Цели:
- познакомить детей с жизнью А. В. Суворова;
- воспитывать уважение к его ратному подвигу, истории России;
- развивать речь детей, внимание, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
- учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева;
- компьютерная презентация (Приложение 1);
- видеофильм «А.В.Суворов»;
- ребусы, кроссворды для работы в группах;
- рефераты учеников.
Использованная литература:
- журнал «АБВГД – игры, конкурсы, уроки…»,
- энциклопедия «Все обо всем»,
- А.С.Пушкин «Сказки».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодняшний наш урок пройдет как заседание клуба детективов. А значит, нам очень будут нужны внимание, воображение, интуиция. И тогда вы с легкостью в конце урока назовете имя человека, спрятанное за семью печатями. Работа будет проходить группами.
II. Проверка домашнего задания
По материалам прошлого заседания вами было собрано огромное количество материала о Петре Первом. (Заслушиваются рефераты).
III. Знакомство с новым материалом
Мы не случайно вспомнили сегодня о первом
русском императоре. Несмотря на то, что наш герой,
чей герб вы видите на экране, родился намного
позже Петра, он был ярким продолжателем
петровских традиций.
Но, начнем по порядку. История наша началась в 1730
году, когда в семье военного инженера, крестника
Петра I, его адъютанта, родился сын. Как все
родители, родители мальчика хотели дать ему
самое красивое, самое гордое имя.
Время 1 печати
Рассмотрите запись на доске. Разгадайте закономерность. Замените буквы, добавив к ним в алфавитном порядке несколько букв в соответствии с закономерностью, и вы узнаете, что в переводе с греческого языка означает данное мальчику имя.
5…7…10…12…15…17…20…22…25
Ё Э Ч
Ё Р К
Ж З
(Защитник)
Отец хотел, чтобы его сын стал защитником не
только своих родных, но и Родины.
В те годы в дворянских семьях было принято с
самого рождения приписывать мальчиков к одному
из военных полков. Ребенок еще дома в пеленках
лежал, а уже числился солдатом. Пока мальчик рос,
ему засчитывали срок службы и присваивали
очередные воинские звания. Годам к 12 даже не
служа в армии, он получал офицерский чин.
Нашему герою в этом отношении не повезло. Уж
больно он был слабым, маленького роста, щуплого
телосложения.
«Какая может быть армия для такого больного и
неприспособленного к жизни человека? В лучшем
случае отдам его в канцелярию», – думал отец.
Мальчик рос скрытным, нелюдимым. Даже дворня
считала его чудаком.
Были в жизни его два увлечения. Первое – книги,
особенно посвященные сражениям, великим
полководцам. Второе – оловянные солдатики,
огромную коллекцию которых он собрал к концу
своей жизни.
Время 2 печати
Самые первые солдатики были отлиты из цинка по
приказу прусского короля Фридриха. С помощью
этих фигурок он решил поучить своих генералов,
как нужно воевать. Но цинковые фигурки оказались
хрупкими и их заменили оловянными. Постепенно
«военные игры» короля были заброшены, а фигурки
разобрали придворные для своих детей. Постепенно
они распространились по всей Европе и стали
пользоваться огромным спросом. Особенно
ценились работы мастеров Германии и Франции,
которые отличались и формой, и размером.
Решите задачу и назовите размер оловянных
фигурок.
Германия –3 2/10 см = ? мм.
Франция – ? – 1 1/2 от Германии.
Но вернемся к нашему герою. Не знаю, как бы
сложилась его судьба, если бы не случай. Однажды в
их дом приехал старый друг отца, так же военный
инженерии артиллерист. Познакомившись и
поговорив с мальчиком, тот расплылся в улыбке.
– Петр Великий твоего сына расцеловал бы и
непременно определил в военное дело.
Скрепя сердце отец согласился с доводами друга.
Время 3 печати
(На проекторе появляется изображение А.П.Ганибала).
Портрет этого человека вы видите впервые, но хорошо знаете его родственника, автора многих талантливых стихов. Из некоторых строчек его стихов я составила стихотворение- центон. Прочтите его. Догадайтесь, из каких произведений строки и кто их автор.
