Цель: создать условия для формирования представления о машиностроении мира как отрасли современной промышленности
Задачи:
Образовательная: определить значение и состав машиностроительного комплекса мира.
Развивающая: расширять представление у учащихся о роли машиностроения в развитии экономики мира.
Воспитательная: развивать умение у учащихся анализировать и оценивать результаты своей собственной деятельности, умение работать с различными источниками знаний.
Умение анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
Оборудование: учебник Максаковский В.П. стр.134–137, атлас стр.19, 16, 17, 18, 23, 41, 43. Схемы, таблицы. Карта машиностроение и металлообработка.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап (1 минута).
2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.
Жизнь современного человека зависит от промышленности. Почему? Что такое промышленность в вашем понимании?
- Промышленность – сектор народного хозяйства, связанный с производством промышленных товаров и оказанием производственных услуг. Существуют тысячи отраслей промышленности, но все виды промышленности основаны на труде людей.
Отрасль – совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги.
Какие вы знаете отрасли промышленности, что сегодня играют важную роль в мировом хозяйстве?
Докажите, используя тексты: (работа в парах).
1 пара - черная и цветная металлургия
2 пара - топливная промышленность
3 пара - электроэнергетика
4 пара - химическая промышленность
5 пара - лесная промышленность
6 пара - пищевая и легкая промышленность
7 пара - машиностроение
Тексты раздаются парам.
Топливная промышленность – Экономику стран северного полушария- с холодной зимой, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь). Задача ТЭК сегодня - увеличение добычи топлива, производство электроэнергии, экономия энергии, так как разведанные месторождения расположены в районах севера России; добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает, ТЭК отрицательно воз действуют на природу.
Металлургия – комплекс производит конструкционные материалы -металлы, которые используются для изготовления машин, станков, оборудования заводов, строительства железных дорог. Комплекс состоит из черной и цветной металлургии - 90% производимого черного металла – сталь. Еще при Демидовых на Урале было отстроено 82 завода, металл плавили на древесном угле.
Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности. Эти металлы используются в атомной (уран), космической промышленности, электротехнике. Россия богата рудами цветных металлов, но месторождения истощаются. Низкое качество чугуна и стали из-за старого оборудования. Металл России на 20–40% дороже мирового. Металлургия – экологически грязная отрасль.
Химическая промышленность – авангардная отрасль определяет развитие научно- технической революции через химизацию хозяйства. Химическая промышленность:
1.Создает новые материалы с заданными свойствами, что экономят сырье и труд людей.
2. Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья.
3. Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разной продукции.
Лесная промышленность - 3/4 промышленности составляют запасы лиственница, не гниет в воде и используется для сооружения свай, фундамента домов. Древесина пропитана смолой.
Ценится и древесина сосны, благодаря смоле сосны постройки долговечны. Из древесины делают шпалы, мебель, корабли.
Кедр имеет розово-желтую окраску и приятный вкус. Древесина кедра прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, в посуде долго не киснет молоко. Используется для изготовления музыкальных инструментов, так как усиливает звук.
Ель. Из нее изготавливают пианино, рояли, струнные инструменты. Ель - сырье для производства бумаги, искусственного шелка – вискозы.
Пищевая промышленность – одна из старейших отраслей. Встречается повсеместно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя. Используется много сырья или скоропортящиеся продукты. Для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. Рыбная, чайная, консервная, сахарная, крупы, маслодельная. На потребителя рассчитана продукция, что не выгодно перевозить далеко: хлеб, макароны, торты.
Сейчас я попрошу вас выслушать цитату:
Эта отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и сегодня подразделяется на разные отрасли, выпускающие производственное оборудование, приборостроение, производство вооружений и военной техники.
А как вы думайте, о чем сегодня будет наш главный разговор на уроке? Что нового мы должны узнать? (Машиностроение мира). Запись темы в тетрадь.
Сегодня на уроке мы должны: выяснить, что включает отрасль машиностроения. Мир переменчив, сдвигаются центры машиностроения нам необходимо выявить изменения, произошедшие в территориальной структуре машиностроения и конечно узнать мировых лидеров по выпуску и экспорту машиностроительной продукции.
