Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.
Оборудование урока:
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Человек и
общество. Обществознание». Учебник 11 класса.
Базовый уровень, § 19. На следующий урок в тетрадях
ответить на вопрос: Как вы понимаете слова
русского философа Н. Бердяева «Наиболее правы те,
которые определяют нацию как единство
исторической судьбы. Создание этого единства и
есть национальное сознание»?
2. Презентация учащихся 11 классов МОУ СОШ № 57
«Почему возник чеченский конфликт?»
3. Конституция Российской Федерации. М., 2008.
4. Степанько С.Н. Обществознание.11 класс.
Поурочные планы. Волгоград. Издательство
«Учитель», 2007.
ХОД УРОКА
Изучение новой темы
Организационные моменты. Цель и задачи урока
Вступительное слово учителя
Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема
- Что такое социальная структура общества?
- Перечислите элементы социальной структуры
- Какое место в структуре занимает изучаемая тема?
Вывод: этнос, народности, нации –
составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая совокупность людей,
обладающих общими, относительно стабильными
особенностями языка, культуры и психики, а также
сознанием своего единства и отличия от других
подобных образований.
Черты этноса:
- Язык нации, народности
- общая историческая судьба,
- семейно-бытовое поведение,
- нормы повседневного поведения,
- специфическая материальная и духовная культура.
Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая
родственников и соответствует
первобытнообщинным отношениям.
Народность – форма общности людей, для которой
характерны общность истории, территория, язык,
культура. Формирование нации происходит в период
развития рабовладельческих и феодальных
отношений.
Нация – это определенная форма существования
этноса. Исторически сложившаяся общность людей,
для которой характерны формирование единых
экономических связей, общность исторической
жизни, языка, территории, определенные черты
психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса,
общие экономические связи, язык, религия,
привычки, единые ценности
Приведите примеры.
Национальное самосознание – это совокупность
социальных, нравственных, политических,
экономических, эстетических, религиозных,
философских взглядов, характеризующих
содержание, уровень и особенности духовного
развития наций.
Приведите примеры, подтверждающие мысль о том,
что каждая нация обладает национальным
самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две
объективные противоположные тенденции :
сближение, межнациональная интеграция и
стремление к отделению, межнациональная
дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс
постепенного объединения различных наций,
народов, этносов.
Формы интеграции:
- Экономические и политические союзы
- Транснациональные корпорации
- международные культурные центры
- Взаимопроникновение религий, культур
Приведите примеры.
Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.
Формы:
- Религиозный фанатизм
- национализм
- протекционизм в экономике
- самоизоляция в целом
Приведите примеры.
В последнее время все большее распространение
получает национализм.
Национализм – это политика, в основе
которой лежит идея исключительного
превосходства, недоверие к другим нациям.
Национализм – опасное социальное заболевание,
которое может привести к распаду страны.
Приведите примеры.
Национализм приводит к национальным конфликтам.
Причины межнациональных конфликтов:
- Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
- Непродуманная политика ряда политических деятелей.
- Ошибки и просчеты в национальном вопросе
Ярким примером проявления национального
конфликта в современной истории России является
первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего
класса подготовили презентацию по этому вопросу.
Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».
После демонстрации организована беседа:
- каковы причины чеченского конфликта?
- Почему конфликт вылился в войны?
- Каковы пути преодоления национальных конфликтов?
Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:
- Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
- переговоры с конфликтующими сторонами,
- решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.
Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в
многонациональных государствах. С целью
предупреждения национальных конфликтов
правительства многонациональных государств
проводят государственную национальную политику.
В Российской Федерации государственная
национальная политика разработана на основе
Конституции РФ (1993 год) и Концепции
государственной национальной политики (1996год)
Организуется работа с текстом Конституции РФ (ст.
2,13,19,26,29,68) В результате оформляется запись в
тетрадях «Основные направления государственной
национальной политики в Российской Федерации»:
- Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,
- сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,
- равноправие всех субъектов федерации,
- гарантии прав коренных малочисленных народов,
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,
- содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов
Закрепление изученной темы проводится в форме анализа текста. Каждый ученик получает текст задания. В конце урока организуется обсуждения по вопросам.
Как развиваются межнациональные отношения.
В развитии наций четко выделяются две
тенденции. Первая тенденция в мировом развитии
наций и народностей – интернационализм,
основанный на экономической интеграции.
Интернационализм понимается как добровольное
сотрудничество разных рас и наций, не
исключающее их суверенитета, равноправия.
Объективной основой межнациональной интеграции
является развитие производительных сил и
разделение на этой основе процессов кооперации и
экономической интеграции. К объективным
причинам межнациональной интеграции можно также
отнести развитие глобальных проблем
современности и усиления культурного, научного
обмена в мировом сообществе.
Вторая тенденция в развитии наций состоит в
дифференциации наций и народностей, которая
выражается в их стремлении к самоопределению.
Эти процессы часто происходят в конфликтной
форме. Возникают идеологии национализма, расизм
а и шовинизма.
Внутри каждой нации также действуют две
тенденции. Первая – пробуждение национальной
жизни и национальных движений, создание
национальных государств.
Вторая тенденция – это развитие отношений между
нациями, ломка национальных перегородок,
создание интернационального единства
экономической жизни, политики, науки.
Противоречия между ними является основным
противоречием в сфере национальных отношений.
Из основного противоречия вытекают и другие,
например, противоречие интересов отдельных
наций с интересами общества в целом. Обострение
национального вопроса связано с противоречиями
между нарастающей научно-технической
революцией, требующей максимального
кооперирования, международного разделения труда
и национальной самобытностью государств и
народов.
Между самими национальными государствами
возникают противоречия в связи с наличием
специфических интересов: использование
природных ресурсов, транспортных коммуникаций.
Возникают противоречия меду представителями
различных национальностей в трудовых и иных
национальных коллективах. Причины обострения
национальных противоречий могут носить
политический, экономический, демографический
характер. Межнациональные противоречия
проявляются в форме межнациональных конфликтов.
И.В. Мостовая «Зачет по социологии в кармане»
Вопросы:
- Какие две тенденции в развитии национальных отношений называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.
- Какие причины интернационализма указывает автор ( не менее 3-х)
- На основе имеющихся знаний дайте определение национализма и расизма.
- Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (не менее 3-х)
- Каких принципов необходимо придерживаться в государственной национальной политике?
Вывод. Итоги урока.