Приведу результаты исследования образования PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран. PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В получившемся рейтинге наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Самый простой вопрос — чему должны обучать в школе? Ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы все логично, но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. В педагогике это называют «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью» и прочими словами. Вот с этими самыми компетенциями у российских школьников большие проблемы. Начну с небольшой задачки. Дан отрывок из газетной статьи: «На международной выставке “Туризм без границ” посетители были поражены стендом одной фирмы. Это надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов…» А теперь вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов? Для 15−летнего подростка такое задание кажется очень простым, но школьник испытывает при его решении массу трудностей. Во-первых, нужно из текста вычленить именно математическую задачу. Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных». В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа — примерно 3,5 м, длина пчелы — примерно 2 см). В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки — географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км). Только в этом случае можно найти правильный ответ: использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1–2 км. Подобные задачи не часто встретишь в учебниках или в вопросах ЕГЭ. Зато такой тип заданий преобладает в тестах PISA. Тестирование PISA, которое в 2006 году прошло в ведущих странах мира, считается одним из самых авторитетных исследований качества образования. Итоги исследования PISA-2006 для нашей страны выглядят печально. По уровню естественнонаучной грамотности мы оказались не на высоте, как и по математике и грамотности чтения. При этом по уровню читательской компетентности заметно ухудшились показатели по сравнению с 2000 годом. Средний балл по естественнонаучной грамотности у российских подростков составляет 479 (из 1000 возможных). Это намного ниже, чем в большинстве развитых стран. Например, у Финляндии эта оценка — 563, у Эстонии — 531, у Южной Кореи — 522… Мы оказались лишь в четвертом десятке из 57 стран. Похожая картина и с математической грамотностью. В среднем же Россия стоит наравне с Азербайджаном, уступая практически всем европейским странам. А по уровню понимания текста наши показатели (476 баллов) сравнимы с Чили и Турцией. В основе тестов PISA лежит мнение международной группы экспертов о том, что мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать, например, чтобы сформулировать свою точку зрения. На графике, составленном учеными из одного института США, дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека. За прошедшие 50 лет один показатель упорно идет вниз. Это так называемые «рутинные когнитивные операции», т.е. простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа, несмотря на то, что в настоящее время в практику работы активно внедряются новые педагогические технологии, реализуются различные типы обучения. Сейчас я хотела бы напомнить основные типы обучения.
Традиционное обучение
Цель: вооружение учащихся системой ЗУН, некоторые личностные качества рассматриваются как побочный результат учебной деятельности.
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно – урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, разработанным Я.А. Коменским. До сих пор она является преобладающей в школах мира.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
- формирование системы знаний, овладение основами наук
- формирование основ научного мировоззрения
- всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка
Т. о., по своему характеру цели традиционного обучения предполагают воспитание личности с заданными свойствами, по содержанию цели обучение в основном направлено на формирование ЗУН, а не на развитие личности.
В современной школе цели обучения несколько видоизменились – исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего развития личности, но цель осталась прежней: вооружение учащихся системой ЗУН, личностные качества рассматриваются как побочный результат учебной деятельности. Т. е. школа с традиционной технологией остается «школой знаний». Методы усвоения знаний основываются на:
- сообщении готовых знаний
- обучении по образцу, шаблону
- логике от частного к общему
- механической памяти, вербальном изложении
- репродуктивном воспроизведением
Процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией труда школьника. Подводя итог, можно положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения можно обозначить положительные и отрицательные стороны традиционного обучения.
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
- Учитывает и четко формулирует в виде требований заказ государства (педагогика требований). |
- Не связано с внутренней жизнью учащегося, отсутствуют условия для проявления творчества. |
Традиционное обучение в чистом виде давно не используется в чистом виде, оно реализуется совместно другими типами.
Развивающее обучение.
Цель: индивид как субъект учебной деятельности, учащийся – проводник идей педагога.
Идеи развивающего обучения берут начало в работах И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается главной силой психического развития ребенка, становления у него совокупности личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающимися целями, особенностями содержания и методики. Технология Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Эльконина – Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий, технология Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности. Под развивающим обучением понимается активно – деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу типу. В развивающем обучении этот вид обучения учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям каждого индивидума. Все педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
Личностно ориентированное обучение.
