Тип урока: Изучение нового материала (комбинированный).
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний о гидролизе, его механизме и значении.
- Создать содержательные и организационные условия усвоения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
- Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся, организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и способов деятельности.
Задачи:
- Добиться сознательного усвоения знаний по теме «Гидролиз».
- Развивать умение анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, применять и обобщать полученные знания.
- Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно и индивидуально; развивать интеллектуальные качества личности.
Оборудование: Интерактивная доска, СД «Виртуальная лаборатория 8-11», пробирки.
Реактивы: растворы солей (например: хлорида натрия, карбоната натрия, нитрата алюминия), универсальный индикатор (можно другие индикаторы).
Приложение1 «Гидролиз»- мультимедийная презентация.
Приложение 2 «Гидролиз солей» презентация , созданная в программе Notebook( для интерактивных досок SMART).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Положительный настрой на изучение темы.
2. Мотивация и целеполагание (сформировать цели и задачи урока).
II. Подготовка к активному усвоению материала.
1.Учитель: Гидролиз – это… (Определение гидролиза. Приложение 1, слайд №1)
Мы, изучая «Органическую химию», рассматривали гидролиз органических веществ. Давайте вспомним, какие органические соединения подвергаются гидролизу. (Приложение 1, слайд №2)
2.Гидролиз бинарных соединений. (Приложение 1, слайд №3).
3.Лабораторная работа «Исследование растворов солей индикаторами».
Задание: исследуйте индикатором растворы предложенных солей и опишите наблюдения.
4.Учитель: Рассмотрев итоги лабораторной работы, встает вопрос: почему, соли, являясь продуктами взаимодействия кислоты и основания, не все имеют нейтральную среду раствора?
III. Усвоение знаний и способов действия.
1.Учитель объявляет тему («Гидролиз солей») и цели урока.
2.Гидролиз солей: (Определение. Приложение 1, слайд №4).
3.Соли делятся на группы. (Приложение 1, слайд №5,6).
4.Механизм гидролиза разных типов солей:
а) гидролиз по аниону, на примере нитрита калия – KNO2. (Приложение 1, слайд №7).
б) гидролиз по катиону, на примере нитрата никеля (II) – Ni(NO3)2. (Приложение 1, слайд №8).
в) необратимый гидролиз (и по аниону и по катиону) на примере сульфида алюминияAl2S3 и ацетата аммония – NH4(CH3COO). (Приложение 1, слайд №9).
5.Изменение направления гидролиза: что нужно сделать для ускорения и торможения процесса гидролиза? (Приложение 1, слайд №10).
6.Применение гидролиза. (Приложение 1, слайд №11).
IV. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления предлагается работа с Приложением 2, используя презентацию на интерактивной доске.
Задание №1. Гидролиз (два вопроса в виде теста).
Задание №2. Распределить формулы солей, гидролиз которых идет: а) по катиону; б) по аниону (слайд №3).
Задание №3. Установить соответствие между составом соли и типом ее гидролиза в водном растворе - 5 вариантов (слайд №4).
Задание №4. Определить окраску индикаторов в растворах с различной средой (нейтральной, кислотной, щелочной) (слайд №5).
Задание №5. Определить окраску индикатора в растворах различных солей (тест), (слайд №6).
Задание №6. Определить среду в растворе соли (слайд №7).
V. Обобщение и систематизация знаний.
Эвристическая беседа:
-что такое гидролиз вообще, привести примеры;
-гидролиз солей ( по катиону, по атиону), привести примеры
-применение гидролиза ;
И другое.
VI. Контроль знаний.
Тест из 10 вопросов. Приложение 1, слайды №12, 13, 14. (Можно использовать презентацию для всех учащихся или индивидуально на бумажном носителе).
VII. Домашнее задание.
Учебник (автор Габриелян О.С.): § 16 стр. 174 – 175 упр. 3, 4, 5, 6.
VII. Итоги урока.