Урок в курсе обществознания по теме "Труд". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

образовательная:

сформировать знания о:

  • трудовой деятельности в обществе и ее категориях;
  • формах вознаграждения за труд.

разъяснить сущность такого явления, как безработица и ее влияние на жизнь людей.

развивающая:

продолжить формирование умений:

  • сравнивать основные категории труда;
  • находить информацию об уровне безработицы и профессиях, востребованных в Белоярском районе;
  • раскрывать причинно-следственные связи на основе информации видеофильма и анализа статистических данных и  текста учебника;
  • анализировать рисунки и составлять схемы;
  • выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;
  • оценивать  изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.

воспитательная:

  • стимулировать развитие познавательного интереса;
  • воспитание уважения к труду.
  • сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.

Цели для учащихся

знать:

  • что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде;
  • какие виды вознаграждений могут быть за выполнение определенной работы;
  • причины и сущность безработицы;
  • распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: труд, работа, безработица.

уметь:

  • выделять главную мысль и делать вывод по изучаемому социальному явлению;
  • составлять схему «Формы заработной платы»;
  • выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции;
  • анализировать причины безработицы, опираясь на статистические данные;
  • выделять в тексте оценочное суждение причин безработицы.

применять:

  • полученные знания в повседневной жизни  и при выборе профессии

Тип урока – комбинированный урок

Методы – проблемный, объяснительно-иллюстративный, программированный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник  А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс; И.С. Хромова. Рабочая тетрадь. По обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 8 класс», Электронное пособие. Основы правовых  знаний. 8-9 класс; Интернет – ресурсы.

Ход урока

Модуль учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

 

 

2. Мотивация и формулировка интегрирующей цели.

Повторение предыдущей темы урока «Бюджет» и переход к изучению нового материала.

Учащиеся показывают:

1) знания основных понятий по теме;

2) умения: сравнивать, анализировать, определять причинно-следственные связи.

А также аргументируют свою точку зрения.

Метод постановки задач

Входной контроль.

Цель: узнать, как усвоили учащиеся основные  понятия по теме: «Бюджет».

Предлагает ответить на вопросы:

1. Что такое бюджет?

2. Какие вы знаете уровни бюджета?

3. Назовите основные фазы составления бюджета.

Отвечают на вопросы учителя.

Финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.

Государственный, семейный, бюджет фирмы (организации), личный.

Постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов.

Проблемный метод

Предлагает посмотреть творческую работу ученицы «Семейный бюджет».

После просмотра обсудить проблему: Следует ли знакомить детей подросткового возраста с состоянием семейного бюджета и вместе с ними его планировать?

Какова ваша точка зрения по предложенной проблеме?

Знакомятся с информацией и синтезируют материал.

Приводят аргументы своей точки зрения

3. Изучение нового материала

Мотивация и целеполагание.

Ставит задачу: определить, что лежит в основе любого бюджета.

На основе ответов учащихся формулирует тему урока «Труд»  и записывает на доске.

Варианты ответов: «труд», «работа».

Формулируют цель деятельности

Записывают тему урока в тетради.

Метод постановки задач

Акцентирует внимание учащихся на эпиграфе к уроку. Эпиграфом нашего урока могут быть слова французского писателя, философа Ф. Вольтера:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды».

Высказать свое суждение по эпиграфу предлагается в конце урока. В начале урока учащиеся должны определить основные задачи урока.

 

Проблемный метод

Попытайтесь сформулировать определение понятию «труд».

Дают определение

Читают определение «труд» в учебнике.

Программированный метод

Показ слайда  № 1 «Труд».

Труд делится на две большие категории: производительный и непроизводительный.

Как вы считаете, в чем состоит основное различие между этими категориями?

Показ слайда № 2 «Производительный труд».

Показ слайда № 3 «Непроизводительный труд».

Нет никакого различия в значимости производительного и непроизводительного труда, они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг все больше теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики, и чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания.

 

 

Какой синоним слову труд вы можете подобрать?

Чем на ваш взгляд понятие «работа» отличается от понятия «труд»? 

Показ слайда № 4 «Работа».

Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске).

- на базовом уровне:

§16 в. 2,4; понятия по теме; задание в рабочей тетради  № 3 стр.55.

Учащиеся отвечают: «работа».

Читают определение «работа».

