Развитие образования – одно из приоритетных направлений, обозначенных президентом и правительством страны на ближайшее время. Национальная программа «Образование» открывает перед российской школой хорошие перспективы, но и налагает дополнительную ответственность. Современному обществу нужны качественно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые «могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» - сказано в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Как известно, смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации, а она возможна только тогда, когда:
- человек осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежд на продолжение собственного «Я», в зависимости от результатов дел своих на протяжении всей жизни в благодарной памяти людей, общества, социума.
- человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях.
- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной деятельности и разнообразных общественных отношениях.
- человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути. Эти условия самореализации напрямую соотносятся с целями и задачами, которая ставит перед собой система развивающего обучения Л.В. Занкова.
С 1999 года средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы Нижегородской области является областной экспериментальной площадкой, где разрабатывается и реализуется возрастно-нормативная модель развития учащегося на разных образовательных ступенях. В начальной школе успешно работает система РО Л.В.Занкова. При разработке модели развития учащегося в основном звене мы столкнулись со следующей проблемой: Как сохранить качество содержания образования, технологию развивающего обучения при переходе от начального в основное звено.
Анализ учебных программ, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод: в начальной школе предмет «История» включен в курс «Мы и окружающий мир». Однако преемственность между данной линией и теми курсами, которые преподаются в основном звене, отсутствует. Представление о развивающем обучении как о новом типе образовательной практики требует иных принципов построения учебных занятий, но в методической литературе уделяется недостаточно внимания организации развивающего обучения истории в основном звене. В настоящее время разработка учебников РО для средних классов только начинается, практический опыт такого обучения пока ограничен и недостаточно систематизирован. Таким образом, существует главное противоречие – между необходимостью создания условий для организации развивающего обучения в основном звене в процессе преподавания истории и недостаточной их представленностью в методической литературе.
Именно это противоречие явилось основой становления моего опыта, получившего название «Технология РО в процессе преподавания истории в основном звене».
Цель опыта: создание методических условий для обеспечения преемственности в общем развитии учащихся в процессе обучения истории в основном звене.
Новизна опыта проявляется в том, что хорошо разработанные методические условия для общего развития учащихся начального звена применяются и усовершенствуются на этапе подростковой школы, тем самым способствуют решению проблемы преемственности.
В основу методической организации положены дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- осознание школьниками процесса обучения;
- систематическая работа над общим развитием вех учащихся, в том числе и сильных и слабых;
Свойства методической системы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность.
Организационные формы обучения: урок – основная форма обучения. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, живое общение между учениками, учениками и учителем в школе и вне ее. Сохраняя урок как основную форму обучения, система Занкова предлагает по-новому строить процесс обучения. Главным на уроке становится не объяснительно репродуктивный или информационно-поисковый, а исследовательский метод обучения. Жизнь детей на уроке – одно из главных требований Л.В. Занкова к построению обучения. Пробужденный внутренний мир ребенка оказывается источником, питательной средой его успехов, опорой в овладении тем, чему должен учить педагог.
Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечивать добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.
Технология опыта
Основными показателями общего развития учащихся, окончивших в начальной школе классы РО является умение детей самостоятельно работать, неординарно мыслить, искать нестандартные решения, отстаивать свою точку зрения.
Каждый урок в системе Занкова, и истории в том числе, должен быть нацелен на закрепление этих навыков, их развитие до более высоких уровней. Эффективность уроков развивающего типа оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы, свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
- в содержание
- построение процесса учения
- характер отношений
Содержание урока – это то, что планирует учитель на уроке. Уроки развивающего типа отличаются тем, что учитель их не планирует, а проектирует учебную деятельность. В педагогической психологии под проектированием понимают создание совокупности представлений о стадиях, фазах, этапах целенаправленного изменение объекта от актуального состояния к желаемому. По сравнению с принятым в методике термином «планирование» урока понятие проектирования отражает новый смысл процесса подготовки учителя к уроку. Если планирование обычно сводится к рассматриванию того, что будет делать (объяснять, спрашивать, контролировать, оценивать и т.п.) учитель, при проектировании урока акцент смещается на ученика, в деятельностно - ориентировочном учебном процессе ученик становится главной фигурой. Учитель на учебном занятии выполняет функцию организатора собственных учебных действий учащихся, занимается управлением их учебной деятельностью.
В педагогической деятельности учителя деятельность проектирования занимает особое место.
Целью деятельности проектирования является учащийся с новыми качествами.
