Цели урока:
образовательная:
сформировать знания о:
- трудовой деятельности в обществе и ее категориях;
- формах вознаграждения за труд.
разъяснить сущность такого явления, как безработица и ее влияние на жизнь людей.
развивающая:
продолжить формирование умений:
- сравнивать основные категории труда;
- находить информацию об уровне безработицы и профессиях, востребованных в Белоярском районе;
- раскрывать причинно-следственные связи на основе информации видеофильма и анализа статистических данных и текста учебника;
- анализировать рисунки и составлять схемы;
- выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;
- оценивать изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.
воспитательная:
- стимулировать развитие познавательного интереса;
- воспитание уважения к труду.
- сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.
Цели для учащихся
знать:
- что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде;
- какие виды вознаграждений могут быть за выполнение определенной работы;
- причины и сущность безработицы;
- распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: труд, работа, безработица.
уметь:
- выделять главную мысль и делать вывод по изучаемому социальному явлению;
- составлять схему «Формы заработной платы»;
- выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции;
- анализировать причины безработицы, опираясь на статистические данные;
- выделять в тексте оценочное суждение причин безработицы.
применять:
- полученные знания в повседневной жизни и при выборе профессии
Тип урока – комбинированный урок
Методы – проблемный, объяснительно-иллюстративный, программированный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс; И.С. Хромова. Рабочая тетрадь. По обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 8 класс», Электронное пособие. Основы правовых знаний. 8-9 класс; Интернет – ресурсы.
Ход урока
Модуль учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|---|
1. Орг.момент |
|
|
2. Мотивация и формулировка интегрирующей цели. |
Повторение предыдущей темы урока «Бюджет» и переход к изучению нового материала. |
Учащиеся показывают: 1) знания основных понятий по теме; 2) умения: сравнивать, анализировать, определять причинно-следственные связи. А также аргументируют свою точку зрения. |
Метод постановки задач Входной контроль. Цель: узнать, как усвоили учащиеся основные понятия по теме: «Бюджет». |
Предлагает ответить на вопросы: 1. Что такое бюджет? 2. Какие вы знаете уровни бюджета? 3. Назовите основные фазы составления бюджета. |
Отвечают на вопросы учителя. Финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени. Государственный, семейный, бюджет фирмы (организации), личный. Постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов. |
Проблемный метод |
Предлагает посмотреть творческую работу ученицы «Семейный бюджет». После просмотра обсудить проблему: Следует ли знакомить детей подросткового возраста с состоянием семейного бюджета и вместе с ними его планировать? Какова ваша точка зрения по предложенной проблеме? |
Знакомятся с информацией и синтезируют материал. Приводят аргументы своей точки зрения |
3. Изучение нового материала Мотивация и целеполагание. |
Ставит задачу: определить, что лежит в основе любого бюджета. На основе ответов учащихся формулирует тему урока «Труд» и записывает на доске. |
Варианты ответов: «труд», «работа». Формулируют цель деятельности Записывают тему урока в тетради. |
Метод постановки задач |
Акцентирует внимание учащихся на эпиграфе к уроку. Эпиграфом нашего урока могут быть слова французского писателя, философа Ф. Вольтера: «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Высказать свое суждение по эпиграфу предлагается в конце урока. В начале урока учащиеся должны определить основные задачи урока. |
|
Проблемный метод |
Попытайтесь сформулировать определение понятию «труд». |
Дают определение Читают определение «труд» в учебнике. |
Программированный метод |
Показ слайда № 1 «Труд». Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный. Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями? Показ слайда № 2 «Производительный труд». Показ слайда № 3 «Непроизводительный труд». Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания. |
|
|
Какой синоним слову труд вы можете подобрать? Чем на ваш взгляд понятие «работа» отличается от понятия «труд»? Показ слайда № 4 «Работа». Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске). - на базовом уровне: §16 в. 2,4; понятия по теме; задание в рабочей тетради № 3 стр.55. |
