | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
V. Информация о домашнем задании
VІ. Итог урока
Вместе с детьми фронтальный вопрос-ответ и выставление оценок.
VІІ. Рефлексия
– Уходя с урока, не забудьте, пожалуйста, оставить ракету выбранного вами цвета:
- Если вам на уроке было не очень комфортно и у вас остались вопросы – это красный цвет.
- Кажется все «окей», но все же что-то, где-то…было не понятно. Ваш цвет – желтый.
- А если у вас хорошее настроение, все получилось, дорогу вам откроет зеленый цвет.