Цель: развитие у субъектов обучения личностного отношения к миру, деятельности, себе. Ученик – творец и создатель себя и собственной деятельности.
В центре внимания личностно – ориентированного обучения целостная личность, которая стремится к максимальной реализации свих возможностей., открыта для восприятия нового опыта, способна на ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Особенность такого типа обучения заключается в формировании личности не по заказу, а в соответствии с природными способностями. Технологии этого обучения пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Эти технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку в традиционной технологии атмосферу любви, сотрудничества, создают условия для творчества и саморазвития личности. В этой связи нельзя не упомянуть о гуманно – личностной технологии знаменитого ученого и практика Ш. А. Амонашвили. Он разработал и воплотил в своей школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».
Я перечислила вам всем хорошо знакомые типы обучения, но сейчас опять хочу вернуться к исследованиям ученых в области оценки востребованности способностей человека. Они отмечают, что востребованы не «рутинные когнитивные операции», а умения решать проблемы творчески, не стандартно, не имея готовых шаблонов. Анализируя наши неуспехи в заданиях PISA, ученые выделили список тех навыков, которых российским школьникам не хватает для успешного решения задач. Например, российские подростки не привыкли к тому, что ответом на математическую задачу может служить не цифра, а сугубо гуманитарное умозаключение.
Другой пробел наших школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Допустим, описание ноутбука может состоять из рекламной статьи об этой модели, таблицы технических характеристик и нескольких отзывов пользователей. Чтобы принять решение о покупке, нужно сопоставить все эти блоки. Может оказаться, что пользователи хвалят мощность процессора, но из таблицы видно, что его тактовая частота заметно ниже, чем у моделей-конкурентов. А в рекламной части текста утверждается, что этот ноутбук незаменим для людей, много времени проводящих в дороге, но при этом сразу несколько человек, уже опробовавших эту модель, признаются, что заряда батареи хватает максимум на час.
Еще одна проблема — определение формата задания. Допустим, школьник видит в задаче физические термины и формулы и решает, что это задача по физике и решать ее нужно математическим способом. А между тем реальное содержание может относиться и к биологии, и к химии, и к гуманитарным наукам. Бывают и такие ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо просто угадать или положиться на интуицию.
Следующая проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания. Исключение составляют разве что некоторые задания математики и физики. Еще сложнее бывает, когда для решения физической задачи нужно задействовать знания по другим дисциплинам. Допустим, по биологии или истории.
Таким образом, в нашем образовании между разными дисциплинами построена прочная стена, хотя мир за окном единый. И решению этой проблемы, проблемы целостного восприятия мира служит еще один тип обучения – интегративное обучение. Этот тип нельзя назвать отдельным или новым и не рассматривается отдельно. Он является производным из всего перечисленного.
Интегративное (синтезирующее) обучение – построение образовательных практик на основе нескольких методологий.
Цель: формирование целостного видения мира.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Модернизация системы образования, изменения, происходящие в современном обществе требуют поиска новых форм организации обучения, применения новых технологий в образовательном процессе для разрешения противоречий, обусловленных несоответствием между:
- содержанием современного образования и требованиями, предъявляемыми к выпускникам общеобразовательной школы
- необходимостью формирования творческой личности и преобладанием логических методов познания в процессе обучения школьников в ущерб художественно-образными методами познания: в современной школе назрела насущная необходимость в использовании инновационных технологий, в более широком их использовании
- необходимостью формирования целостной картины мира и действующей предметоцентрической системой обучения: внутренние закономерности творческого развития наиболее полно выявляются при изучении всей системы, а не изолированных учебных дисциплин
- имеющимися научными данными об интегративном подходе и недостаточной эффективностью его использования в учебно-воспитательном процессе с целью развития творческих способностей школьников.
Усилия педагогов, психологов, социологов направлены на обновление и пересмотр содержания школьного образования, создание новых учебных планов, программ и учебников, совершенствование форм и методов обучения, разработку новых образовательных технологий.
В последние годы активизировались научные исследования именно в этой области образовательного процесса. Ученые и практики сходятся во мнении, что образовательный процесс школы должен быть целостным, позволяющим полноценно развивать способности учащихся.