Учащиеся отвечают: «работа». Читают определение «работа». |
Объя снительно-иллюстративный метод |
Вознаграждение за работу может быть материальным и нематериальным. За натуральную плату трудился крестьянин до революции и в 90-ые годы XX века на многих предприятиях России расплачи-вались с персоналом продуктами производства. Но основным видом вознаграждения является заработная плата, выдаваемая деньгами. Предлагает посмотреть иллюстрацию в учебнике на с.106 и определить: какой вид заработной платы изображен на рис? Предлагает прочитать определение понятия «заработная плата» стр. 106. Заработная плата классифицируется по формам оплаты, по системам и видам. Предлагает поработать с учебником стр.106 и составить в тетради, а одному ученику у доски, схему «Формы оплаты труда». Акцентирует внимание учащихся на формах оплаты труда по схеме на доске. В Российской Конституции говорится о праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, о запрещении принудительного труда. Рыночная система диктует свои условия трудоустройства. Предлагает посмотреть видеофильм и ответить на вопросы. |
Определяют вид заработной платы по рисунку учебника. Читают определение «заработная плата». Составляют схему в тетради и 1 ученик у доски |
Программированный метод |
Показ слайда № 5 «Видеофильм» и постановка вопросов: 1. Что такое трудовой договор? 2. Как называют участников трудового соглашения? 3. О какой особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними рассказывается в фильме? |
Смотрят видеофильм и отвечают на поставленные вопросы |
Физ.минутка |
Отмечает, что учащиеся хорошо потрудились, и предлагает немного отдохнуть. Задаёт вопрос: Как называется время, свободное от труда? Досуг – это зеркало работы. Исследования показали, что стиль досуга тесно связан с характером труда. Занятые однообразно повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах, а творческой – в уединенных местах, где меньше шумы и суеты. В досуге человек переключается на другие социальные роли: спортсмен, актер и т.д. Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга – это безработица. Сформулируйте определение к понятию «безработица». |
Отвечают на вопрос: «досуг». |
Программированный метод |
Предлагает посмотреть слайд № 7 «Безработица». |
Дают определение понятию «безработица». |
Частично–поисковый метод |
1. Предлагает учащимся определить при-чины безработицы, работая с текстом учебника стр.109 и 1 частью схемы «Причины безработицы» в рабочей тетради стр.56. |
Учащиеся работают с текстом учебника и рабочей тетрадью. Анализируют полученные данные и делают выводы |
Программированный метод |
Предлагает учащимся посмотреть диаграммы на слайдах и сделать выводы Слайд № 8 «Уровень безработицы в Белоярском районе». Слайд № 9 «Уровень безработицы по возрасту». Слайд № 10 «Уровень безработицы по образованию». Определите причины безработицы, характерные для Белоярского района? Карьера, которую вы сделаете, и работа, которую вы получите, будет прямым результатом ваших усилий в учебе. Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована избранная вами специальность, насколько трудно или легко будет ее добиться Вам. В классе проведено анкетирование. Предлагает посмотреть небольшое творческое задание. Акцентирует внимание учащихся на правильном подходе к выбору профессии. Предлагает домашнее задание: 1. придумать рекламу строительных специальностей для СМИ 2. задание в рабочей тетради № 3 стр.55 Группе учащихся подготовить слайд – презентацию: «Профессии, которые можно получить в БелТЭКе и профессиональном училище» |
Называют причины: закрытие предприятий, свертывание производства в традиционных отраслях, несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям Ученик предлагает посмотреть слайд № 11 «Профессии, о которых мы мечтаем». Проводит сравнение со слайдом № 12 «Профессии, востребованные в Белоярском районе». |
4. Закрепление изученного материала. |
В завершение урока ученики определяют значение понятий: труд, работа, безработица. По своему желанию выбирают задания: 1. Задание в рабочей тетради № 5. 2. Заполнение пропусков в схеме. 3. Задания в тестовой форме. |
Выполняют задания в тестовой форме. Заполняют пропуски в схеме. |
5. Подведение итогов. |
Предлагает высказать суждение по эпиграфу урока, и оценить результат своей деятельности, предложенными карточками (3 цвета карточек). |
Высказывают суждение. Анализируют результаты своей деятельности. |
Приложения
Презентация "Бюджет семьи" (Приложение 1)
Презентация к уроку ((Приложение 2)