Цели урока:
- проверить прочность знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений и навыков выполнения действий с отрицательными и положительными числами;
- развивать познавательные способности учеников; развитие внимания, логического мышления.
- воспитывать активность, самостоятельность; воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью;
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепление правил по данной теме;
- Формирование умений и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания;
Воспитательные:
- Воспитание активности;
- Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
- Воспитание настойчивости в достижении цели
Тип урока. Урок - повторения и обобщения.
Вид урока. Урок-игра
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная.
План урока
(слайд № 2, Приложение 1)
- Вступительное слово учителя.
- Устный счёт
- Найди ошибку клоуна.
- Задачи на сообразительность.
- Работа по карточкам с последующей самопроверкой.
- Физкультминутка.
- Выполнение более сложных заданий (самостоятельная работа)
- Дополнительное задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
Урок целесообразно начать с воспитательного момента. К примеру. Напомнить учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагается принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.
Для диагностики эмоционального состояния учащиеся заполняют листы настроения (рис.1) как в начале урока, так и в конце его. Они должны закрасить цветным карандашом ту физиономию, которая соответствует их настроению.
1. Вступительное слово учителя
У нас сегодня урок не совсем обычный. Можно получить за работу на уроке 6!Но для этого надо очень, очень постараться. У вас на столе лежат сигнальные листочки, именно они помогут мне в конце урока поставить каждому из вас оценку. Если к концу урока 4 квадратика будут закрашены красным цветом, то ученик получает оценку 6. Закрашивать можно только по моей команде. За дополнительное задание – вторая оценка. Понятно, что красным цветом закрашиваем квадратик за безошибочно выполненное задание, две допущенные ошибки или одна – это синий цвет, более двух ошибок – зелёный, не выполнена работа или не доведена до конца – пустой не закрашенный квадратик.
Слайд № 3
Устный счет |
Найди ошибку. Задачи на сообразительность |
Выполни умножение |
Выполни деление |
Дополнительное задание |
|
|
|
|
|
Историческая справка: (слайд №4) Индийский математик Брамагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущества”, Отрицательные числа как “долги”. Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:
Слайд №5
“Сумма двух имуществ -имущество (+ X )+ (+ X )= (+ X ) Сумма двух долгов есть долг (-X)+ (-X)= (-X)”. |
Условившись, положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:
Слайд №6
“Друг моего друга - мой друг (+X) * (+X)= (+X) Друг моего врага - мой враг (+X) * (-X)= (-X) Враг моего друга - мой враг (- X ) * (+ X )= (- X ) Враг моего врага - мой друг (- X ) * (- X )= (+ X ) |
2. Устный счёт
На слайде №7 примеры:
(-12) * (-3)= 36 (к)
(-14) * 5=-70 (н)
(-14) * (-0,2)= 2,8 (л)
(-4,2) * 10=-42 (Г)
(-6/7) * (-1/2)= 3/7 (о)
4/21 * (-7/16)=-1/12 (о)
(-2,4) * (-3)= 7,2 (у)
-1,8 * 4=-7,2 (ш)
0* (-11)=0 (а)
Ребятам предлагается, используя правила умножения древних людей вычислить данные примеры.
К нам на урок пришёл гость, который появится, если мы разгадаем, кто он такой и как его зовут. За это задание можно получить красный квадрат.
Слайд № 8
-42 |
7,2 |
3/7 |
36 |
-70 |
2,8 |
-1/12 |
-7,2 |
0 |
Г |
У |
О |
К |
Н |
Л |
О |
Ш |
А |
Слайд № 9
Клоун Гоша
3. Найди у клоуна ошибку. (слайд №10)
– Ребята, наш знакомый клоун Гоша, очень готовился, чтобы тоже продемонстрировать свои знания по теме “Умножение и деление положительных и отрицательных чисел ”. Он придумал интересные задания, но с ним как всегда случаются всякие недоразумения, и он обращается к вам за помощью.
Клоун Гоша придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в карман, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Гоше карточки с результатами (умножение и деление чисел с разными знаками), которые равны.
