Цели данного педсовета: собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить дальнейшие направления деятельности в данной сфере.
В подготовке к педсовету участвовали как заместители и заведующие кафедрами, так и все педагоги школы, которые заполняли специально подготовленные анкеты (приложение 1).
Для наглядности выступающие подготовили презентации.
1-й выступающий
Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. В теории и практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни.
Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее число специалистов принимают и активно поддерживают идею качества образования как ведущую, доминирующую.
Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много.
Факторы, влияющие на качество образования:
- динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;
- объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
- связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;
- взаимодействие школы с наукой;
- совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и заведующие кафедрами собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшей деятельности в этом направлении.
Карта анализа посещенных уроков
Параметры анализа |
Средний балл из 10 |
Средний балл из 10 |
Формулирование целей |
7.7 |
6.1 |
Обеспечение мотивации |
7.9 |
5.8 |
Разнообразие ФОПД |
6.7 |
5.9 |
Включение каждого ученика в деятельность |
7.6 |
6.9 |
Сотрудничество между учащимися |
4.2 |
4.8 |
Сотрудничество учителя и учащихся |
9.2 |
7.3 |
Обеспечение контроля |
8.2 |
6.4 |
Самоконтроль |
6.3 |
4.5 |
Методы обучения |
6.6 |
5.8 |
Система опроса |
6.9 |
7.1 |
Применение современных технологий |
5.4 |
3.5 |
Дисциплина |
10 |
8.5 |
Этика общения |
9.7 |
8.1 |
Решение воспитательных задач |
10 |
5.9 |
Подведение итогов |
7 |
6.4 |
Работа с тетрадями |
10 |
5.4 |
Домашнее задание (место, пояснение) |
5 |
4.9 |
Наличие плана урока |
9.5 |
5.6 |
Как видно из представленной таблицы, в нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания:
- Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
- Разнообразие ФОПД не только мотивирует учащихся к учебной деятельности, не только вносит новизну в процесс познания, но и положительно действует на здоровье учащихся: снижает утомляемость и напряжение
- Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
- Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
- Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
- Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность.
- Работа с тетрадями обязательна, если тетрадь заведена.
- Наличие плана. Хочется напомнить, что педагогическое проектирование состоит из 3 этапов:
- моделирование (замысел урока);
- проект урока (продумывание его основных блоков – этапов);
- конструирование учебного занятия (соединение форм, методов, приемов, средств в содержании урока, это техники различных технологий).
При подготовке к педсовету было проведено также анкетирование среди учителей. В нем приняло участие 86% педагогов школы. Ответы коллег практически подтверждают выводы по посещенным урокам.
Типичными недостатками в практике работы школы учителя называют следующие:
- Однообразие уроков – 42%
- Недооценка специального продумывания задач урока – 29%
- Шаблонная структура уроков – 56%
- Бедность арсенала выбора методов обучения – 37%
- Недостаточное развитие групповых форм обучения – 24%
- Пассивная позиция школьников (отсутствие учебной мотивации) – 64%
Если говорить об оценке уроков отдельных предметов, то это тема обсуждения на кафедрах. Но некоторые любопытные выводы учителей хотелось бы привести здесь. В качестве основных названы недостатки:
- Недостаточное применение ТСО и наглядности - 61%
- Недостаточное разнообразие методов обучения, однообразие техник - 56%
- Слабая мотивация учащихся на уроке – 37%
Главными причинами, которые затрудняют сделать урок более эффективным, педагоги называют следующие:
- Недобросовестная подготовка к урокам – 29%
- Недостаточная работа по формированию учебной мотивации - 54%
- Недостаточное присутствие или отсутствие наглядности, ТСО, отсутствие необходимого оборудования - 61%
- Трудности в применении ИКТ – 31%
Если вдуматься, причины, названные самими учителями, кроются в нас самих. Практически все названное способен устранить сам учитель.
Проведенный анализ позволяет нам сделать некоторые общие выводы и наметить пути действий педагогического коллектива.
- Считать обязательным наличие плана урока с учетом проектирования техник различных технологий.
- Заведующим кафедрами организовать систематическое взаимопосещение уроков с дальнейшим обсуждением достоинств и недочетов в организации учебной деятельности (цель – совершенствование практических навыков учителей кафедры, обогащение собственного педагогического опыта).
