Педсовет "Урок: каким он должен стать сегодня?"

Разделы: Администрирование школы


Цели данного педсовета: собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить дальнейшие направления деятельности в данной сфере.

В подготовке к педсовету участвовали как заместители и заведующие кафедрами, так и все педагоги школы, которые заполняли специально подготовленные анкеты (приложение 1).

Для наглядности выступающие подготовили презентации.

1-й выступающий

Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. В теории и практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни.

Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что все большее число специалистов принимают и активно поддерживают идею качества образования как ведущую, доминирующую.

Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много.

Факторы, влияющие на качество образования:

  • динамика процессов развития школы в целом, всех ее структур как педагогической системы;
  • объем и полнота реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
  • связь школы с учреждениями культуры и дополнительного образования;
  • взаимодействие школы с наукой;
  • совершенствование подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

Готовясь к нынешнему педсовету, администрация школы и заведующие кафедрами собрали фактический материал, который поможет нам проанализировать достоинства и недостатки уроков в нашей школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления и пути дальнейшей деятельности в этом направлении.

Карта анализа посещенных уроков

Параметры анализа

Средний балл из 10
(нач. школа)

Средний балл из 10
(ср. школа)

Формулирование целей

7.7

6.1

Обеспечение мотивации

7.9

5.8

Разнообразие ФОПД

6.7

5.9

Включение каждого ученика в деятельность

7.6

6.9

Сотрудничество между учащимися

4.2

4.8

Сотрудничество учителя и учащихся

9.2

7.3

Обеспечение контроля

8.2

6.4

Самоконтроль

6.3

4.5

Методы обучения

6.6

5.8

Система опроса

6.9

7.1

Применение современных технологий

5.4

3.5

Дисциплина

10

8.5

Этика общения

9.7

8.1

Решение воспитательных задач

10

5.9

Подведение итогов

7

6.4

Работа с тетрадями

10

5.4

Домашнее задание (место, пояснение)

5

4.9

Наличие плана урока

9.5

5.6

Как видно из представленной таблицы, в нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания:

  • Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
  • Разнообразие ФОПД не только мотивирует учащихся к учебной деятельности, не только вносит новизну в процесс познания, но и положительно действует на здоровье учащихся: снижает утомляемость и напряжение
  • Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
  • Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
  • Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
  • Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность.
  • Работа с тетрадями обязательна, если тетрадь заведена.
  • Наличие плана. Хочется напомнить, что педагогическое проектирование состоит из 3 этапов:
  • моделирование (замысел урока);
  • проект урока (продумывание его основных блоков – этапов);
  • конструирование учебного занятия (соединение форм, методов, приемов, средств в содержании урока, это техники различных технологий).

При подготовке к педсовету было проведено также анкетирование среди учителей. В нем приняло участие 86% педагогов школы. Ответы коллег практически подтверждают выводы по посещенным урокам.

Типичными недостатками в практике работы школы учителя называют следующие:

  • Однообразие уроков – 42%
  • Недооценка специального продумывания задач урока – 29%
  • Шаблонная структура уроков – 56%
  • Бедность арсенала выбора методов обучения – 37%
  • Недостаточное развитие групповых форм обучения – 24%
  • Пассивная позиция школьников (отсутствие учебной мотивации) – 64%

Если говорить об оценке уроков отдельных предметов, то это тема обсуждения на кафедрах. Но некоторые любопытные выводы учителей хотелось бы привести здесь. В качестве основных названы недостатки:

  • Недостаточное применение ТСО и наглядности - 61%
  • Недостаточное разнообразие методов обучения, однообразие техник - 56%
  • Слабая мотивация учащихся на уроке – 37%

Главными причинами, которые затрудняют сделать урок более эффективным, педагоги называют следующие:

  • Недобросовестная подготовка к урокам – 29%
  • Недостаточная работа по формированию учебной мотивации - 54%
  • Недостаточное присутствие или отсутствие наглядности, ТСО, отсутствие необходимого оборудования - 61%
  • Трудности в применении ИКТ – 31%

Если вдуматься, причины, названные самими учителями, кроются в нас самих. Практически все названное способен устранить сам учитель.

Проведенный анализ позволяет нам сделать некоторые общие выводы и наметить пути действий педагогического коллектива.

