"Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, что менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают , что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания." К.Д. Ушинский.
Эти прекрасные строки учителя-просветителя актуальны всегда, и классный руководитель как никто другой, должен быть не просто “специалистом”, а “специалистом душ человеческих”. Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности, а одной из форм внеклассной воспитательной работы является тематический классный час, проводимый не для “галочки”, а по велению сердца и души и классного руководителя и ребят.
Не стоит напоминать, что каждый честно и добротно “сделанный” классный час должен выполнять просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую функции, но следует помнить, что выбор тематике классного часа зависит и от интереса к ней, прежде всего детей; от актуальности темы именно для данного классного коллектива.
Предлагаемый мною конспект-сценарий классного часа для 9-го класса на тему: “Что наша жизнь? Игра!" был подготовлен и выбран еще и потому, что проблема лудомании как одной из форм социальной и психологической зависимости (аддукции) среди подростков коснулась и нашего класса: папа одной из моих учениц стал игроманом, разрушая и себя и семью.
Цель: Нравственное просвещение учащихся, формирование понятия “здоровый образ жизни”, развития понятий “личность”, “выбор”, “ответственность”, “разум и воля”, формирование понятия “реальность и иллюзии”, “зависимость”, “активная жизненная позиция”, “самоценность жизни”
Задачи:
- Расширение представления о различных формах аддикции среди молодежи.
- Формирование устойчивого неприятия аддикции через пропаганду здорового образа жизни.
- Развития осознанного понимания нравственных законов бытия путем тематических и литературных аллюзий.
- Воспитание культуры понимания значимости и ценности собственного выбора и собственной жизни.
- Воспитание коммуникативной культуры через дискуссию.
- Развитие критичности мышления.
- Формирование понятия “самопознания” в рамках анкетирования по предложенной теме.
- Формирование активной гражданской позиции через творчество (создание плаката-антирекламы)
Предполагаемый результат: преодоление личностной неграмотности по проблеме молодёжной лудомании, поверхностного и скептического отношения у учащихся к этой проблеме, формирование “инстинкта отторжения” к различным видам аддикции, пересмотр ошибочных целостно-ориентационных лоций, связанных с вопросами здорового образа жизни и собственного выбора учащегося.
Форма классного часа: профилактическая лекция с элементами психологического тренинга и ролевой игры.
Оборудование:
- Презентация. Слайды: 1, 2, 6, 12, 14, 18, 28 (из коллекции “Профилактика зависимостей у подростков”)
- Макеты: игровой автомат “Homo ludes”, коллекция предметов - “азартов”.
Раздаточный материал:
- Папка с разделами: глоссарий (словарь), “энциклопедия мысли”, “только факты”, “статистика”.
- Лист ватмана, фломастер для создания плаката – антирекламы.
- Сигнальные карточки.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
- Организационный момент (знакомство, сообщение особенности темы, задач мероприятия, формирования групп для ролевых игр, выбор лидера в них).
- Сообщение плана работы.
- Вступительное слово учителя. (Ступень подготовки к восприятию – “эмоциональный шок”).
На Болотной площади Москвы расположен скульптурный памятник М.Шемякина – “Дети – жертвы пороков общества” (показ слайда № 1). Как вы считаете, какая из фигур “порока” самая страшная? Фигура азартного игрока, Лудомана (или зависимого). Ведь ещё в Библии (моральном кодексе человечества) говорится: “А кто предаётся пороку с играми, да соблазняется сам и соблазняет других, тот проклят будь!”
К сожалению, история азартных игр равна истории Человечества.
Так какие же существуют виды азартных игр? Давайте совершим краткий экскурс в историю. (Показ слайда № 2 с классификацией азартных игр и демонстрация “говорящих вещей” - карты игральные, кости, рулетка, игровые автоматы и т.д...)
Судя по вашей реакции, многие из них вам знакомы, будьте добры, поднимите красные сигналы те, у кого демонстрация вызвала положительные и весёлые ассоциации, и синие сигналы те, кто почувствовал тревогу и негатив, кто же остался равнодушен, с сигналами не работайте. (Подсчет результатов мини – теста и оглашение результатов с объяснением цели тестирования учащимся.) Следовательно, актуальность проблемы ясна даже на модели нашего класса.
- ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА:
-Ребята, хочу представить вам одного из виновников порока: ИГРОВОЙ АВТОМАТ.