Предмет проектирования - это учащийся с начальным уровнем этих качеств, а средством достижения цели являются методы и приемы развивающего обучения, рефлексивные, организационно - управленческие, коммуникативные и другие умения учителя. От содержания проектирования, осознанного и рефлексивного построения учителем учебной ситуации развития, от соблюдения структурной и функциональной полноты обеспеченности процесса, от составления возможно полной ориентировочной основы деятельности с выделением существенных условий для решения поставленной на уроке учебной задачи, зависит эффективность и качество процесса развивающего обучения. Функциональная организация проектирования проявляется в закономерной последовательности сменяющих друг друга этапов, фаз, процедур.
При проектировании учебной деятельности следует учитывать следующие положения:
- разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература и прочее;
- соотношение на уроке нового и уже известного материалов (зависит от состава класса и этапов обучения);
- степень новизны в содержании каждого задания;
- широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.
Типология уроков в развивающем обучении строиться на структуре учебной деятельности и в связи с этим различают следующие типы уроков:
- постановки учебной задачи;
- планирование;
- преобразование условий учебной задачи;
- моделирование;
- преобразование модели;
- отработки открытого способа;
- контроля и оценки;
Данные названия уроки получили соответственно учебным действиям, которые ученик выполняет решая учебную задачу. Период, включающий постановку и решение учебной задачи является единицей анализа и планирования учебного процесса. Учитель должен строить урок в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми УЗ.
Отбор конкретного материала определяется тем новым, что намечено выполнить в процессе учебной деятельности. Вокруг этого нового и концентрируются схожие с ним знания и противоположные для того, чтобы новое нашло свое место в системе знаний.
Процесс обучения. При проектировании учебной деятельности учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые мы предложим ученикам. Учитель РО старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности учащиеся открывали в результате решения коллизий, нахождение вариантов правильных решений, установление взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель использует разные типы знаний, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений; заставляет их оперировать связями, а не отдельными фактами, решать коллизии. В методической системе Л.В. Занкова сложились межпредметные приемы, создающие условия для самовыражения детей:
- широкая постановка вопроса, т.е. такая формулировка УЗ которая предполагает не один или дает несколько определенных ответов, а создает условия для свободы самовыражения каждого ученика, для всестороннего рассмотрения объекта изучения;
- прием группировки, которая предполагает распределение конкретной совокупности объектов, деление на группы так, чтобы в каждую из них попали объекты обладающими одним или несколькими одинаковыми свойствами;
- прием неожиданности задания;
- прием сравнения, сопоставления;
- прием целеполагания;
- прием преобразования учебной задачи;
(Это может быть разноуровневый, многоаспективный анализ текста, предложение заданий с недостающими и избыточными данными, исследованием противоречий, разных точек зрения на ту или иную проблему и так далее).
Характер отношений между самими учениками и учителем и учениками не должны блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Необходимо дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируют на ответы товарищей. Учитель же направляет их деятельность. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.
Результативность
Проблема преемственности решается не только в отношении объема и структуры знаний учащихся, но также в наращивании и совершенствовании предметных и общеучебных интеллектуальных умений - основы формирования учебной деятельности школьников.
В начальной школе в курсе «Мы и окружающий мир» учащиеся осознали объективно существующие связи и зависимости между природой, обществом и человеком, у них сформировались общеучебные умения, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию в ответствующей литературе, ориентироваться в пространстве и времени, пользоваться справочником, делать обобщения и выводы.
«Дай мне действовать самому – и я научусь!» - вот по какой формуле живет ученик в системе РО.
Применение технологии развивающего обучения в основном звене позволяет совершенствовать общеучебные умения и навыки, сохранить количество отличников и хорошистов, способствовать дальнейшему развитию учащихся.
Мониторинг результативности учебного процесса по истории за период с 2002 по 2006 наглядно показывает высокий уровень качества знаний учащихся.
Результаты обучения учащихся истории с 2002 по 2006 год.
Средний балл
Ребята показывают хорошие и отличные знания на протяжении всего наблюдаемого периода. Показатель качества знаний выше в 5 и 6 классах, что объясняется возрастом детей, присущей данному возрасту любознательностью, интересом к истории древнего мира, средних веков, начальным векам истории Отечества. В 8 и 9 классах показатель снижается. Курс «История России. ХХ век» насыщен событиями, сложными для восприятия и осознания учащимися. В 10 и 11 классах, показатели качества повышаются, так как старшеклассники осознанно сделали выбор на получение основного общего образования и приложили максимум усилий к освоению курса истории.
