Цели урока:
- познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9, обучение написанию цифры 9;
- развивать умение сравнивать числа, выражения, умение находить взаимосвязь между целым и частью, культуру математической речи, логическое мышление, память, внимание, речь, творческие способности детей;
- воспитание самоконтроля, познавательной активности учащихся, чувства дружбы и взаимовыручки.
Оборудование:
- карточки с цифрами от 1до 9;
- иллюстрации с героями сказки (муравей, бабочка, воробей, заяц, лиса);
- плакат к сказке Сутеева “Грибок”
- Организационное начало.
Начинается урок.
Рот закрыли на замок,
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
Урок математики у нас сегодня необычный.
Мы в сказку за знаниями вместе пойдем,
Смекалку фантазию нашу возьмем,
И вместе с пути никуда не свернем!
- Актуализация знаний
Постановка проблемы.
- Счет в пределах 30 (прямой и обратный).
- Ориентирование по числовому ряду:
- назовите предыдущее число 6,5
- насколько предыдущее меньше последующего
- какое число стоит между 1 и 3? 6 и 8?
- назовите последующее число 3,7
- насколько последующее больше предыдущего
- Найдите значения выражений:
- Сколько ушей у трех мышей?
- Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и трех бельчат
Посчитайте поскорей,
Сколько у ежа гостей? - Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел
Два – под березой,
Один – у осины
Сколько их будет
В плетеной корзине? - Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
- “Открытие” нового.
- Полученные результаты расставьте в порядке возрастания
- Попробуйте найти закономерность
- Продолжи ряд на три числа
3 5 6 8 (9 11 12)
- Найдите пару чисел, сумма которой равна 9
- Ребята, а мы знакомы с этой цифрой и числом?
- Чему же мы должны научиться на уроке?
Мы познакомимся с числом 9, научимся писать цифру 9, узнаем, как можно получить число 9.
Число и цифра 9.
- Молодцы. Мы готовы к путешествию. В путь! Вместе с нами по лесной тропинке шел муравей. Вдруг набежала туча, и хлынул дождь. Муравей спрятался под грибок и нашел там домино. Решил муравьишко скоротать время и немного поиграть. Давайте и мы с вами присоединимся к нему.
- Что объединяет все эти косточки домино?
- Число 9 можно записать цифрой 9. Кто пойдет, найдет и покажет эту цифру?
- На что похожа цифра 9?
Вот как увидел цифру 9 поэт:
Я важнее всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
- О какой особенности, цифры 9 пишет поэт? (Одну палочку, переставьте и какая будет цифра?)
- Работа в тетради стр.19.
- 2 раза написали в воздухе и продолжили самостоятельно.
Состав числа.
- Пока мы писали, дождь становился все сильней и сильней. Вдруг видит муравей – упала рядом бабочка с намокшими крылышками и просится под грибок. Пустил ее Муравей, а чтобы бабочка не скучала, дал ей интересное задание.
- Рассмотри внимательно демонстрационное табло
- По ряду чисел определите место числа 9 (следует за числом 8)
- Какие варианты образования числа 9 подсказывает нам учебник?
- Первичное закрепление. Состав числа 9.
- Молодцы. Помогли бабочке. А тут мокрый воробей скачет: "Чик-чирик, друзья, пустите под гриб, крылышки намокли." Ладно, потеснимся и пустим тебя под грибок, а ты помоги справиться с заданием. Стр.18 №2
- Составляем равенства. Повторить компоненты сложения и вычитания. (По рядам взаимопроверка).
- Только справились друзья с помощью воробья с заданием, как увидели, что к ним из леса бежит зайчик: "Спрячьте меня под грибок, а то меня лиса сцапает!" И его друзья пустили и стали вместе с зайкой выполнять задание. Стр. 18.№1
- Рассмотри внимательно образец. Объясните, что нужно сделать?
- Что мы можем еще здесь повторить?
Физминутка.
“Бабочка”
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- А тут из леса уже выбежала лиса: "Я носом чую, что заяц у вас спрятался. Где он?" Но друзья замолчали. Лиса и говорит: "Если вы справитесь с моим заданием и поможете определить «Доктору Айболиту» кому из зверюшек, нужна помощь, то я уйду и никого не трону. Стр.19 №3"
- Молодцы, справились со всеми заданиями. Лиса убежала в лес. Дождь прекратился, выглянуло солнышко. Вышли друзья из-под гриба и удивились… Чему?
- Итог:
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали? Как можно получить число 9?