Ель растет перед дворцом, а под ней – хрустальный дом.
Там царь Кощей над златом чахнет,
Спит себе на соломе, работает за четверых, ест за семерых.
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой
Около царя сидят
В дорогой собольей душегрейкеРовно тридцать лет и три года.
Я там был, мед-пиво пил
И усы лишь обмочил.
(На экране появляется портрет А.С.Пушкина).
Предка А.С.Пушкина звали Абрам Петрович
Ганнибал.
Но что же наш герой. Уже на следующий год мальчика
определили в пехотный полк простым солдатом. Шел
ему в ту пору 12-й год.
Несение настоящей службы ему отсрочили на 2 года.
Но за эти 2 года приказом по полку он обязывался
пройти целый ряд наук. С этого момента наш юный
герой преобразился. Он и сам почувствовал себя
солдатом, которому боевые офицеры отдают приказ.
Зная о своем хилом здоровье, он закалял свое тело
и волю. Каждое утро он начинал с выливания на себя
ведра холодной воды. В любую погоду занимался
физкультурой и верховой ездой. Два года прошло
незаметно. Мальчик прибыл в полк и получил свое
первое повышение – стал капралом (ефрейтором).
Однажды он находился в карауле у царского дворца.
Здесь его заметила прогуливающаяся царица
Елизавета Петровна. (На экране появляется ее
портрет).
Ее поразило, что у такого щупленького солдатика
такая великолепная выправка.
(Ученики показывают инсценировку «Суворов и императрица»).
– Вот тебе за усердие награда, – сказала царица
и протянула солдату серебряный рубль.
– Не могу взять, Ваше Величество. «Не позволяет
устав караульной службы», – ответил тот.
– Молодец! Твердый! Когда с караула сменишься,
возьмешь,– наклонившись, царица положила монету
к ногам солдата.
Этот подарок государыни молодой капрал будет
свято хранить до конца жизни. И всю свою
дальнейшую жизнь он проведет под девизом:
«Солдат должен быть твердым, храбрым, правдивым,
несмотря ни на какие испытания». А испытаний в
его жизни было много. Одно из них – турецкая
крепость Туртукай.
Только недавно он был произведен в генералы и
сражался под началом фельдмаршала Румянцева.
Румянцев был заслуженный военачальник,
одержавший много побед. (На экране – портрет).
Однако эта война с самого начала велась
нерешительно. Никаких побед, никаких
продвижений. А молодому генералу не терпелось в
бой. И вот, не спросив разрешения, он завязал бой с
неприятелем, отбросил его, уже почти ворвался в
крепость Туртукай, как пришел приказ Румянцева
повернуть назад.
– Как бы вы поступили на месте генерала? (Ответы
детей).
Генерал подумал: командующий далеко, победа
близко, и ослушался. Туртукай был взят. Тут же он
написал фельдмаршалу донесение в стихах:
Слава богу, слава Вам!
Туртукай взят, и я там!
Румянцев был в бешенстве и отдал нашего героя
под суд. Слухи об этом дошли до царицы Екатерины
Второй. (На экране – портрет).
Она долго думала и написала Румянцеву записку.
Время 4 печати
Решите примеры, запишите под каждой цифрой ответов подходящий слог и прочтите текст записки.
364 : 13
1те
5дят
806 :
26
2по
6су
2679 :
57
3ди
7не
1820 :
28
4лей
8бе
Наш герой посвятил армии более 50 лет, его по
праву считали самым храбрым воином не только
свои офицеры и солдаты, но и враги. Он провел 60
сражений и боев и ни разу не проигрывал.
Однажды, увидев бегущих с поля боя солдат, наш
герой бросился в их ряды. Он бежал вместе с
отступающими солдатами и громко кричал:
«Молодцы! Правильно делаете! Заманивайте врагов,
заманивайте дальше!»
Солдаты вначале оторопели, а потом им стало
стыдно. А как иначе? Ведь их командир не верит в
то, что они позорно бегут с поля боя. Как тут было
не остановиться и не повернуть штыки обратно. С
криками «Ура!» солдаты бросились на врага и
наголову его разбили.
