Цели:
- проверить освоение знаний постулатов Бора;
- сформировать понятия вынужденного излучения;
- рассмотреть применение вынужденного излучения на примере рубинового лазера;
- изучить применение лазеров;
- воспитывать аккуратность, прилежание в процессе выполнения самостоятельных заданий; учить правильно распределять время работы, оценивать свою работу.
Оборудование: Листы с заданиями, учебник, плакаты, доска, экран, проектор.
Этапы урока^
- Мотивационная беседа.
- Входной контроль.
- Первый модуль (изучение вынужденного излучения).
- Второй модуль (изучение принципа работы рубинового лазера).
- Третий модуль (типы лазеров и их применение).
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа
Учитель: В процессе работы вам предстоит закрепить знания постулатов Бора, узнать новое физическое явление – вынужденное излучение. Изучить работу рубинового лазера. Выяснить свойства лазеров, типы и их применение. Научиться сопоставлять материал, обобщать и делать выводы. Находить варианты решения поставленных проблем. Правильно распределять время работы над заданиями. Оценивать свою работу.
2. Входной контроль.
Раздаются листы с заданиями А и Б. Ученик выполняет одно из предложенных заданий. На выполнение отводится 10 минут. Работу проверяет учитель.
Задание А (4 балла)
- Когда происходит излучение или поглощение кванта света?
- Что такое главное квантовое число?
- При переходе атома водорода из 4-го стационарного состояния во 2-е энергия атома уменьшилась на 4,05*10-19 Дж. Какова частота излучения атома?
Задание Б (6 баллов)
- Запишите формулу для энергии стационарных состояний атома водорода. Как поглощает энергию атом, непрерывно или дискретно?
- Запишите формулу частоты фотона, поглощенного при переходе с уровня n на уровень k.
- Рассчитайте частоту излучения атома водорода при переходе электрона со второй стационарной орбиты на первую.
3. Первый модуль
Учитель объясняет теорию вынужденного излучения, используя плакат <Рисунок 1>. Ученикам выдаются листы с пробным заданием А. На выполнение работ отводится 5 минут. После выполнения задания ученики проверяют себя с помощью проверочного листа, спроецированного на экран проектором.
Пробное задание А
- Кем было введено понятие вынужденного излучения?
- Является ли вынужденное излучение когерентным?
- Какой уровень является метастабильным?
- Какова частота кванта электромагнитного излучения способного вызвать вынужденное излучение (формула)?
- Какие процессы возможны при поглощении атомом кванта электромагнитного излучения?
Проверочный лист пробного задания А (каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл).
- В 1916 году Альбертом Эйнштейном.
- Да.
- Второй
- v = (Е2 – Е1)/h
- 1. Поглощение кванта не возбужденным атомом, 2. Спонтанное излучение возбужденного атома, 3. Вынужденное излучение.
Выступление ученика с исторической справкой создания лазера.
4. Второй модуль
Учитель объясняет принцип работы рубинового лазера, используя плакат <Рисунок 2>. На доске решается задача.
Задача. Лазер на рубине обладает энергией излучения в импульсе длительностью 30 нс – 1 Дж. Длина волны излучения равна 694,3 нм. Определите число фотонов излучаемых за лазерный импульс?
Ученикам выдаются листы с пробным заданием Б. На выполнение работ отводится 5 минут. После выполнения задания ученики проверяют себя с помощью проверочного листа, спроецированного на экран проектором.
Пробное задание Б
- В каком диапазоне электромагнитного излучения работает мазер, лазер?
- Какую примесь используют в рубиновом лазере?
- Что используют в качестве накачки в рубиновом лазере?
- В каком режиме работает рубиновый лазер?
- Перечислите свойства лазера?
Проверочный лист пробного задания Б (каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл).
- Мазер – в радиодиапазоне, лазер – в оптическом диапазоне
- Хром – 0,05%
- Ксеноновую спиралевидную лампу
- В импульсном режиме
- Высокая степень когерентности, Острая направленность, большая мощность.
5. Третий модуль
Выступления учеников с рефератами.
Темы рефератов:
1. Типы лазеров.
2. Применение лазеров.
3. Лазер обрабатывает материалы.
4. Применение лазеров в медицине.
Ученикам выдаются листы с пробным заданием В. На выполнение работ отводится 5 минут. После выполнения задания ученики проверяют себя с помощью проверочного листа, спроецированного на экран проектором.
Пробное задание В
- Кто создал первый квантовый генератор, работающий в оптическом диапазоне?
- Перечислите типы лазеров?
- Перечислите всевозможные применения лазеров в науке и технике.
- Можно ли использовать квантовый генератор для связи? В каком диапазоне электромагнитных волн будет работать система связи?
Проверочный лист пробного задания В (каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл).
- Американский ученый Т. Мейман.
- Твердотельные, газоразрядные, полупроводниковые, жидкостные химические и газодинамические.
- Оптическая локация; геодезия; контроль за состоянием атмосферы и качеством различных изделий; лазерная связь; хранение, поиск и передача информации; медицина; обработка материалов (сварка, резка и т.д.).
- Да. В радиодиапазоне и в оптическом диапазоне (волоконная оптика).
Учитель коротко обобщает изученный материал, выделяет главное. Ученики считают общий бал за три пробных задания.
6. Завершающий контроль
Раздаются листы с заданиями А и Б. Ученик выполняет одно из предложенных заданий. На выполнение отводится 10 минут. Работу проверяет учитель.
Задание А (4 балла)
- Кем было введено понятие вынужденного излучения?
- Перечислите свойства лазера.
- Сколько энергетических уровней используется в работе рубинового лазера?
- Для чего применяют лазеры в медицине?
Задание Б (6 баллов)
- Возможен ли самопроизвольный переход атома из возбужденного состояния в основное? Будет ли при этом излучаться квант света?
- Переход между какими энергетическими уровнями обуславливает возникновение когерентного лазерного излучения в квантовом генераторе?
- Лазер излучает на длине ?=700 нм его мощность равна Р=50 мВт. Определите количество фотонов n, излучаемых лазером в секунду.
7. Рефлексия
Ученик оценивает свою работу на уроке, отвечая на вопросы по карточке.
1. Как я усвоил материал?
Получил прочные знания – 9-10 баллов
Усвоил материал частично – 7-8 баллов
Мало что понял, надо попробовать еще – 4-6 баллов
2. Как я работал?
Сам справился со всеми заданиями – 9-10 баллов
Допускал ошибки – 7-8 баллов
Сделал много ошибок – 4-5 баллов
Подводится итог урока, задается домашнее задание.
Литература.
1. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые
явления. Строение и свойства вещества: Учеб. для 11
кл. общеобразоват. Учреждений/С.В.Громов; Под ред.
Н.В. Шароновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 287
с.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для
11 кл. сред. шк. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,
1993. – 254 с.
3. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч.II. Учеб.
пособие для учащихся/ Под ред. Л.В.Тарасова. – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
4. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач
по физике для 8-10 классов средней школы. – 9-е изд.
– М.: Просвещение, 1984. – 192 с., ил.