Экономика и социальная география "Машиностроение мира", 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель: создать условия для формирования представления о машиностроении мира как отрасли современной промышленности

Задачи:

Образовательная: определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.

Развивающая: расширять представление у учащихся о роли машиностроения в развитии экономики мира.

Воспитательная: развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.

Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.

Оборудование: учебник Максаковский В.П. стр.134–137, атлас стр.19, 16, 17, 18, 23, 41, 43. Схемы, таблицы. Карта машиностроение и металлообработка.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап (1 минута).

2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.

Жизнь современного человека зависит от промышленности. Почему? Что такое промышленность в вашем понимании?

- Промышленность – сектор народного хозяйства, связанный с производством промышленных товаров и оказанием производственных услуг. Существуют тысячи отраслей промышленности, но все виды промышленности основаны на труде людей.

Отрасль – совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.

Какие вы знаете отрасли промышленности, что сегодня играют важную роль в мировом хозяйстве?

Докажите, используя тексты: (работа в парах).

1 пара - черная и цветная металлургия

2 пара - топливная промышленность

3 пара - электроэнергетика

4 пара - химическая промышленность

5 пара - лесная промышленность

6 пара - пищевая и легкая промышленность

7 пара - машиностроение

Тексты раздаются парам.

Топливная промышленность – Экономику стран северного полушария- с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь). Задача ТЭК сегодня - увеличение добычи топлива, производство электроэнергии, экономия энергии, так как разведанные месторождения расположены в районах севера России; добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает, ТЭК отрицательно воз действуют на природу.

Металлургия – комплекс производит конструкционные материалы -металлы, которые используются для изготовления машин, станков, оборудования заводов, строительства железных дорог. Комплекс состоит из черной и цветной металлургии - 90% производимого черного металла – сталь. Еще при Демидовых на Урале было отстроено 82 завода, металл плавили на древесном угле.

Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности. Эти металлы используются в атомной (уран), космической промышленности, электротехнике. Россия богата рудами цветных металлов, но месторождения истощаются. Низкое качество чугуна и стали из-за старого оборудования. Металл России на 20–40% дороже мирового. Металлургия – экологически грязная отрасль.

Химическая промышленность – авангардная отрасль определяет развитие научно- технической революции через химизацию хозяйства. Химическая промышленность:

1.Создает новые материалы с заданными свойствами, что экономят сырье и труд людей.

2. Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья.

3. Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разной продукции.

Лесная промышленность - 3/4 промышленности составляют запасы лиственница, не гниет в воде и используется для сооружения свай, фундамента домов. Древесина пропитана смолой.

Ценится и древесина сосны, благодаря смоле сосны постройки долговечны. Из древесины делают шпалы, мебель, корабли.

Кедр имеет розово-желтую окраску и приятный вкус. Древесина кедра прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, в посуде долго не киснет молоко. Используется для изготовления музыкальных инструментов, так как усиливает звук.

Ель. Из нее изготавливают пианино, рояли, струнные инструменты. Ель - сырье для производства бумаги, искусственного шелка – вискозы.

Пищевая промышленность – одна из старейших отраслей. Встречается повсеместно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя. Используется много сырья или скоропортящиеся продукты. Для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. Рыбная, чайная, консервная, сахарная, крупы, маслодельная. На потребителя рассчитана продукция, что не выгодно перевозить далеко: хлеб, макароны, торты.

Сейчас я попрошу вас выслушать цитату:

Эта отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и сегодня подразделяется на разные отрасли, выпускающие производственное оборудование, приборостроение, производство вооружений и военной техники.

А как вы думайте, о чем сегодня будет наш главный разговор на уроке? Что нового мы должны узнать? (Машиностроение мира). Запись темы в тетрадь.

Сегодня на уроке мы должны: выяснить, что включает отрасль машиностроения. Мир переменчив, сдвигаются центры машиностроения нам необходимо выявить изменения, произошедшие в территориальной структуре машиностроения и конечно узнать мировых лидеров по выпуску и экспорту машиностроительной продукции.

Вы считаете, что к машиностроению относятся разные направления, давайте уточним какие отрасли, представлены в мире. Предлагаю открыть атласы на странице 19.

По цветовой гамме в легенде карты, чем обозначается: машиностроение (красный цвет); страны по уровню машиностроения (оттенки зеленого цвета).

По какому принципу можно распределять в группы, какие отрасли старые, а какие новые и новейшие? Самая распространенная ошибка, что люди представляют машины только как производство машин.

Какой можно сделать вывод, исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод: Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Самостоятельное применение знаний:

Задание по группам:

Работая с картами атласа, определить лидеров в разных отраслях машиностроения. Ответ оформите в виде таблицы. Колонку особые примечания, заполнить, опираясь на текст учебника и собственные знания. После задания сделайте вывод, анализ зафиксируйте в виде схемы.

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Особые примечания

Станкостроение ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны.
Военно-промышленная электротехника США, ФРГ, Великобритания Научный трудовой Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.
Судостроение Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, Потребительский Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором.

Важное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах.

Бывшие производители судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)

Авиастроение США, ФРГ, Франция, Россия Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся

Схема

Представьте себе, что вы собственник любого предприятия отрасли. Что вы будете учитывать, чтобы построить завод и не прогореть?

Откройте атлас стр.41, 42 и стр.156 учебника, рассмотрите рисунок 38. Глубоководный путь по реке Святого Лаврентия.

Где располагаются центры машиностроения (район Великих озер) г. Детройт. Почему именно здесь? Какие факторы сыграли роль? (Водная артерия; транспортная артерия; наличие железной руды; наличие каменного угля)

Если есть металл, значит можно делать машины. А если не с/х район можно делать тракторы?

Сегодня трудовой фактор влияет на размещение заводов Мерседес-Бенц все грязные отрасли вынесены за пределы развитых государств концерну выгодно не возить машины по миру, а строить филиалы по разным материкам, так как – дешевая рабочая сила, выгоднее размещать в теплых странах, так как в холодных надо платить и за тепло , поэтому в последнее время произошли изменения в территориальной структуре машиностроения . Подтвердим этот факт текстом учебника стр. 135, 3 абзац 1 столбика:

Существенные изменения происходят и в территориальной структуре мирового машиностроения. До недавнего времени более 9/10 продукции этой отрасли давали страны Севера. США, ФРГ и Япония. Затем стала возрастать доля Юга - новые индустриальные страны: Китай, Индия, Бразилия, Мексика Аргентина. Ныне она достигла уже 1/4.

Сегодня в мире существуют 4 главных региона машиностроения.

Таблица

Значение машиностроительного комплекса:

  1. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.
  2. Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.
  3. Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
  4. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

Следующий урок мы будем отрабатывать прием характеристики отрасли машиностроения по типовому плану, поэтому:

Домашнее задание:

Творческие карточки разного уровня:

  1. Подготовить сообщение по любой компании отрасли машиностроения.
  2. Составить кроссворд по теме.

Итог урока: рефлексия

Предлагается письменно ответить на вопросы.

- Над какой темой мы работали?

- Какие новые знания открыли?

- Что нового узнали?

- Где могут пригодиться новые знания?

- Какие задания наиболее интересные?

- Что показалось легким и простым, а что вызвало у вас затруднение?