Время 5 печати
Слово «Ура» не всегда было русским военным
кличем. Слово это пришло к нам из тюркского языка
в те времена, когда племена тюрков нападали на
южные русские земли.
«Ур» – означало «бей».
Точно так же в русский язык из других языков
попали многие слова – иностранцы.
Прочтите на доске их первоначальное значение.
Попробуйте вспомнить, как это слова звучат
по-русски.
ОХРАННИК СОЛИ (др. рим.) – СОЛДАТ
ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ (тюрк.) – КАРАНДАШ
ГОЛОВА (латин.) – КАПУСТА
РОГАТАЯ (латин.) – КОРОВА
ВЧЕТВЕРО (греч.) – ТЕТРАДЬ
НЕ СПЕЛЫЙ (греч.) – ОГУРЕЦ
Великий полководец был человеком храбрым, и не
только в бою. За правду он всегда стоял до конца.
Он не боялся спорить с высшим начальством и даже
с самим царем.
Надо сказать, что царь Павел (на экране – портрет)
очень любил все иностранное, особенно немецкое
(прусское). Поэтому он захотел ввести прусские
порядки и в русской армии. Были введены неудобные
мундиры, все солдаты были обязаны носить длинные
косички, на висках букли, парики, посыпанные
мукой. (На экране – иллюстрация). Но самое
главное, что обучение ведению боя, стрельбе и
штыковой атаке сменились на обучение маршировке,
умению красиво ходить. Однажды Павел I пригласил
нашего героя на парад. Смотрел фельдмаршал на
прославленные полки и не узнавал. А царь, знай,
похваливает их форму, умение красиво ходить. Не
сдержался наш герой. За что и был сослан в ссылку.
Время 6 печати
Не любили в армии Павловские реформы. За
схожесть введенной им формы с внешним видом
одного животного этот представитель живой
природы, также не любимый в народе, получил
прозвище «прусак». Разгадайте ребусы, впишите
ответы в клетки кроссворда, и вы узнаете, кого же
в русских семьях называют прусаком. (Таракан)
Спустя несколько лет император Павел, поняв, что
во всем мире нет лучшего полководца, сам пришел к
нашему герою с извинениями и просьбой принять на
себя командование армией.
– Командуй, как только ты умеешь, – сказал
император, и это была высокая награда старому
солдату. Но гораздо более высокой наградой ему
были ученики, среди которых будущие герои
Отечественной войны 1812 года Кутузов, Багратион,
Раевский, Милорадович. И среди них человек, чью
судьбу наш герой предопределил так же, как
когда-то его собственную Ганнибал.
Однажды, проводя осмотр одного из полков и
общаясь с солдатами, наш герой заметил стайку
ребятишек – детей командира полка. Один из
мальчиков привлек его внимание выправкой,
блеском в глазах.
– Быть ему генералом. Я еще жив буду, а он уже
выиграет три сражения, – улыбнулся он. Так и
случилось. Мальчик стал генералом, участвовал во
многих сражениях, о его летучем партизанском
отряде ходили легенды. А еще он был поэтом, другом
Пушкина.
Время 7 печати
1 4 3 5
2 2 3
1 4 6 7 5
ДИНСЕ
АВДЫОВД
(На экране – портрет Дениса Давыдова.)
Несмотря на свою знаменитость и популярность
наш герой был человеком очень скромным.
Незадолго перед своей смертью он попросил, чтобы
на его могиле не писали всех его титулов и званий.
И поэтому там всего 3 слова:
Здесь лежит…
Я думаю вы легко назовете это имя. (На экране –
портрет).
Александр Васильевич Суворов – человек-эпоха,
человек-легенда, чей ратный подвиг на суше
повторял на море, принося славу России, другой
талантливый человек – Ф.Ф.Ушаков.
(На экране – портрет)
Материал об этих прославленных полководцах вы сможете прочитать в учебнике.
IV. Просмотр видеофильма
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Учебник «Окружающий мир». Стр. 103 – 105.
Самым любознательным я предлагаю найти
дополнительный материал и подготовить рефераты
о А.В.Суворове и Ф.Ф.Ушакове.