Урок по теме "Нации и национальные отношения". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.

Оборудование урока:

1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Человек и общество. Обществознание». Учебник 11 класса. Базовый уровень, § 19. На следующий урок в тетрадях ответить на вопрос: Как вы понимаете слова русского философа Н. Бердяева «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Создание этого единства и есть национальное сознание»?
2. Презентация учащихся 11 классов МОУ СОШ № 57 «Почему возник чеченский конфликт?»
3. Конституция Российской Федерации. М., 2008.
4. Степанько С.Н. Обществознание.11 класс. Поурочные планы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.

ХОД УРОКА

Изучение новой темы

Организационные моменты. Цель и задачи урока

Вступительное слово учителя

Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема

  1. Что такое социальная структура общества?
  2. Перечислите элементы социальной структуры
  3. Какое место в структуре занимает изучаемая тема?

Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Черты этноса:

  • Язык нации, народности
  • общая историческая судьба,
  • семейно-бытовое поведение,
  • нормы повседневного поведения,
  • специфическая материальная и духовная культура.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.
Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.
Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности
Приведите примеры.
Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции : сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.

Формы интеграции:

  • Экономические и политические союзы
  • Транснациональные корпорации
  • международные культурные центры
  • Взаимопроникновение религий, культур

Приведите примеры.

Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.

Формы:

  • Религиозный фанатизм
  • национализм
  • протекционизм в экономике
  • самоизоляция в целом

Приведите примеры.
В последнее время все большее распространение получает национализм.

Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям. Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.
Приведите примеры.
Национализм приводит к национальным конфликтам. Причины межнациональных конфликтов:

  • Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
  • Непродуманная политика ряда политических деятелей.
  • Ошибки и просчеты в национальном вопросе

Ярким примером проявления национального конфликта в современной истории России является первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего класса подготовили презентацию по этому вопросу.
Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».
После демонстрации организована беседа:

  • каковы причины чеченского конфликта?
  • Почему конфликт вылился в войны?
  • Каковы пути преодоления национальных конфликтов?

Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:

  • Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
  • переговоры с конфликтующими сторонами,
  • решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.

Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.
В Российской Федерации государственная национальная политика разработана на основе Конституции РФ (1993 год) и Концепции государственной национальной политики (1996год)
Организуется работа с текстом Конституции РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) В результате оформляется запись в тетрадях «Основные направления государственной национальной политики в Российской Федерации»:

  • Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,
  • сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,
  • равноправие всех субъектов федерации,
  • гарантии прав коренных малочисленных народов,
  • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,
  • содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,
  • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов

Закрепление изученной темы проводится в форме анализа текста. Каждый ученик получает текст задания. В конце урока организуется обсуждения по вопросам.

Как развиваются межнациональные отношения.

В развитии наций четко выделяются две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии наций и народностей – интернационализм, основанный на экономической интеграции.
Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиления культурного, научного обмена в мировом сообществе.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народностей, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии национализма, расизм а и шовинизма.
Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств.
Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.
Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда и национальной самобытностью государств и народов.
Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия меду представителями различных национальностей в трудовых и иных национальных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.
И.В. Мостовая «Зачет по социологии в кармане»

Вопросы:

  • Какие две тенденции в развитии национальных отношений называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.
  • Какие причины интернационализма указывает автор ( не менее 3-х)
  • На основе имеющихся знаний дайте определение национализма и расизма.
  • Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (не менее 3-х)
  • Каких принципов необходимо придерживаться в государственной национальной политике?

Вывод. Итоги урока.

Презентация