Статья "Реализация системы развивающего обучения Л.В. Занкова в процессе преподавания истории в основном звене"

Разделы: История и обществознание


Развитие образования – одно из приоритетных направлений, обозначенных президентом и правительством страны на ближайшее время. Национальная программа «Образование» открывает перед российской школой хорошие перспективы, но и налагает дополнительную ответственность. Современному обществу нужны качественно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые «могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» - сказано в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Как известно, смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации, а она возможна только тогда, когда:

  • человек осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежд на продолжение собственного «Я», в зависимости от результатов дел своих на протяжении всей жизни в благодарной памяти людей, общества, социума.
  • человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях.
  • человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной деятельности и разнообразных общественных отношениях.
  • человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути. Эти условия самореализации напрямую соотносятся с целями и задачами, которая ставит перед собой система развивающего обучения Л.В. Занкова.

С 1999 года средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы Нижегородской области является областной экспериментальной площадкой, где разрабатывается и реализуется возрастно-нормативная модель развития учащегося на разных образовательных ступенях. В начальной школе успешно работает система РО Л.В.Занкова. При разработке модели развития учащегося в основном звене мы столкнулись со следующей проблемой: Как сохранить качество содержания образования, технологию развивающего обучения при переходе от начального в основное звено.

Анализ учебных программ, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод: в начальной школе предмет «История» включен в курс «Мы и окружающий мир». Однако преемственность между данной линией и теми курсами, которые преподаются в основном звене, отсутствует. Представление о развивающем обучении как о новом типе образовательной практики требует иных принципов построения учебных занятий, но в методической литературе уделяется недостаточно внимания организации развивающего обучения истории в основном звене. В настоящее время разработка учебников РО для средних классов только начинается, практический опыт такого обучения пока ограничен и недостаточно систематизирован. Таким образом, существует главное противоречие – между необходимостью создания условий для организации развивающего обучения в основном звене в процессе преподавания истории и недостаточной их представленностью в методической литературе.

Именно это противоречие явилось основой становления моего опыта, получившего название «Технология РО в процессе преподавания истории в основном звене».

Цель опыта: создание методических условий для обеспечения преемственности в общем развитии учащихся в процессе обучения истории в основном звене.

Новизна опыта проявляется в том, что хорошо разработанные методические условия для общего развития учащихся начального звена применяются и усовершенствуются на этапе подростковой школы, тем самым способствуют решению проблемы преемственности.

В основу методической организации положены дидактические принципы:

  • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • изучение программного материала быстрым темпом;
  • осознание школьниками процесса обучения;
  • систематическая работа над общим развитием вех учащихся, в том числе и сильных и слабых;

Свойства методической системы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность.

Организационные формы обучения: урок – основная форма обучения. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, живое общение между учениками, учениками и учителем в школе и вне ее. Сохраняя урок как основную форму обучения, система Занкова предлагает по-новому строить процесс обучения. Главным на уроке становится не объяснительно репродуктивный или информационно-поисковый, а исследовательский метод обучения. Жизнь детей на уроке – одно из главных требований Л.В. Занкова к построению обучения. Пробужденный внутренний мир ребенка оказывается источником, питательной средой его успехов, опорой в овладении тем, чему должен учить педагог.

Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечивать добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Технология опыта

Основными показателями общего развития учащихся, окончивших в начальной школе классы РО является умение детей самостоятельно работать, неординарно мыслить, искать нестандартные решения, отстаивать свою точку зрения.

Каждый урок в системе Занкова, и истории в том числе, должен быть нацелен на закрепление этих навыков, их развитие до более высоких уровней. Эффективность уроков развивающего типа оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы, свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:

  • в содержание
  • построение процесса учения
  • характер отношений

Содержание урока – это то, что планирует учитель на уроке. Уроки развивающего типа отличаются тем, что учитель их не планирует, а проектирует учебную деятельность. В педагогической психологии под проектированием понимают создание совокупности представлений о стадиях, фазах, этапах целенаправленного изменение объекта от актуального состояния к желаемому. По сравнению с принятым в методике термином «планирование» урока понятие проектирования отражает новый смысл процесса подготовки учителя к уроку. Если планирование обычно сводится к рассматриванию того, что будет делать (объяснять, спрашивать, контролировать, оценивать и т.п.) учитель, при проектировании урока акцент смещается на ученика, в деятельностно - ориентировочном учебном процессе ученик становится главной фигурой. Учитель на учебном занятии выполняет функцию организатора собственных учебных действий учащихся, занимается управлением их учебной деятельностью.

В педагогической деятельности учителя деятельность проектирования занимает особое место.

Целью деятельности проектирования является учащийся с новыми качествами.