- Знаете ли вы его предназначение?
- Кто, где и когда, а главное, зачем его создал? (Ответы корректируются информацией учителя)
- Видели ли вы автоматы в реальности, где?
- Играли ли сами хоть раз?
- Ваши ощущения?
- Хотелось ли сыграть ещё раз?
- Кто чаще выигрывает: игрок или автомат? (Информация об автомате по ловле мягких игрушек)
- Как вы понимаете выражение “эволюция порока” применимо к этому автомату? (Разъяснение учителем выражения и его метафоричности.)
- МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.
- Работа со словарём в папке с раздаточными материалами:
- Термин – “Аддикция” - зависимость. Показ слайдов с видами аддикций № 3. (Пищевая, наркотическая, религиозная, химическая (алкоголизм), сексуальная, игровая.)
- Термин – “Лудоман” и его реализация.
- Работа со статистикой зависимых (Лудоманов) по странам и Москве, Северному и Южному Бутову. (Работа с раздаточным материалом.)
- Работа со слайдом – схемой процесса зависимости (исследование Института психиатрии им. Сербского, с литературой – Б. и А.Стругацкие “Хищные вещи века”, с рассказом В.Готлиб – заведующей московским центром реабилитационной зависимости “Квадрат” из цикла “Откровения бывшего игрока”).
- Показ слайда “Игроманами не рождаются – игроманами становятся. HOMO лудес – уже не HOMO!”
- Игра – знакомство с МАНЕКЕНОМ _________ (имя). Смысл игры: показать подросткам, что с виду обычный человек может быть на самом деле зависимым и нуждается в помощи. Иллюстрация признаков патологического игрока на манекене, с последующими выводами: как распознать зависимости?
- СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ.
- Показ слайда “Вредные последствия зависимости”, его анализ.
- Мини – игра “ПИРАМИДА”. Цель: Показать механизм распространения зависимости у подростков. (Лидер группы выходит и вызывает к себе своих друзей, те, в свою очередь, вызывают своих друзей, пока все учащиеся не окажутся у доски. Резюме: ВСЕ СТАЛИ ЗАВИСИМЫМИ!)
- “Мозговой штурм” - вопрос: “Как можно и можно ли противостоять чужому влиянию, прессингу и не стать зависимым?” (Учащиеся работают в группах с лидерами и пытаются выработать концепции.)
Предложенное обсуждается (время заранее оговаривается – 2 минуты на выработку концепции, 1 минута на представление концепции.) Показ слайда: “Что такое неуверенность в себе?”
КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ:
- быть личностью;
- быть самодостаточной личностью;
- стремиться быть оптимистом по жизни;
- стараться иметь разносторонние интересы и активную жизненную позицию;
- помнить, что выбор всегда за тобой;
- не бояться показаться “иным” среди друзей, “белой вороной”.
- задать себе вопрос: “А с какой целью меня к этому привлекают? Зачем это нужно им? Чего больше приобрету я в случае согласия: проблем или успешности?”
- Психологический тренинг “Приёмы отказа от предложенных “СОБЛАЗНОВ””.
- Формирование активной позиции по этой проблеме на примере деятельности учеников 9-го класса “Б” средней школы №1945.
(Рассказ учителя – “…активная жизненная позиция ребят этого класса, осмысление ими страшной проблемы лудомании, нежелание быть равнодушными, профилактические и пропагандистские мероприятия, умение сотрудничать с молодёжными активностями и депутатами блока партии “Единая Россия”, помогли в закрытии ряда объектов игорного бизнеса на территории Северного Бутова, провести ряд волонтёрских акций “Нет наркотикам и лудомании”.)
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА ЧЕРЕЗ АКЦИЮ “ЧЕГО ЛИШАЮ Я СЕБЯ, СТАВ ЗАВИСИМЫМ”.
(Рисунки по группам плакатов – антирекламы с последующей демонстрацией).
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Итак, ребята, мы закончили наш классный час. Мне бы очень хотелось надеяться, что вам было приятно наше общение, и оно прошло с пользой для всех нас.
Папочки с материалами предлагаю оставить вам и вашему классному руководителю, возможно, вы продолжите беседы на эти темы. Если вы желаете принять участие в пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов зависимости, я и ученики 9-го класса “Б” средней школы № 1945 будем рады встретиться и пообщаться.
СПАСИБО ВСЕМ. ДО ВСТРЕЧИ.