Цель урока: продолжить формирование умений экспериментально и теоретически определять характеристики разных тел, планировать эксперимент, оформлять его результаты.
Задачи урока:
образовательная - научить опытным путем, определять плотность веществ с помощью весов, мензурки или линейки; продолжить формирование вычислительных навыков; развивать навыки работы в коллективе;
развивающая - формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент;
воспитательная – продолжить формирование знаний о веществе как виде материи, о влиянии условий на характер протекания физических процессов.
Оборудование: рычажные весы, несколько веществ, разной плотности, мензурка, отливной стакан, линейка, компьютер, LCD-проектор, презентация в программе PowerPoint, компьютерная программа компании “Новый диск”.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. (Слайд № 1, 2, 3. Приложение 1)
II. Актуализация знаний. (Задача данного этапа – повторить ранее изученный материал, необходимый для экспериментальной работы и усвоения новых знаний). Слайд № 4.
Учитель. Перед вами пословицы и поговорки народов мира, с описанием физического явления.
Правда – что масло, везде наверх всплывет (русская).
Жир плавает на поверхности (корейская).
Сливки на дно не садятся (удмуртская).
Куча кокосовой скорлупы будет плавать, а куча камней потонет (даякская).
Над маслом вода не всплывет, над правдой кривда не поднимается (якутская).
Хорошо плавают лишь пузыри (русская).
Бросить дело с камнем в воду (русская).
О каком физическом явлении говорится в пословицах и поговорках? Почему одни вещества всплывают в жидкости, а другие - тонут?
Учащиеся. Описанное физическое явление – плавание тел. Если плотность тела меньше плотности жидкости, то оно всплывает, если больше – тонет.
Далее проводится фронтальная беседа: что такое плотность вещества? Что показывает плотность вещества? Как вычислить плотность вещества? В каких единицах выражается плотность?
III. Новый материал.
1. Демонстрация слайдов № 5, 6, 7.
Учитель. (Материал из энциклопедии)
"Айс" по-немецки – лед, "берг" – гора. Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело – иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения. Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.
Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду. Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание. Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца. Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если – антарктические. Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана – 153 на 36 км.
В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы. Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м, но большая часть их находится под водой. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход "Титаник", пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул. Погибло полторы тысячи человек. Много лет спустя, в 1959 г., такая же участь постигла датский корабль "Хедтоф". Он тоже затонул в Северной Атлантике. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды.
Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением.
Слайд № 8, 9
Отношение между объемом погруженной части и объемом всего тела, рассчитывается по формуле:
.
2. Работа с мультимедийным пособием. (Электронные уроки и тесты. Физика. Диск 1 “Молекулярная структура материи”. Условия плавания тел (2)).
С помощью данной программы демонстрируется поведение тел из различных веществ (кирпич, стеарин, воск, резина, кирпич) в различных жидкостях (вода, молоко, ртуть). Положительным моментом в работе данной программы является то, что она позволяет показать соотношение погруженной части тела ко всему объему тела, в зависимости от плотности жидкости, в которую погружается тело.
3. Вывод:
а) если тело всплывает в жидкости, его плотность можно рассчитать, зная объем всего тела, объем погруженной в жидкость части тела и плотность жидкости ;
б) если тело плавает в жидкости, значит, его плотность равна плотности жидкости;
в) если известны плотности жидкости и тела, плавающего на ее поверхности, то можно рассчитать, на сколько тело погружено в жидкость.
IV. Закрепление изученного.
Экспериментальная деятельность. Слайд № 10
Задание: составить таблицу плотностей продуктов представленных перед вами (картофель, помидор, огурец, морковь, яблоко, мандарин).
Класс разбивается на две команды, каждой команде нужно вычислить плотность трех продуктов, используя свой набор измерительных приборов.
Соответственно одна команда воспользуется для вычисления плотности формулой , известной с предыдущего урока, а вторая – формулой , полученной на этом уроке.
1 команда - получает весы, мензурку, отливной стакан, линейку, набор продуктов;
Измеряемое тело | Масса, г | Объем, см3 | Плотность, г/см3 | Плотность, кг/м3 |
2 команда – получает мензурку, отливной стакан, линейку, набор продуктов.
Измеряемое тело | Объем погруженной части, см3 | Объем тела, см3 | Плотность, г/см3 | Плотность, кг/м3 |
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: составить сказочную задачу по теме “Плотность вещества”, изобразить ее в рисунке и решить. Слайд № 11.