Обобщающий урок математики в 6-м классе с применением информационных технологий по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  • проверить прочность знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений и навыков выполнения действий с отрицательными и положительными числами;
  • развивать познавательные способности учеников; развитие внимания, логического мышления.
  • воспитывать активность, самостоятельность; воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепление правил по данной теме;
  • Формирование умений и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания;

Воспитательные:

  • Воспитание активности;
  • Привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • Воспитание настойчивости в достижении цели

Тип урока. Урок - повторения и обобщения.

Вид урока. Урок-игра

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная; устная, письменная.

План урока

(слайд № 2, Приложение 1)

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Устный счёт
  3. Найди ошибку клоуна.
  4. Задачи на сообразительность.
  5. Работа по карточкам с последующей самопроверкой.
  6. Физкультминутка.
  7. Выполнение  более сложных заданий (самостоятельная работа)
  8. Дополнительное задание.
  9. Подведение итогов.

Ход урока

Урок целесообразно начать с воспитательного момента. К примеру. Напомнить учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагается принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

Для диагностики эмоционального состояния учащиеся заполняют листы настроения (рис.1) как в начале урока, так и в конце его. Они должны закрасить цветным карандашом ту физиономию, которая соответствует их настроению.

1. Вступительное слово учителя

У нас сегодня урок не совсем обычный. Можно получить за работу на уроке 6!Но для этого надо очень, очень постараться. У вас на столе лежат сигнальные листочки, именно они помогут мне в конце урока поставить каждому из вас оценку. Если к концу урока 4 квадратика будут закрашены красным цветом, то ученик получает оценку 6. Закрашивать  можно только по моей команде. За дополнительное задание – вторая оценка. Понятно, что красным цветом закрашиваем квадратик за безошибочно выполненное задание, две допущенные ошибки или одна – это синий цвет, более двух ошибок – зелёный, не выполнена работа или не доведена до конца – пустой не закрашенный квадратик.

Слайд № 3

Устный счет

Найди ошибку.

Задачи на сообразительность

Выполни умножение

Выполни деление

Дополнительное задание

 

 

 

 

 

Историческая справка: (слайд №4)  Индийский математик Брамагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущества”, Отрицательные числа как “долги”. Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:

Слайд №5

“Сумма двух имуществ -имущество 

(+ X )+ (+ X )= (+ X )

Сумма двух долгов есть долг

(-X)+ (-X)= (-X)”.

Условившись, положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:

Слайд №6

“Друг моего друга - мой друг

(+X) * (+X)= (+X)

Друг моего врага - мой враг

(+X) * (-X)= (-X)

Враг моего друга - мой враг

(- X ) * (+ X )= (- X )

Враг моего врага - мой друг

(- X ) * (- X )= (+ X )

2. Устный счёт

На слайде №7  примеры:

(-12) * (-3)=  36 (к)

(-14) * 5=-70 (н)

(-14) * (-0,2)=   2,8 (л)

(-4,2) * 10=-42 (Г)

(-6/7) * (-1/2)=  3/7 (о)

4/21 * (-7/16)=-1/12 (о)

(-2,4) * (-3)=   7,2 (у)

-1,8   * 4=-7,2 (ш)

0* (-11)=0 (а)

Ребятам предлагается, используя правила умножения древних людей вычислить данные примеры.

К нам на урок пришёл гость, который появится, если мы разгадаем,  кто он такой и как его зовут. За это задание можно получить красный квадрат.

Слайд № 8

-42

7,2

3/7

36

-70

2,8

-1/12

-7,2

0

Г

У

О

К

Н

Л

О

Ш

А

Слайд № 9

Клоун Гоша

3. Найди у клоуна ошибку. (слайд №10)

– Ребята, наш  знакомый клоун Гоша,  очень готовился, чтобы  тоже продемонстрировать свои знания по теме “Умножение и деление положительных и отрицательных чисел ”. Он придумал интересные задания, но с ним как всегда случаются всякие недоразумения, и он обращается к вам за помощью.

Клоун Гоша придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в карман, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Гоше карточки с результатами (умножение и деление чисел с разными знаками), которые равны.

