Цели:
- знакомство учащихся с географией, культурой Башкортостана;
- развитие мыслительных операций;
- воспитание любви к родному краю, чувство коллективизма.
Оборудование:
- карта Республики Башкортостан,
- карточки с заданиями,
- изображения героев, животных,
- запись башкирской музыки, песни "Голубой вагон",
- клей,
- цветные карандаши.
Ход мероприятия
ВСТУПЛЕНИЕ
Ребята, сегодня к нам в гости приехали герои знаменитого мультфильма и книг
Э. Успенского. А вы их узнали? (Крокодил Гена и Чебурашка.)
Они не были в Башкортостане, но очень хотят вместе с вами отправится в путешествие по нашему родному краю. А отправимся мы в путь из города:
Герои предлагают вам отгадать сначала дату основания города , в котором нас ждёт паровоз с 3 вагонами.
На доске:
Уфа 1574 Бирск 1663 Стерлитамак 1781 Белорецк 1756
Но в один вагон мы все не поместимся, поэтому нам надо разделиться на 3 команды.
Класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает своё название.
Команда, которая быстрее справляется с заданием, занимает вагон с №1, вторая - с №2, третья - с №3.
Карточка 1
7+1-2-4-1= 1 1+1+1+2+3-2= 6 4+1+2+1-2-3+3= 6 5-1-1-1+4-2-1= 3
Итак, наше путешествие начинается в Бирске.
Занимаем места и под песню "Голубой вагон" едем в город Белебей.
К сожалению, мы не можем продолжить наш путь. Шапокляк считает, что мы ничего не сможем рассказать о нашем крае Гене и Чебурашке, поэтому их должны сопровождать другие ребята. На станциях она оставила задания, если мы их выполним, то без труда наши герои совершат путешествие по Башкортостану. Ребята, как вы думаете, мы справимся с заданиями?
I задание Шапокляк
- Шапокляк считает, что первоклассники слишком маленькие, чтобы путешествовать: они ни читать, ни писать не умеют. Поэтому она предлагает каждой команде составить за 2 минуты как можно больше слов из букв слова "БАШКОРТОСТАН". ( Например, "кора, торт" и т.д.)
- Мы справились с заданием, поудобнее располагаемся в вагонах и покидаем город Белебей.
II задание Шапокляк
- Наша следующая остановка - город Мелеуз.
(Звучит башкирская мелодия. )
Каждой команде надо под музыкальными инструментами указать название:
- КУБЫЗ
- ГАРМОНЬ
- КУРАЙ
Карточка 2
- Команды занимают вагоны и под музыку едем в город Салават.
III задание Шапокляк
Загадки о животных.
(Команда, которая отвечает первой, получает балл.)
Летом бродит он по лесу,
Любит ягоды и мед.
"Неуклюжий", "косолапый" -
Так народ его зовет. (медведь)
С дерева на дерево
Летает, будто стрелка.
Рыжая, пушистая,
Она зовется... (белка)
Белый зимой, серенький летом,
Ушки длинны, хвост короток.
Угадай, кто это? (заяц)
Зубы острые, как бритвы,
Серой шубою покрытый,
Он в овечках знает толк.
Ну конечно, это... (волк)
Хитростью своею славится
Эта рыжая красавица (лиса)
По стволу и вверх и вниз
Лазает, как альпинист.
Разоряет гнезда птицам.
А зовут ее... (куница)
IV задание Шапокляк
- Прежде, чем попасть в Стерлитамак, нам надо выполнить следующее задание Шапокляк.
Из букв составить названия 2 рек Башкирии.
Б Л Е А Я Д М Ё А
(Белая, Дёма.)
V задание Шапокляк
- Мы подъезжаем к столице Башкортостана. Чтобы туда попасть, мы должны рассказать стихотворения об Уфе.
VI задание Шапокляк
- И самое последнее испытание: Шапокляк разрезала изображение герба Уфы и нам необходимо его склеить.
Заключение
- Наше путешествие подошло к концу. Крокодил Гена и Чебурашка прощаются с нами. А мы продолжим изучать родной край, и в следующий раз пригласим их в новое увлекательное путешествие.
И старуху Шапокляк тоже пригласим. Нам удалось убедить её , что в нашем классе учатся умные, дружные ребята, которые любят свой родной край - Республику Башкортостан.