Вы считаете, что к машиностроению относятся разные направления, давайте уточним какие отрасли, представлены в мире. Предлагаю открыть атласы на странице 19.
По цветовой гамме в легенде карты, чем обозначается: машиностроение (красный цвет); страны по уровню машиностроения (оттенки зеленого цвета).
По какому принципу можно распределять в группы, какие отрасли старые, а какие новые и новейшие? Самая распространенная ошибка, что люди представляют машины только как производство машин.
Какой можно сделать вывод, исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)
Вывод: Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.
Самостоятельное применение знаний:
Задание по группам:
Работая с картами атласа, определить лидеров в разных отраслях машиностроения. Ответ оформите в виде таблицы. Колонку особые примечания, заполнить, опираясь на текст учебника и собственные знания. После задания сделайте вывод, анализ зафиксируйте в виде схемы.
Отрасли машиностроения |
Страны – лидеры |
Факторы размещения |
Особые примечания |
Станкостроение | ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия | Потребительский сырьевой | Лидерами в станкостроении являются развитые страны. |
Военно-промышленная электротехника | США, ФРГ, Великобритания | Научный трудовой | Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах |
Бытовая электроника | Южная Корея, Тайвань, Китай | Трудовой | Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах. |
Судостроение | Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика | Сырьевой, Потребительский | Ведущие позиции занимают Япония,
Южная Корея, которые нуждаются в больших
поставках сырья, поставляется морским видом
транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих
странах объясняется потребительским фактором. Важное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах. Бывшие производители судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты) |
Авиастроение | США, ФРГ, Франция, Россия | Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий) | Авиастроение представлено в основном только в развитых странах |
Железнодорожное машиностроение | Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика | Сырьевой | Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны |
Автомобилестроение | Легковые: Япония, США, ФРГ,
Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия |
Сырьевой, потребительский | Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся |
Представьте себе, что вы собственник любого предприятия отрасли. Что вы будете учитывать, чтобы построить завод и не прогореть?
Откройте атлас стр.41, 42 и стр.156 учебника, рассмотрите рисунок 38. Глубоководный путь по реке Святого Лаврентия.
Где располагаются центры машиностроения (район Великих озер) г. Детройт. Почему именно здесь? Какие факторы сыграли роль? (Водная артерия; транспортная артерия; наличие железной руды; наличие каменного угля)
Если есть металл, значит можно делать машины. А если не с/х район можно делать тракторы?
Сегодня трудовой фактор влияет на размещение заводов Мерседес-Бенц все грязные отрасли вынесены за пределы развитых государств концерну выгодно не возить машины по миру, а строить филиалы по разным материкам, так как – дешевая рабочая сила, выгоднее размещать в теплых странах, так как в холодных надо платить и за тепло , поэтому в последнее время произошли изменения в территориальной структуре машиностроения . Подтвердим этот факт текстом учебника стр. 135, 3 абзац 1 столбика:
Существенные изменения происходят и в территориальной структуре мирового машиностроения. До недавнего времени более 9/10 продукции этой отрасли давали страны Севера. США, ФРГ и Япония. Затем стала возрастать доля Юга - новые индустриальные страны: Китай, Индия, Бразилия, Мексика Аргентина. Ныне она достигла уже 1/4.
Сегодня в мире существуют 4 главных региона машиностроения.
Значение машиностроительного комплекса:
- По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.
- Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.
- Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
- Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.
Следующий урок мы будем отрабатывать прием характеристики отрасли машиностроения по типовому плану, поэтому:
Домашнее задание:
Творческие карточки разного уровня:
- Подготовить сообщение по любой компании отрасли машиностроения.
- Составить кроссворд по теме.
Итог урока: рефлексия
Предлагается письменно ответить на вопросы.
- Над какой темой мы работали?
- Какие новые знания открыли?
- Что нового узнали?
- Где могут пригодиться новые знания?
- Какие задания наиболее интересные?
- Что показалось легким и простым, а что вызвало у вас затруднение?