Урок русского языка по теме "Мягкие и твердые согласные звуки"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твердости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество)

Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 (автор Т.Г. Рамзаева), карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для групповой работы, 3-цветные фишки (для оценивания).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

- Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

- Жи-ши пиши (с буквой и)

- Ча-ща пиши (с буквой а)

- Чу-щу пиши (с буквой у)

- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

- Наша речь состоит (из предложений)

- Предложения (из слов)

- Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Звуки мы (говорим, слышим)

- Буквы мы (пишем, читаем, видим)

- Какой сегодня день? (13 ноября, четверг)

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

- Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

3. Актуализация знаний.

- Найдите лишнюю букву. (ь знак звука не обозначает)

- Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.

- Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах) Приложение № 1.

- Например:

- Но кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.

Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз . я
корен.
чел . век

- Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?

(Дети высказывают свои предположения).

Дерево живет корнями, а человек – друзьями. /Человек без друзей, что дерево без корней/

- В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.

4. Постановка проблемы.

- Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):

  • Лук
  • Варя
  • Ров
  • Ряд
  • Огонь
  • Ель
  • Оля
  • День
  • Рад
  • Таня
  • Рёв
  • люк

(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).

- Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: Приложение № 2; Приложение № 3.

лук [л]

 

 

люк [л’]

 

 

Варя

 

 

ель

ров [р]

 

 

рёв [р’]

 

 

Оля

 

 

день

мал [м]

 

 

мял [м’]

 

 

Таня

 

 

огонь

- Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)

5. Решение проблемы.

- Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)

А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)

Вывод: не только ь знак, но и гласные е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных

- Сверяем наши выводы с правилом в учебнике на стр. 83. Записываем в тетрадь в виде схемы.

Физкультминутка (музыкальная) Приложение № 4.

6. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа по карточкам:

  • 1 вариант - выписать слова с твердыми согласными
  • 2 вариант – выписать слова с мягкими согласными

Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.

7. Повторение. Работа в группах. Приложение № 5.

В конвертах находятся слова на карточках разного цвета. Задание: распределить слова в три группы по определенным признакам.

Как проверить себя? Перевернуть карточки со словами, если в одном столбике слова одного цвета, значит задание выполнено верно.

8. Итог. Оценивание фишками

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Какие трудности встретились на уроке?

9. Домашнее задание (по учебнику с.83 упр.143)