Предмет проектирования - это учащийся с начальным уровнем этих качеств, а средством достижения цели являются методы и приемы развивающего обучения, рефлексивные, организационно - управленческие, коммуникативные и другие умения учителя. От содержания проектирования, осознанного и рефлексивного построения учителем учебной ситуации развития, от соблюдения структурной и функциональной полноты обеспеченности процесса, от составления возможно полной ориентировочной основы деятельности с выделением существенных условий для решения поставленной на уроке учебной задачи, зависит эффективность и качество процесса развивающего обучения. Функциональная организация проектирования проявляется в закономерной последовательности сменяющих друг друга этапов, фаз, процедур.

При проектировании учебной деятельности следует учитывать следующие положения:

  • разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература и прочее;
  • соотношение на уроке нового и уже известного материалов (зависит от состава класса и этапов обучения);
  • степень новизны в содержании каждого задания;
  • широта, богатство, глубина рассматриваемых проблем и связей.

Типология уроков в развивающем обучении строиться на структуре учебной деятельности и в связи с этим различают следующие типы уроков:

  • постановки учебной задачи;
  • планирование;
  • преобразование условий учебной задачи;
  • моделирование;
  • преобразование модели;
  • отработки открытого способа;
  • контроля и оценки;

Данные названия уроки получили соответственно учебным действиям, которые ученик выполняет решая учебную задачу. Период, включающий постановку и решение учебной задачи является единицей анализа и планирования учебного процесса. Учитель должен строить урок в зависимости от его места в цикле постановки и решения детьми УЗ.

Отбор конкретного материала определяется тем новым, что намечено выполнить в процессе учебной деятельности. Вокруг этого нового и концентрируются схожие с ним знания и противоположные для того, чтобы новое нашло свое место в системе знаний.

Процесс обучения. При проектировании учебной деятельности учитель ориентируется на богатство и разнообразие видов деятельности, которые мы предложим ученикам. Учитель РО старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности учащиеся открывали в результате решения коллизий, нахождение вариантов правильных решений, установление взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель использует разные типы знаний, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений; заставляет их оперировать связями, а не отдельными фактами, решать коллизии. В методической системе Л.В. Занкова сложились межпредметные приемы, создающие условия для самовыражения детей:

  • широкая постановка вопроса, т.е. такая формулировка УЗ которая предполагает не один или дает несколько определенных ответов, а создает условия для свободы самовыражения каждого ученика, для всестороннего рассмотрения объекта изучения;
  • прием группировки, которая предполагает распределение конкретной совокупности объектов, деление на группы так, чтобы в каждую из них попали объекты обладающими одним или несколькими одинаковыми свойствами;
  • прием неожиданности задания;
  • прием сравнения, сопоставления;
  • прием целеполагания;
  • прием преобразования учебной задачи;

(Это может быть разноуровневый, многоаспективный анализ текста, предложение заданий с недостающими и избыточными данными, исследованием противоречий, разных точек зрения на ту или иную проблему и так далее).

Характер отношений между самими учениками и учителем и учениками не должны блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Необходимо дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определял не учитель, а школьники, реагируют на ответы товарищей. Учитель же направляет их деятельность. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.

Результативность

Проблема преемственности решается не только в отношении объема и структуры знаний учащихся, но также в наращивании и совершенствовании предметных и общеучебных интеллектуальных умений - основы формирования учебной деятельности школьников.

В начальной школе в курсе «Мы и окружающий мир» учащиеся осознали объективно существующие связи и зависимости между природой, обществом и человеком, у них сформировались общеучебные умения, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию в ответствующей литературе, ориентироваться в пространстве и времени, пользоваться справочником, делать обобщения и выводы.

«Дай мне действовать самому – и я научусь!» - вот по какой формуле живет ученик в системе РО.

Применение технологии развивающего обучения в основном звене позволяет совершенствовать общеучебные умения и навыки, сохранить количество отличников и хорошистов, способствовать дальнейшему развитию учащихся.

Мониторинг результативности учебного процесса по истории за период с 2002 по 2006 наглядно показывает высокий уровень качества знаний учащихся.

Результаты обучения учащихся истории с 2002 по 2006 год.

Средний балл

Ребята показывают хорошие и отличные знания на протяжении всего наблюдаемого периода. Показатель качества знаний выше в 5 и 6 классах, что объясняется возрастом детей, присущей данному возрасту любознательностью, интересом к истории древнего мира, средних веков, начальным векам истории Отечества. В 8 и 9 классах показатель снижается. Курс «История России. ХХ век» насыщен событиями, сложными для восприятия и осознания учащимися. В 10 и 11 классах, показатели качества повышаются, так как старшеклассники осознанно сделали выбор на получение основного общего образования и приложили максимум усилий к освоению курса истории.

