Класс – 9.
Тема «Конституция РФ».
Цель – способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
- воспитание правовой культуры;
- развитие умения участвовать в политической жизни страны.
Интерактивные стратегии:
- ток-шоу «Договор»
- игра «Самолет»
Дидактический материал – раздаточный материал для игры «Самолет», Конституция, чистые листы для проведения игры «права и обязанности».
Оборудование – Презентация по данной теме.
Дополнительная литература: Фалькович Т.А. По законам добра. М., 2006.
Примечание – в ходе работы с классом учитель первоначально задает вопрос, лишь затем помощник высвечивает слайд.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие учителя
– Урок наш сегодня будет проведен по теме «Конституция». Мы ознакомимся с главным законом государства.
Приложение 1. Слайд 1 – тема урока
– Что такое конституция?
Приложение 1.
Слайд 2 – происхождение
Сам термин происходит от латинского слова
«установление», которым в Древнем Риме
обозначали важнейшие указы императоров.
Приложение 1. Слайд 3 – историческая справка
(Возможные ответы детей)
– В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них – Конституция США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции, имеем в виду основной закон страны, принятый 12 декабря 1993 г.
Приложение 1. Слайд 4
Приложение 1. Слайд 5 – характеристика
– В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, являющийся ядром политической системы, возглавляющий всю систему правовых актов, имеющий прямое действие.
Приложение 1. Слайд 6 – цели и задачи
– Как была принята Конституция РФ? Найдите, пожалуйста, ответ в документе. (Учащиеся предлагают вариант – референдум.)
Игра «Договор».
– Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течении 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
– Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Переходим к структуре документа.
Приложение 1. Слайд 7 – структура
– По своей структуре Конституция состоит из преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе закрепляются права и обязанности всех субъектов правовых отношений в государстве, в том числе – права и обязанности граждан; одно из них – право на свободное передвижение. Воспользуемся им виртуально, чтобы выяснить структуру закона.
Приложение 1. Слайд 8 – только начало, без вывода на экран ролей и итога.
Игра «Самолет»
– Представим, что самолет – это наше государство. Каждая группа (в классе с большей наполняемостью возможно увеличение количества участников в группе, в нашем случае работаем с сидящими за одной партой) получает «язычок» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета». Необходимо найти соответствие «язычка» определенному элементу схемы, а затем объяснить свой выбор (см. Приложение 2).
(Работа над схемой в течение 3 – 5 минут, в нашем случае продолжительность урока не позволяет использовать все элементы, поэтому мы взяли основные.)
Приложение 1. Слайд 8 – озвучим вместе
– Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей. Самое главное – полет предполагает знание определенных правил поведения на борту, а для этого необходимо знать закон.
Итог: Приложение 1. Слайд 9 – Конституция – основной закон страны
Закрепление:
– Когда была принята Конституция?
– Цель закона?
– Структура?
– Значение для каждого?