С целью изучения общего развития учащихся, обучающихся по системе РО, взяты следующие параметры: школьная тревожность, интеллектуальное развитие, характер мотивации деятельности, психологический климат коллектива.
Уровень развития познавательной мотивации
Изучение характера мотивации деятельности позволяет сделать вывод о положительном отношении учащихся к процессу обучения.
Динамика развития познавательной мотивации за время обучения в школе
Перейдя из начальной школы в среднею, 82% учащихся сохранили достаточно высокий и устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе, у них не было резкого скачка при переходе с одной ступени обучения на другую. Во время подросткового кризиса дети стали жить по другим психологическим законам, ведущим видом деятельности стало общение со сверстниками, и это снизило показатели учебной мотивации. Далее дана положительная динамика к увеличению количества учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации, преобладает мотив достижения цели, что обусловлено профессиональным самоопределением.
Уровень личностной тревожности
Анализируя результаты диагностики уровня тревожности, отмечаем, что наблюдается положительная динамика к её снижению в самых значимых областях школьной жизни: в ситуациях проверки знаний, самовыражения.
Учащиеся эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, включены в различные учебные ситуации и не испытывают страха. Это способствует гармоничному развитию и успешному обучению.
Интеллектуальное развитие учащихся
Показатели интеллектуального развития учащихся остаются достаточно стабильными, преобладают дети с умственным развитием, соответствующим возрасту. Показатели интеллектуального развития корректируют с успеваемостью учеников.
Работа в классах РО позволяет повысить профессиональный уровень и самому учителю. Так как учащиеся обучающиеся по технологии развивающего обучения отличаются своим учебным потенциалом от сверстников, обучающихся в традиционной школе, то и перед учителем –предметником работа в классах РО открывает заманчивые перспективы и накладывает дополнительную ответственность. Учитель решает чему и как учить этих детей, чтобы не ослабло их желание активно познавать мир и самих себя, чтоб не иссяк импульс к интеллектуальному и духовному саморазвитию.
Изучение теории и методики Л.В. Занкова позволили на научной основе строить учебную работу, проектировать уроки. Данная методика научила меня более эффективно организовывать учебную деятельность в группах, парах, вооружила новыми приемами самостоятельной работы учащихся, методами оценивания деятельности ребят.
Опытом своей работы систематически делюсь с коллегами – учителями-предметниками школы, участвую в заседаниях мастерской учителей-экспериментаторов, в заседаниях районного методического объединения, в смотрах-конкурсах, в педагогических чтениях. В районном смотре-конкурсе на лучшую методическую разработку конспект урока по граждановедению «Нормы жизни в обществе» занял первое место. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, смотрах. Работа С.Федоровой « Деятельность Земских соборов в России», посвященная 100–ию российского парламентаризма заняла 1 место в районном смотре – конкурсе. В.Власов и Д.Доронин, участвуя в областном конкурсе «Нижегородцы – декабристы» заняли 3 место.
В ходе работы в классах РО мною разработаны: тематическое планирование по курсу «История» с 5 по 9 класс через постановку учебных задач, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке; проекты и конспекты уроков 5-9 классах; карты личностного роста по Всеобщей истории, истории Отечества, системы тестов, контрольных работ, инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся. За время работы в системе развивающего обучения достигнуты определённые положительные результаты. Но главное - на выходе ученик – личность. Самостоятельная, ответственная, думающая, соответствующая требованиям, предъявляемым современным обществом.
Список литературы.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. М., 2002.
- Джуринский А.М. «Развитие образования в современном мире» М., 1999.
- Давыдов В.В., Репкин В.В. « Дети растут. А вы?» Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы. Текст опубликованной статьи по развивающему обучению.
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Материалы для слушателей курсовой подготовке учителей начальной школы. М., 2003.
- Зверева Н.М. Практическая диагностика для учителя: учебное пособие. М., 2001.
- Игнатьева Г.А., Дмитриева В.В., Шишкина О.П. Преемственность в развивающем обучении. Нижний Новгород, 2000.
- Игнатьева Г.А., Крайникова М.Н. Экспертная деятельность в образовании. Нижний Новгород, 2003.
- Нечаева Н.В. Система общего развития: этапы разработки и особенности. «Школа», № 16(233), ноябрь 2005.
- Сборник материалов: реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 классы). М., 1996.
- Система Л.В. Занкова в тульских школах. Сборник материалов из опыта работы учителей. Тула, 2001.