4. Задания на сообразительность, с которыми клоун Гоша к сожалению не справился (слайд № 11)
1) Какие числа в квадрате равны 9?
2) Произведение трёх чисел отрицательное число. Какими могут быть знаки множителей?
(?)*(?)*(?).
3) Придумайте три разных множителя, чтобы их произведение оказалось равным:
a) -100;
b) 0.
Слайд №12
4) Не выполняя вычислений, поставьте между выражениями знак <, > или = в следующих выражениях:
а) -178*13 ? –178:(-13),
б) -5*0 ? 0:(-5),
в) –204*(-17) ? 204*17,
г) 1733*(-69) ? 1733:69.
5. Работа по группам: Карточка1.( работа выполняется, пока звучит музыка)
(какой вариант выполнит быстрее)
(слайд № 13)
Выполните умножение
Вариант1
а) 1,6*(-4,5)=
б) -64*(-1)=
в) 1/4*-(16)=
г) -6,08*(-0,7)=
д) -35*(-10)=
Ответы для самопроверки (слайд №14)
а) -7,2
б) 64
в) -4
г) 4,256
д)350
Вариант 2
а) (-3,8)*1,5=
б) -35*(-1)=
в) 1/5*(-15)=
г) -9,05*(-4,1)=
д) -45*(-10)=
Ответы
а) -5,7
б) 35
в) -3
г) 37,105
д) 450
Карточка 2.
Выполните деление (слайд № 15)
Вариант-1.
а) -55:5=
б) -11,7:(-1,8)=
в) -2/3:(-6)=
г) 0:(-100)=
д) 3,6:(-9)=
Ответы для самопроверки (слайд № 16)
а) -11,
б) 6,5,
в) 1/9,
г) 0
д) -0,4,
Вариант-2
д) -0,7.
а) -11,
б) 3,7,
в) 1/15,
г) 0,
Ответы
а) 44:(-4)=-11=
б) -8,88:(-2,4)=
в) -3/5:(-9)=
г) 0:(-200)=
д) 4,9:(-7)=
6. Физкультминутка. (под музыку)
Слайд №17
После этого учитель проводит физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно вспомнить правила умножения и деления чисел с разными знаками.
Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет примеры: например: если результат число отрицательное, дети руки разводят в стороны, если число положительное, то учащиеся поднимают руки вверх, если произведение или частное равно нулю – руки на пояс.
На последнем этапе урока проводится самостоятельная работа. Предлагается три уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам
5. Работа по группам (выполнение более сложных заданий). Слайд №18
Трудность 1.Решить уравнение.
Ответ: х=1.5
Трудность 2. Найти значение выражения.
-42Y при Y=-30;5
Ответ: Y=1260;-210
Трудность 3. Решить уравнение.
Ответ:
7. Дополнительное задание. Слайд №19
Это задание выполняют те учащиеся, которые раньше остальных справились с заданием. Его можно выполнять у доски.
(15,54:(-4,2)-2,5)*1,4+1,08=
Ответ:-7,6
(36,67+2,9*(-3,8)):(-5,7)+2,5=
Ответ:-2
-2,8*(-35):(-0,49)-(-13,25):(-5,3)*(-0,8)=
Ответ:-198
8. Подведение итогов
Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель.< Что нового вы узнали на уроке? Мы достигли поставленной цели? Проведите самооценку своих знаний и умений (на тех же листочках)
9. Домашнее задание
Слайд №20
Вам предлагается подготовиться к конференции по теме “Положительные и отрицательные числа”. Для этого вам нужно придумать любое разнообразное творческое задание по данной теме, например, тест, сказка, игра, математическое лото, дидактическая карточка, ромашка для устного счета. И кроме этого, конечно, повторить правила по данной теме. Дифференцированное задание: сильным учащимся (группа А) дается задание творческое, слабым (группа С) задание: “Проверь себя сам”, (ключ к заданию дается на следующем уроке) и творческое задание по желанию.
Карточка для домашнего задания
1) Вычислите: -12+23= -90-67= 345*(-12)= 34-(-56)= 2) Найди значение выражение: -12*с при с = -1234;45 -23-(с) при с =-67;67. |