Объя снительно-иллюстративный метод

Вознаграждение за работу может быть материальным и нематериальным. За натуральную плату трудился крестьянин до революции и в 90-ые годы XX века на многих предприятиях России расплачи-вались с персоналом продуктами производства. Но основным видом вознаграждения является заработная плата, выдаваемая деньгами.

Предлагает посмотреть иллюстрацию в учебнике на с.106 и определить: какой вид заработной платы изображен на рис?   

Предлагает прочитать определение понятия «заработная плата» стр. 106.

Заработная плата классифицируется по формам оплаты, по системам и видам.

Предлагает поработать с учебником стр.106 и составить в тетради, а одному ученику у доски, схему «Формы оплаты труда».

Акцентирует внимание учащихся на формах оплаты труда по схеме на доске.

В Российской Конституции говорится о

праве свободно распоряжаться своими

способностями к труду, о запрещении принудительного труда. Рыночная система диктует свои условия

трудоустройства. Предлагает посмотреть видеофильм и ответить на вопросы.

Определяют вид заработной платы по рисунку учебника.

Читают определение «заработная плата».

Составляют схему в тетради и 1 ученик у доски

Программированный метод

Показ слайда  №  5 «Видеофильм» и постановка вопросов:

1. Что такое трудовой договор?

2. Как называют участников трудового соглашения?

3. О какой особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними рассказывается в фильме?

Смотрят видеофильм и отвечают на поставленные вопросы

Физ.минутка

Отмечает, что учащиеся хорошо потрудились, и предлагает немного отдохнуть.

Задаёт вопрос:

Как называется время, свободное от труда?

Досуг – это зеркало работы. Исследования показали, что стиль досуга тесно связан с характером труда. Занятые однообразно повторяющейся работой в свободное время предпочитают бывать в людных местах, а творческой – в уединенных местах, где меньше шумы и суеты. В досуге человек переключается на другие социальные роли: спортсмен, актер и т.д.

Иногда в жизни у человека встречается тоже время свободное от труда, но оно сильно отличается от досуга – это безработица.

Сформулируйте определение к  понятию «безработица».

Отвечают на вопрос: «досуг».

Программированный метод

Предлагает посмотреть слайд № 7 «Безработица».

Дают определение понятию «безработица».

Частично–поисковый метод

1. Предлагает учащимся определить при-чины безработицы, работая с текстом учебника стр.109 и 1 частью схемы «Причины безработицы» в рабочей тетради стр.56.

Учащиеся работают с текстом учебника и рабочей тетрадью.

Анализируют полученные  данные и делают выводы

Программированный метод

Предлагает учащимся посмотреть диаграммы на слайдах и сделать выводы

Слайд № 8 «Уровень безработицы в Белоярском  районе».

Слайд № 9 «Уровень безработицы по возрасту».

Слайд № 10 «Уровень безработицы по образованию».

Определите причины безработицы, характерные для Белоярского района?

Карьера, которую вы сделаете, и работа, которую вы получите, будет прямым результатом ваших усилий в учебе.

Многое будет зависеть от того, насколько будет востребована  избранная вами специальность, насколько трудно или легко будет ее добиться Вам.

В классе проведено анкетирование.  Предлагает посмотреть небольшое творческое задание.  

Акцентирует внимание учащихся на правильном подходе к выбору профессии.

Предлагает домашнее задание:

1. придумать рекламу строительных специальностей для СМИ

2. задание в рабочей тетради  № 3 стр.55

Группе учащихся подготовить слайд – презентацию: «Профессии, которые можно получить в БелТЭКе и профессиональном училище»

Называют причины: закрытие предприятий, свертывание производства в традиционных отраслях, несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям

Ученик предлагает посмотреть слайд № 11 «Профессии, о которых мы мечтаем».

Проводит сравнение со слайдом № 12 «Профессии, востребованные в Белоярском районе».

4. Закрепление изученного материала.

В завершение урока  ученики определяют значение понятий: труд, работа, безработица.

По своему желанию выбирают задания:

1. Задание в рабочей тетради № 5.

2. Заполнение пропусков в схеме.

3. Задания в тестовой форме.

Выполняют  задания в тестовой форме.

Заполняют пропуски в схеме.

5. Подведение итогов.

Предлагает высказать суждение по эпиграфу урока, и оценить результат своей деятельности, предложенными карточками (3 цвета карточек).

Высказывают суждение.

Анализируют результаты своей деятельности.

Приложения

Презентация "Бюджет семьи" (Приложение 1)

Презентация к уроку ((Приложение 2)