С целью изучения общего развития учащихся, обучающихся по системе РО, взяты следующие параметры: школьная тревожность, интеллектуальное развитие, характер мотивации деятельности, психологический климат коллектива.

Уровень развития познавательной мотивации

Изучение характера мотивации деятельности позволяет сделать вывод о положительном отношении учащихся к процессу обучения.

Динамика развития познавательной мотивации за время обучения в школе

Перейдя из начальной школы в среднею, 82% учащихся сохранили достаточно высокий и устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе, у них не было резкого скачка при переходе с одной ступени обучения на другую. Во время подросткового кризиса дети стали жить по другим психологическим законам, ведущим видом деятельности стало общение со сверстниками, и это снизило показатели учебной мотивации. Далее дана положительная динамика к увеличению количества учащихся с высоким уровнем познавательной мотивации, преобладает мотив достижения цели, что обусловлено профессиональным самоопределением.

Уровень личностной тревожности  

Анализируя результаты диагностики уровня тревожности, отмечаем, что наблюдается положительная динамика к её снижению в самых значимых областях школьной жизни: в ситуациях проверки знаний, самовыражения.

Учащиеся эмоционально благополучно чувствуют себя в школе, включены в различные учебные ситуации и не испытывают страха. Это способствует гармоничному развитию и успешному обучению.

Интеллектуальное развитие учащихся

Показатели интеллектуального развития учащихся остаются достаточно стабильными, преобладают дети с умственным развитием, соответствующим возрасту. Показатели интеллектуального развития корректируют с успеваемостью учеников.

Работа в классах РО позволяет повысить профессиональный уровень и самому учителю. Так как учащиеся обучающиеся по технологии развивающего обучения отличаются своим учебным потенциалом от сверстников, обучающихся в традиционной школе, то и перед учителем –предметником работа в классах РО открывает заманчивые перспективы и накладывает дополнительную ответственность. Учитель решает чему и как учить этих детей, чтобы не ослабло их желание активно познавать мир и самих себя, чтоб не иссяк импульс к интеллектуальному и духовному саморазвитию.

Изучение теории и методики Л.В. Занкова позволили на научной основе строить учебную работу, проектировать уроки. Данная методика научила меня более эффективно организовывать учебную деятельность в группах, парах, вооружила новыми приемами самостоятельной работы учащихся, методами оценивания деятельности ребят.

Опытом своей работы систематически делюсь с коллегами – учителями-предметниками школы, участвую в заседаниях мастерской учителей-экспериментаторов, в заседаниях районного методического объединения, в смотрах-конкурсах, в педагогических чтениях. В районном смотре-конкурсе на лучшую методическую разработку конспект урока по граждановедению «Нормы жизни в обществе» занял первое место. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, смотрах. Работа С.Федоровой « Деятельность Земских соборов в России», посвященная 100–ию российского парламентаризма заняла 1 место в районном смотре – конкурсе. В.Власов и Д.Доронин, участвуя в областном конкурсе «Нижегородцы – декабристы» заняли 3 место.

В ходе работы в классах РО мною разработаны: тематическое планирование по курсу «История» с 5 по 9 класс через постановку учебных задач, позволяющее спроектировать учебную деятельность школьников на уроке; проекты и конспекты уроков 5-9 классах; карты личностного роста по  Всеобщей истории, истории Отечества, системы тестов, контрольных работ, инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся. За время работы в системе развивающего обучения достигнуты определённые положительные результаты. Но главное - на выходе ученик – личность. Самостоятельная, ответственная, думающая, соответствующая требованиям, предъявляемым современным обществом.

Список литературы.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. М., 2002.
  2. Джуринский А.М. «Развитие образования в современном мире» М., 1999.
  3. Давыдов В.В., Репкин В.В. « Дети растут. А вы?» Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы. Текст опубликованной статьи по развивающему обучению.
  4. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Материалы для слушателей курсовой подготовке учителей начальной школы. М., 2003.
  5. Зверева Н.М. Практическая диагностика для учителя: учебное пособие. М., 2001.
  6. Игнатьева Г.А., Дмитриева В.В., Шишкина О.П. Преемственность в развивающем обучении. Нижний Новгород, 2000.
  7. Игнатьева Г.А., Крайникова М.Н. Экспертная деятельность в образовании. Нижний Новгород, 2003.
  8. Нечаева Н.В. Система общего развития: этапы разработки и особенности. «Школа», № 16(233), ноябрь 2005.
  9. Сборник материалов: реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5-9 классы). М., 1996.
  10. Система Л.В. Занкова в тульских школах. Сборник материалов из опыта работы учителей. Тула, 2001.