Смена образовательной парадигмы, личностно - ориентированный подход в обучении, гуманизация и гуманитаризация образования актуализировали разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у школьников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.
В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции, разработаны многие аспекты феномена интеграции в образовательном процессе. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.
Это обучение реализует в себе:
- Целостность образовательного процесса:
- содержание («всеохватность» различных областей знаний)
- взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, методов и форм обучения
- присутствие в учебном процессе всех комплексов целостной деятельности: цели, планировании, практической деятельности, самоконтроля, коррекции.
- Системность в комбинировании элементов разных систем, т. е. выбор и инструмент обучающих средств определяются приоритетом личностного подхода, научными основами и конкретной ситуацией.
Главными идеями интегративного обучения являются:
- личностная направленность обучения. Человек признается главной ценностью образовательного процесса, в процессе обучения идет развитие и обучающихся и преподавателей. В то же время личностный подход не предполагает только развитие для каждого обучающегося, но и необходимое развитие социальных и профессиональных качеств.
- формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов деятельности (усвоение знаний на основе осознания закономерностей, общего принципа, обобщения). Изучение взаимосвязей, умение определять связь изучаемого с другими темами курса, сочетание творчества и регламентации.
- приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние и внешние, организующие)
- системность в обучении (осознание учащимися связей внутри научной теории)
- проблемность обучения
- рефлексия деятельности
- диалогичность. Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения.
Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира
Идеи такого обучения формируются за счет следующего:
- укрупнение дидактических идей, Это отражено в Московском БУП «поддержка уровня вариативности путем фиксации минимального объема изучения отдельных областей, а не отдельных предметов».
- планирование результатов деятельности
- психологизация образовательного процесса
- освоение новых ИКТ. Опять возвращаюсь к БУПу: «реализация модели Школы информатизации, широкая интеграция информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе пользования».
Внутри интегративного образования можно отдельно выделить отдельные технологии:
- интеграцию
- проектные технологии
- технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) – преподавание крупных систематических учебных курсов на основе ресурсов Интернета.
Более подробно хочу остановиться на интеграции обучения, хотя понятие далеко не новое и широко используется многими учителями на всех ступенях школьного обучения.
Интеграция в обучении
Интеграция содержания (в обучении) – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.
Уровни интеграции учебного материала
Существует несколько видов классификации интеграции, я остановлюсь на классификации по содержанию учебного материала. Различают три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – она направлена на «спрессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (дет к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Примером такой интеграции может являться курс математики автора Л. Г. Петерсон, где темы объединены в крупные блоки.
Второй уровень– межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно шире внутрипредметной. Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса – интегрированном блоке. Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения – интегрированный учебный день.
В интегрированном уроке дидактическая цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна путем интеграции содержания, и системы методических приемов, присущих различным дисциплинам. При планировании таких уроков учитывается следующее:
- объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока
- из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;
- в содержании учебного материала устанавливается большое количество связей (внутрипредметных, межпредметных, внепредметных);
- части интегрированного содержания структурируются так, чтобы они стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
- требуются тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение нагрузки учащихся на уроке.
Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция. Примером транспредметной интеграции могут послужить проектные работы школьников (презентации проекта «Сыны Отечества»). Мы смогли проследить взаимосвязь предмета истории, москвоведения, музыки, литературы с образованием, полученным вне школы – музыкальные выступления, танцы.
Процесс интеграции требует выполнения определенных условий: объекты исследования совпадают либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях. Однако не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, которая обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока. Хочется проанализировать положительные и отрицательные стороны интеграции.
Во-первых, интегрированный урок позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения (весь комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, множественности). Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность. В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Уменьшается многопредметность, расширяются и углубляются межпредметные связи, у учащихся появляется возможность получить больший объем знаний. Интегрированный подход требует от учителя повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования. К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации. В отдельных случаях требуется бинарное построение урока и большие временные затраты учителя при подготовке к уроку. Названы положительное и отрицательное в интегрированного обучения и можно сделать вывод: интеграция в обучении создает предпосылки для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. Помимо интеграции существуют другие технологии, позволяющие нашим детям получить образование, совместимое с реальной жизнью.