Шаг за шагом к осмыслению понятия "Родина" детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Понятия “Родина”, “гражданин” совершенно абстрактны и не понятны детям дошкольного возраста. Но, как известно, если ребенок научится любить “чашечку цветка, небо над головой и дом, в котором живет”, он научится любить и Родину.

Исходя из этого, мы начали свою работу с занятий, посвященных семье. Оформляли фотовыставку, конкурс детских рисунков, интересным домашним заданием было создание генеалогического древа семьи.

На втором этапе мы перешли к занятиям, посвященным неповторимости родного города, затронули печальную историю его освоения и развития, размышляли над названием улиц, в том числе акцентировали внимание на названиях улиц, которые даны в честь великих людей – землепроходцев, исследователей. В итоге мы пришли к выводу, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города.

Наш город – это маленькая крупица огромной и великой страны. Следовательно, нашим следующим шагом стало познание России. Много мы говорили о столице, символике, флаге и гербе. В результате был создан герб нашей группы и сада, а также девиз.

Цикл тематических бесед подвел детей к пониманию неповторимости культуры своего народа. Результатом стала коллективная работа по изготовлению куклы Марьи, которая по старорусским обычаям каждое утро встречает детей и родителей как дорогих гостей с хлебом и солью.

Изучая любую тему, мы старались делать упор на историю. Совместными усилиями детей и их родителей был оформлен мини-музей с символичным названием “Русский терем”. Представленные в нем русские терем и церковь, собранные из брусьев, давали представление о постройках того времени; элементы русских народных костюмов и кукол-оберегов – об особенностях быта; наглядный материал – об образе жизни древних славян, их быте и семейном укладе. Музей систематически пополняется новыми экспонатами, изготовленными в совместном творчестве.

Следует отметить, что тематический материал не легок, изобилует сложными терминами, которые дети должны знать. Для облегчения процесса их освоения мы сделали сундучок – копилку сложных слов. При изучении какой-либо темы и знакомстве с новым словом мы разбирали его значение, составляли словосочетания и предложения, помещали его в сундучок, а через время доставали его и повторяли знание значения. Для читающих детей предлагается задание разрисовать некоторые буквы в слове. Например, на конце слова “флаг” нельзя написать “к”, так как только букву “г” можно превратить в флажок.

В работе с сундучком используются и соревновательные формы работы. Дети делятся по подгруппам: “страна”, “город”, “семья”. Членами команды по очереди достается слово и определяется в нужную группу (например, “президент”, “флаг”, “Россия”, “столица” подходят к определению “страна” и т.д.)

При изучении темы “Город” мы говорили о профессиональной направленности проживающего в нем населения. Для этого проводятся вечера, в которых принимают участие родители с рассказами о своей профессии, ее роли для жизни города.

На заключительном этапе мы перешли на проведение аналогии понятий “страна” и “детский сад”. Ключевым стал вопрос: “Давайте представим, что детский сад – это страна, а группы – это города”. Подобным образом мы сравнивали группы, искали отличия, которые легли в основу создания их гербов, девизов и другой атрибутики. Проводили параллели: президент – заведующий детским садом, страна – детский сад, город – группа и т.д.

Данный подход к освоению программного материала позволил сформировать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к истории своей страны, города, ближайшего окружения, а главное, понять простую истину – “Не зная прошлого, не построишь будущего”.