Цель урока: получить знания об особенностях природных зон материка.
Задачи: Развивать интеллектуальные способности, умения находить ответ в нестандартных ситуациях, интерес к географии.
Оборудование: карты Северной Америки, учебник «Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны». Раздаточный материал. Выставка книг, лучших сочинений по темам: «Путешествие по Северной Америке», творческих работ, контурных карт.
Ход урока
I. Организационный этап.
Класс делится на 5 групп (команды). Группы находятся за отдельными столами. На столах приготовлен раздаточный материал (раздаточные листы, схемы, гербарии, оценочные листы, цветные круги: красный круг – отметка «5», зелёный – отметка «4», жёлтый – отметка «3»). В подготовке ответов участвуют все члены группы. Итоги урока подводятся по оценочным листам, где учитываются все баллы, полученные в ходе урока. Для проведения урока нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все предложенные задания.
II. Основная работа.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
Тема нашего урока сегодня «Природные зоны Северной Америки». |
|
||||||||||||||||||
Что такое природная зона? (определение). |
Это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата, внутренних вод и т.д. |
||||||||||||||||||
Зная определение, давайте поставим цель урока. |
1-й ученик: мы должны узнать, как разместились природные зоны на материке Северная Америка, растения и животных. 2-й ученик: мы должны уметь работать с учебником, схемами, работать в группе, делать выводы. |
||||||||||||||||||
Ребята, природные зоны в истории Земли менялись неоднократно на всех материках. Облик Земли изменялся из-за движения литосферных плит, разрушения гор, климата. Ребята, назовите по карте атласа (стр. 35), какие природные зоны существуют сейчас на материке Северная Америка? По названиям природных зон будут называться ваши группы, в которых вы сегодня работаете. |
Арктическая пустыня –> тундра –> тайга –> смешанный и широколиственный лес –>степь. |
||||||||||||||||||
Задание № 1. Каждая группа получает «Рабочие листы». Работа индивидуально для каждого на 5 минут с параграфом и тетрадью. Когда работа будет закончена, можно сверить ответы в своей группе. |
Рабочий лист «Арктическая пустыня» Найдите ответы на вопросы и запишите ответы в тетрадь, используя текст на странице 252, пункт «В зоне арктических пустынь».
Рабочий лист «Тундра» Найдите ответы на вопросы и запишите ответы в тетрадь, используя текст на странице 252-253, пункт «Зона тундр».
Рабочий лист «Тайга» Найдите ответы на вопросы и запишите ответы в тетрадь, используя текст на странице 253-254, пункт «Тайга».
Рабочий лист «Смешанные и широколиственные леса» Найдите ответы на вопросы и запишите ответы в тетрадь, используя текст на странице 254-256, пункт «Зона смешанных и широколиственных лесов».
Рабочий лист «Степи» Найдите ответы на вопросы и запишите ответы в тетрадь, используя текст на стр. 256, пункт «Зона степей».
|
||||||||||||||||||
Через 5 минут командиры групп должны оценить работу каждого, раздать цветные кружочки. |
|
||||||||||||||||||
Задание № 2. Используя уже известные вам данные, каждая группа должна заполнить свою часть представленной у всех на столах схемы. Время 3 минуты. Через 3 минуты выступает командир каждой группы, все записывают себе в схему информацию. |
Схема приложение 1. |
||||||||||||||||||
Задание № 3. На столах у каждой группы лежат гербарии. |
|
||||||||||||||||||
Выберите, какой тип растительности подойдёт к арктической пустыне? |
Показывают. |
||||||||||||||||||
Почему растительность такая скудная? |
Нет почв, мало тепла. |
||||||||||||||||||
Почему жизнь животных связана с морем? |
Пища. |
||||||||||||||||||
Покажите растения тундры. |
|
||||||||||||||||||
Почему в тундре появляются маленькие деревья? |
Больше тепла. |
||||||||||||||||||
Покажите растения тайги. |
|
||||||||||||||||||
Чем питаются в тайге бурые медведи? Лиственница – это хвойное дерево, или лиственное? |
Орехи, ягоды. |
||||||||||||||||||
Покажите растения смешанного леса. |
|
||||||||||||||||||
Лист, какого дерева изображён на гербе Канады? |
Клён канадский. |
||||||||||||||||||
Покажите растения степи. |
|
||||||||||||||||||
Ребята, давайте сделаем вывод: |
Вывод: все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах. |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает заполнить таблицу на доске:
Вывод: чем ближе к экватору температура увеличивается, а влажность уменьшается, вслед за этими условиями сменяется природная зона. |
|
||||||||||||||||||
Задание № 3. Творческое задание. Используя ключевые слова, условные знаки придумать и зарисовать на листе А4 «визитную карточку » природной зоны Северной Америки. «Визитную карточку» следует рисовать фломастерами и маркерами. |
Первая группа «Тундра» Задание «Визитная карточка» Используйте для задания только те понятия, которые относятся к природной зоне «Тундра». Солнце (высоко оно над горизонтом или низко). Тополь, ясень, вечная мерзлота, мхи, полынь, карликовая ива, белый медведь, овцебык, олень карибу, волки, нет леса. Вторая группа «Смешанный и широколиственный лес» Задание «Визитная карточка» Используйте для задания только те понятия, которые относятся к природной зоне «Смешанные и широколиственные леса». Солнце (высоко оно над горизонтом или низко), мхи, дуб, клён, берёза, черника, голубика, лоси, овцебык, медведи гризли. Третья группа «Степи» Задание «Визитная карточка» Используйте для задания только те понятия, которые относятся к природной зоне «Степи». Трава, дуб, полынь, лебеда, берёза, бобёр, кайот, бизон, олень карибу, нет деревьев, только трава. Четвёртая группа «Тайга» Задание «Визитная карточка» Используйте для задания только те понятия, которые относятся к природной зоне «Тайга» Клён, дуб, сосна, лиственница, пихта, бурый медведь, берёза, моржи, скунс, овцебык, только хвойные. Пятая группа «Арктическая пустыня» Задание «Визитная карточка» Используйте для задания только те понятия, которые относятся к природной зоне «арктическая пустыня». Солнце (высоко оно над горизонтом или низко), вечная мерзлота, грибы, ягоды, снег, лёд, моржи, олени, тюлени, бурый медведь, белый медведь, мхи, нет растений. |
||||||||||||||||||
Задание № 4. |
Природные зоны материка выстраиваются в правильном порядке, идёт устное пояснение, что группа хотела изобразить на «визитной карточке». |
||||||||||||||||||
Ребята, давайте вернёмся к целям урока.
|
|
||||||||||||||||||
Цели достигнуты. |
Да. |
||||||||||||||||||
Командиры групп сейчас готовятся подвести итоги по работе своей группы. |
Командиры заполняют оценочные листы. Делают выводы, как справилась группа, отмечают, кто особенно хорошо работал. |
||||||||||||||||||
Выставление оценок. |
Приложение 2. Оценочный лист. |