- Требовать основательную и подробную презентацию опыта работы в период аттестации.
- Развивать и совершенствовать навыки самоанализа, умение критически подойти к своей деятельности, искать и находить пути решения возникших педагогических затруднений и проблем.
Заканчивая свое выступление, хочу представить вашему вниманию еще одну таблицу.
Сравнение качества обученности и успеваемости (в %) по результатам 1-го триместра за 2 года
Год |
5а |
5б |
5в |
6а |
6б |
6в |
7а |
7б |
7в |
8а |
8б |
8в |
8г |
9а |
9б |
2007 |
65.4 |
63 |
73.1 |
69.2 |
56 |
45.8 |
61.5 |
39.2 |
39.2 |
29.6 |
48.3 |
30.7 |
44.4 |
30.4 |
32 |
2008 |
52 |
56 |
29 |
55.5 |
40.7 |
35.7 |
35.7 |
23.1 |
26 |
20 |
35.7 |
30.8 |
48 |
16.7 |
16.7 |
2-й выступающий
Для выяснения мнений педагогов нашей школы была создана анкета и проведено анкетирование, одной из целей которого было определение наиболее важных ресурсов современного урока. Предлагалось выбрать из предложенных ресурсов наиболее оптимальные.
Вопрос звучал так (приложение 1):
Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными в нашей школе? (отметьте 3 наиболее важных)
Проанализировав анкеты, мы получили следующие результаты:
№ |
Предложенные ресурсы урока |
% отдавших предпочтение |
1 |
Информационный ресурс |
41,2% |
2 |
Ресурс образовательных технологий |
33,3% |
3 |
Инновационный ресурс |
37,5% |
4 |
Проектировочные ресурсы |
33,3% |
5 |
Учет потребностей учащихся |
29,2% |
6 |
Здоровьесберегающие ресурсы |
45,8% |
7 |
Совершенствование методических знаний и умений учителя |
50% |
8 |
Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение |
33,3% |
9 |
Более тесная связь педагогической практики с наукой |
8,3% |
Оказалось, что самым оптимальным ресурсом развития современного урока по мнению педагогов нашей школе является совершенствование методических знаний и умений учителя, затем здоровьесберегающие ресурсы, и т. д. (дается комментарий по наиболее популярным ответам как выступающим так и аудиторией).
В анкетах также предлагалось определить пути решения проблем современного урока.
Вот результаты:
№ |
Пути решения проблем урока (по мнению педагогов нашей школы) |
% отдавших предпочтение |
1 |
Более качественная подготовка к уроку |
45,8% |
2 |
Внедрение педагогических инноваций, технологий |
25% |
3 |
Более широкое использование ИКТ |
16,7% |
4 |
Использование ТСО |
16,7% |
5 |
Отказ от смешения групп из разных классов |
8,3% |
6 |
Углубление знаний детской психологии |
8,3% |
7 |
Активное использование КСО |
4,2% |
8 |
Отказ от использования старой техники (аудиотехника на уроках иностранного языка) |
4,2% |
9 |
Доступ к сети Интернет |
4,2% |
Наша школа специально занимается педагогическими технологиями. У нас, как ни у кого другого, есть возможность овладевать новыми педагогическими технологиями и широко их использовать. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны.
Говоря о совершенствовании урока нельзя не сказать в сравнении о продуктивных и непродуктивных приемах, используемых в практике обучения. Такую сравнительную характеристику вы найдете в раздаточных материалах, которая, надеемся, поможет критично проанализировать свою работу и направить ее в нужное русло (приложение 2), также в раздаточных материалах имеется проект решения педагогического совета (приложение 3).
В нашей школе длительное время работала ГЭП «Проектирование адаптивной образовательной среды школы и зон активного развития ученика на основе применения прогрессивны педагогических техник и технологий», проводились обучающие семинары, открытые уроки, у заведующих кафедрами и завучей накопилось большое количество научно-методической литературы и практических разработок уроков. В настоящее время в школе действует ГЭП Инновационные ресурсы развития учебного занятия как условие повышения эффективности и качества образования. Комментировать содержание работы данной экспериментальной площадки не стану, ее название говорит само за себя.
Напрашивается только один вывод: причиной диагностированных недостатков являемся мы сами и мы в силах их устранить и перейти на новый уровень функционирования: от внедрения к активному использованию и получению результатов.