  • Считать обязательным наличие плана урока с учетом проектирования техник различных технологий.
  • Заведующим кафедрами организовать систематическое взаимопосещение уроков с дальнейшим обсуждением достоинств и недочетов в организации учебной деятельности (цель – совершенствование практических навыков учителей кафедры, обогащение собственного педагогического опыта).
  • Требовать основательную и подробную презентацию опыта работы в период аттестации.
  • Развивать и совершенствовать навыки самоанализа, умение критически подойти к своей деятельности, искать и находить пути решения возникших педагогических затруднений и проблем.

Заканчивая свое выступление, хочу представить вашему вниманию еще одну таблицу.

Сравнение качества обученности и успеваемости (в %) по результатам 1-го триместра за 2 года

Год

2007
2008

65.4
100

63
100

73.1
92.3

69.2
96

56
96

45.8
100

61.5
100

39.2
100

39.2
96.4

29.6
100

48.3
100

30.7
96.2

44.4
100

30.4
100

32
100

2008
2009

52
100

56
100

29
92

55.5
100

40.7
96.4

35.7
100

35.7
96.4

23.1
96.2

26
96

20
96

35.7
89.3

30.8
96.2

48
88

16.7
100

16.7
96

2-й выступающий

Для выяснения мнений педагогов нашей школы была создана анкета и проведено анкетирование, одной из целей которого было определение наиболее важных ресурсов современного урока. Предлагалось выбрать из предложенных ресурсов наиболее оптимальные.

Вопрос звучал так (приложение 1):

Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными в нашей школе? (отметьте 3 наиболее важных)

Проанализировав анкеты, мы получили следующие результаты:

Предложенные ресурсы урока

% отдавших предпочтение

1

Информационный ресурс

41,2%

2

Ресурс образовательных технологий

33,3%

3

Инновационный ресурс

37,5%

4

Проектировочные ресурсы

33,3%

5

Учет потребностей учащихся

29,2%

6

Здоровьесберегающие ресурсы

45,8%

7

Совершенствование методических знаний и умений учителя

50%

8

Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение

33,3%

9

Более тесная связь педагогической практики с наукой

8,3%

Оказалось, что самым оптимальным ресурсом развития современного урока по мнению педагогов нашей школе является совершенствование методических знаний и умений учителя, затем здоровьесберегающие ресурсы, и т. д. (дается комментарий по наиболее популярным ответам как выступающим так и аудиторией).

В анкетах также предлагалось определить пути решения проблем современного урока.

Вот результаты:

Пути решения проблем урока (по мнению педагогов нашей школы)

% отдавших предпочтение

1

Более качественная подготовка к уроку

45,8%

2

Внедрение педагогических инноваций, технологий

25%

3

Более широкое использование ИКТ

16,7%

4

Использование ТСО

16,7%

5

Отказ от смешения групп из разных классов

8,3%

6

Углубление знаний детской психологии

8,3%

7

Активное использование КСО

4,2%

8

Отказ от использования старой техники (аудиотехника на уроках иностранного языка)

4,2%

9

Доступ к сети Интернет

4,2%

Наша школа специально занимается педагогическими технологиями. У нас, как ни у кого другого, есть возможность овладевать новыми педагогическими технологиями и широко их использовать. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально ме­няющую ее содержательную и процессуальную сторо­ны.

Говоря о совершенствовании урока нельзя не сказать в сравнении о продуктивных и непродуктивных при­емах, используемых в практике обучения. Такую сравнительную характеристику вы найдете в раздаточных материалах, которая, надеемся, поможет критично проанализировать свою работу и направить ее в нужное русло (приложение 2), также в раздаточных материалах имеется проект решения педагогического совета (приложение 3).

В нашей школе длительное время работала ГЭП «Проектирование адаптивной образовательной среды школы и зон активного развития ученика на основе применения прогрессивны педагогических техник и технологий», проводились обучающие семинары, открытые уроки, у заведующих кафедрами и завучей накопилось большое количество научно-методической литературы и практических разработок уроков. В настоящее время в школе действует ГЭП Инновационные ресурсы развития учебного занятия как условие повышения эффективности и качества образования. Комментировать содержание работы данной экспериментальной площадки не стану, ее название говорит само за себя.

Напрашивается только один вывод: причиной диагностированных недостатков являемся мы сами и мы в силах их устранить и перейти на новый уровень функционирования: от внедрения к активному использованию и получению результатов.