Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

Разделы: География


Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении и рельефе Австралии.

Познакомить с историей открытия и исследования материка.

Продолжить формирование приема определения ГП материка.

Развивать умение сравнивать рельеф двух материков, продолжить развивать умение работать с

географическими картами, текстом учебника.

Воспитание чувства коллективизма, взаимопонимания с другими народами,

Оборудование: физическая карта мира, карты атласа; “Строение земной коры”, “Физическая карта мира”, “Физическая карта Австралии”, раздаточный материал: план описания материка, опорный конспект, текст для заполнения.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Оргмомент

Задача нашего урока: познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки.

Мы сегодня будем работать с картой, с текстом учебника.

II. Активизация знаний, умений.

  • Ребята давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку.
  • Чтобы все успешно сделать на уроке, как мы должны работать?
  • Прежде чем изучать Австралию, давайте вспомним, то, что мы прошли ранее, мы изучаем сейчас тему “Южные материки”, ознакомились с общей характеристикой материков и конкретно изучили какой материк? (Африка).

Работа по вопросам:

  1. Что такое материк?
  2. Сколько материков на Земле? Перечислите их?
  3. На каком материке мы живем?
  4. По отношению к экватору как подразделяются материки?
  5. Какие материки относятся к южным?
  6. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?
  7. По какому плану мы изучаем материк?

1.ГП, 2.Рельеф. З. Климат.4. Внутренние воды.5.Природные зоны.6. Население.

8. Мы, изучая Африку, узнали, что Африка самый ... какой? (жаркий)

Почему?

Ill. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

И так, сегодня мы начнем изучать материк Австралия.

Австралия (с латинского переводится “ южный”) - этот край самый любопытный на всем земном шаре!

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Taм протекают реки без воды.
(Они в пустыни пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение.

Австралия - самый тихий материк, Австралия собрала людей со всего мира, народы разных национальностей живут в мире и согласии.

Ведь на самом деле во многом Австралия и вправду, самый ...........материк!

Самый, какой?

- Чтобы ответить на этот вопрос послушаем интересные факты.

Задание: По возможности после выступления назвать как можно больше фактов.

1. Во-первых, Австралия - самый маленький материк. Площадь Австралии составляет 9 млн. км 2, в раз меньше Евразии (54 млн. км.2)

Австралия - единственный в мире страна, занимающая целый материк.

  1. Во-вторых, самый сухой материк, ведь большую часть его территории занимают пустыни, осадки получают в 5 раз меньше, чем Африка.
  2. В-третьих, самый удаленный материк, именно поэтому Австралия была открыта позже всех других материков.
  3. В-четвертых; малонаселенный материк, численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: В Австралии проживает 17 млн. чел., в Нью-Йорке, - 12 млн., в Москве - 8 млн. чел.
  4. Австралия — самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира, ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь нигде на земном шаре.

Вы послушали много интересных фактов об Австралии. Повторите то, что вы запомнили.

2. Знакомство с историей открытия Австралии.

Итак, слушаем внимательно сообщения, после которых вам нужно заполнить таблицу, которые у вас на столах.

Исследователь

Страна

Открытие

     

Проверим, кто самый внимательный, кто лучше умеет слушать.

Сообщения учащихся:

  1. Исследование Австралии Л.Торресом.(1606г. испанец открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк назвал Торресовым.
  2. Исследование Австралии Абелем Тасманом (он исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642г. остров, позже названный его именем — Тасмания)
  3. Исследование Австралии Д, Куком.(1770г, 18 в. открыл восточное побережье Австралии)

Учащиеся заполняют таблицу.

3. Работа с планом и картой.

Задание 1. Используя план “ Характеристика ГП материка” (см. приложение) и физическую карту Австралии, описать ГП континента.

Задание 2. Используя текст учебника и физическую карту, опишите береговую линию материка.

(Уч-ся внимательно изучают береговую линию, затем читают вслух текст учебника на стр. 148 и отвечают на вопросы)

  1. Как изрезаны берега Австралии?
  2. Где расположены крупные порты? Почему?
  3. Почему вдоль северо-восточной части Австралии образовался “Большой Барьерный Риф”

Задание 3. Работа с контурными картами (работа по рядам). ( Уч-ся раздаются списки номенклатуры по береговой линии материка, предлагается отметить объекты на К/К)

1 ряд. Моря: Тасманово, Тиморское.

Проливы: Торресов, Басов, мыс. Йорк.

2 ряд, Моря: Коралловые, Арафурское, мыс. Байрон.

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.

З ряд Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс. Стип-Пойнт, мыс. Саут-Ист-Пойнт

Проверка: Выходят к доске и показывают объекты.

4. Работа с текстом учебника или с опорным конспектом.

Австралия - самый плоский материк. Большая часть его представляет собой равнину, края которых приподняты, особенно на востоке.

Перед тем, как выполнить задание давайте вспомним:

    1. Что такое рельеф?
    2. Какие формы рельефа вы знаете:
    3. Какие бывают равнины? каким цветом обозначаются на карте?
    4. Как подразделяются горы по высоте?
    5. Что такое платформа?

Задание. Опираясь на текст учебника и анализ карт “ Строение Земной коры”, “Физическая карта Австралии”, выявить сходства и различия в рельефе Австралии и Африки.

Уч-ся заполняют таблицу:

I вариант

Австралия

Африка

Сходства и различия в рельефе

(используя физическую карту мира)

   
     

2 вариант

Австралия

Африка

Особенности строения материка

(используя карту строения земной коры)

   

Вывод: В рельефе материков много общего, но есть и различия, которые заключаются в единстве происхождения и особенностях происхождения материков.

Работа по вопросам:

  1. Перечислите основные черты рельефа Австралии.
  2. Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
  3. Частью какого древнего материка была Австралия?
  4. Как называются горы в Австралии?
  5. Какими полезными ископаемыми богата Австралия?

IV. Закрепление

Задание. Заполните текст (тексты на столах) (см. приложение).

V. Домашнее задание:

П. 35, в к/к указать крайние точки, береговую линию, высшую точку Австралии.

Приложение