4. Задания  на сообразительность, с которыми клоун Гоша к сожалению не справился  (слайд № 11)

1) Какие числа в квадрате равны 9?

2) Произведение  трёх чисел отрицательное число. Какими  могут быть знаки множителей?

(?)*(?)*(?).

3) Придумайте три разных множителя, чтобы их произведение оказалось равным:

a) -100;

b) 0.

Слайд №12

4) Не выполняя  вычислений, поставьте между выражениями знак <, > или =  в следующих выражениях:

а) -178*13  ?  –178:(-13),

б) -5*0  ?  0:(-5),

в) –204*(-17)  ?  204*17,

г) 1733*(-69)  ?  1733:69.

5. Работа по группам: Карточка1.( работа выполняется, пока звучит музыка)

(какой вариант выполнит быстрее)

(слайд № 13)

Выполните умножение

Вариант1

а) 1,6*(-4,5)=

б) -64*(-1)=

в) 1/4*-(16)=

г) -6,08*(-0,7)=

д) -35*(-10)=

Ответы для самопроверки (слайд №14)

а) -7,2

б) 64

в) -4

г) 4,256

д)350

Вариант 2

а) (-3,8)*1,5=

б) -35*(-1)=

в) 1/5*(-15)=

г) -9,05*(-4,1)=

д) -45*(-10)=

Ответы

а) -5,7

б) 35

в) -3

г) 37,105

д) 450

Карточка 2.

Выполните деление (слайд № 15)

Вариант-1.

а) -55:5=

б) -11,7:(-1,8)=

в) -2/3:(-6)=

г) 0:(-100)=

д) 3,6:(-9)=

Ответы для самопроверки (слайд № 16)

а) -11,

б) 6,5,

в) 1/9,

г) 0

д) -0,4,

Вариант-2

д) -0,7.

а) -11,

б) 3,7,

в) 1/15,

г) 0,

Ответы

а) 44:(-4)=-11=

б) -8,88:(-2,4)=

в) -3/5:(-9)=

г) 0:(-200)=

д) 4,9:(-7)=

6. Физкультминутка. (под музыку)

Слайд №17

После этого учитель проводит физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно вспомнить правила умножения и деления чисел с разными знаками.

Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет примеры: например: если результат число отрицательное, дети руки разводят в стороны, если число положительное, то учащиеся поднимают руки вверх, если произведение или частное  равно нулю – руки на пояс.

На последнем этапе урока проводится самостоятельная работа. Предлагается три уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам

5. Работа по группам (выполнение более сложных заданий). Слайд №18

Трудность 1.Решить уравнение.

Ответ: х=1.5

Трудность 2. Найти значение выражения.

-42Y при Y=-30;5

Ответ: Y=1260;-210

Трудность 3. Решить уравнение.

Ответ:

7. Дополнительное задание. Слайд №19

Это задание выполняют те учащиеся, которые раньше остальных справились с заданием. Его можно выполнять у доски.

(15,54:(-4,2)-2,5)*1,4+1,08=

Ответ:-7,6

(36,67+2,9*(-3,8)):(-5,7)+2,5=

Ответ:-2

-2,8*(-35):(-0,49)-(-13,25):(-5,3)*(-0,8)=

Ответ:-198

8. Подведение итогов

Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель.< Что нового вы узнали на уроке? Мы достигли поставленной цели? Проведите самооценку своих знаний и умений (на тех же листочках)

9. Домашнее задание

Слайд №20

Вам предлагается подготовиться к конференции по теме “Положительные и отрицательные числа”. Для этого вам нужно придумать любое разнообразное творческое задание по данной теме, например, тест, сказка, игра, математическое лото, дидактическая карточка, ромашка для устного счета. И кроме этого, конечно, повторить правила по данной теме. Дифференцированное задание: сильным учащимся (группа А) дается задание творческое, слабым (группа С) задание: “Проверь себя сам”, (ключ к заданию дается на следующем уроке) и творческое задание по желанию.

Карточка для домашнего задания

1) Вычислите:

-12+23=

-90-67=

345*(-12)=

34-(-56)=

2) Найди значение выражение:

-12*с  при с = -1234;45

-23-(с) при с =-67;67.